Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Социальный и правовой статус гражданского служащего







Вопросы для рассмотрения

1. Понятие «гражданский служащий» (определение и основные признаки).

2. Социально-правовой статус гражданского служащего.

3. Ответственность гражданского служащего.

4. Экономическое обеспечение и гарантии гражданского служащего.

 

1. Понятие «гражданский служащий» (определение, основные признаки)

1.1.Определение понятия «гражданский служащий»

Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин, служащий. Стало быть, понятием ≪ служащий≫ обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций).

Вместе с тем с конца 1950-х гг., в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие «государственный служащий». В конечном счете, почти все авторы приходили к выводу, что следует различать понятия ≪ государственный служащий≫ в широком и узком смысле слова. В широком смысле государственный служащий — это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации (управленческого органа, армии, образования, здравоохранения и др.). В узком смысле — это профессиональный управленец органов государственной власти.

В принятом в 1995 г. Федеральном законе ≪ Об основах государственной службы Российской Федерации≫ понятие ≪ государственный служащий≫ приобрело достаточно определенное содержание, тождественное узкому смыслу этого слова. В настоящее время понятие ≪ государственный служащий≫ также означает особую аппаратную должность в государственных органах. В Федеральном законе ≪ О системе государственной службы Российской Федерации≫ есть два определения государственного служащего: федерального и субъекта Федерации, которые совпадают по содержанию (ст. 10) В силу этого их вполне возможно объединить: федеральный (субъекта Федерации) государственный служащий — это гражданин России, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной (субъекта Федерации) государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального (субъекта Федерации) бюджета. Аналогичное определение имеется в статье 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В конечном итоге, можно предложить следующее определение: гражданский служащийэто гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по государственной должности гражданской службы за денежное вознаграждение.

 

1.2. Основные признаки, характеризующие государственного гражданского служащего

Следовательно, в определении государственного гражданского служащего выделяются шесть признаков:

1) гражданин России;

2) в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет;

3) владение государственным языком;

4) наличие профессионального образования;

5) исполнение обязанности по должности государственной гражданской службы;

6) получает денежное содержание.

 

Основным среди перечисленных шести признаков гражданского служащего является исполнение обязанностей по государственной должности гражданской службы. Все остальные, так или иначе, обусловливаются данным признаком.

Как видим, гражданский служащий занимает аппаратную (административную) должность только в органе государственной власти.

В соответствии с федеральными законами не является гражданской службой деятельность политических руководителей — Президента РФ, депутатов всех уровней власти, Председателя Правительства РФ, министров, президентов и председателей правительств национальных республик, губернаторов и председателей правительств русских областей и краев, судей всех уровней и иных лиц, занимающих государственные должности и являющихся представителями государственного нанимателя.

Деятельность служащих государственных предприятий и учреждений (заводов, школ, больниц и т.д.) также не относится к гражданской службе.

 

1.3. О классификации гражданских служащих

Можно ли гражданских служащих как-либо классифицировать, т.е. разбить на основные группы (типы) по определенным признакам? Эта задача пока не имеет устоявшегося решения. На основе современных знаний по данному вопросу можно предложить следующие основания для классификации.

Деление государственных служащих по уровням государственного управления — наиболее старый принцип. По большей части он возник вместе с возникновением государственной службы. В России использовался в дооктябрьский период и в советское время. Используется он и сейчас. Российская Федерация имеет два уровня управления — федеральный и региональный (субъектов Федерации). Соответственно два уровня имеет и государственная служба.

С середины XIX в. особую важность приобрели структуры, связанные с делением государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную). В России в дооктябрьский период деление власти на три ветви признавалось. Однако после Октября 1917 г. при утверждении советской власти деление было осуществлено лишь на две ветви — законодательно-исполнительную и судебную. После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. опять было восстановлено тройственное деление, произошло отделение законодательной власти от исполнительной.

В настоящее время деление государственной власти на три ветви проводится достаточно последовательно, хотя и не без перекосов по линии доминирования исполнительной власти. Во всех ветвях государственной власти государственная служба (административная власть) является неотъемлемой частью властных отношений. Помимо уровней и ветвей власти гражданские служащие еще структурируются по различным внутриорганизационным формам. Например, гражданские служащие, работающие в министерстве, службе, агентстве; в структуре департамента, управления, отдела.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.