Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональная общественная организация инвалидов






" ПЕРСПЕКТИВА"

119021 Москва, ул. Тимура Фрунзе, д.16, строение 3

Тел. +7 (495) 725-39-82

e-mail: office@perspektiva-inva.ru

https://perspektiva-inva.ru

 


Язык и этикет [1]

Мы хотим привлечь Ваше внимание к лексике, которую предпочитают люди с инвалидностью, когда речь идет о них. Дело не только в том, что корректный язык помогает формировать позитивный образ человека с инвалидностью, но и в том, что некоторые привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Даже если человек считает себя воспитанным, не лишним будет прислушаться к этим рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими те или иные формы инвалидности.

Это – не правила (не нужно думать, что люди с инвалидностью требуют какого-то специального обхождения), а всего лишь рекомендации, которые, надеемся, помогут нам наладить контакты и снять неловкость, которая неизбежно возникает, когда кто-то впервые сталкивается с чем-то незнакомым. Эти рекомендации могут пригодиться всем, но, в первую очередь, они адресованы людям, сталкивающимся по роду своей деятельности с инвалидами – журналистам, работникам сферы обслуживания, гостиниц, аэропортов, вокзалов, ресторанов, водителям...

Мы бы хотели, чтобы эти материалы помогли нам создать общество, где все люди имеют равные возможности и находятся в равных условиях, где люди, чем-то непохожие на большинство, не подвергаются дискриминации, основанной на стереотипах и проявляющейся в наших словах и действиях.

Как и другие социальные меньшинства, права которых ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, усугубляющих их положение. Для того чтобы изменить его, инвалиды в странах, где движение инвалидов достаточно активно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций. В России этот процесс только набирает силу.

В России же пока еще не прижилась корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям. Данная глава – вклад в становление этой терминологии. Изначально она была составлена в 2000 году по американским и британским источникам: мы использовали рекомендации для работодателей, разработанные на британском форуме по проблемам трудоустройства инвалидов (Disability Etiquette. Employers’ Forum on Disability, 1996) и в Дербиширском Центре Интегрированной жизни (DCIL), а также рекомендации, разработанные американскими организациями для государственных служащих. Перед публикацией на русском языке мы консультировались с нашими коллегами из различных организаций инвалидов.

Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни.» Таким образом, инвалидность – одна из форм социального неравенства.

Она – социальное, а не медицинское понятие. А в контексте социальной модели инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терминологию.

Рекомендуется – когда Вы говорите или пишете об инвалидах:

ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия, не создающие стереотипы: ИЗБЕГАЙТЕ слов и понятий, создающих стереотипы:
Инвалид, человек с инвалидностью Больной, искалеченный, неполноценный, с дефектом здоровья
Не инвалид, без инвалидности Нормальный / здоровый (при сравнении с инвалидом)
Человек, использующий инвалидную коляску; человек на коляске Прикованный к инвалидной коляске, паралитик, парализованный, колясочник
Врожденная инвалидность, инвалид с детства Врожденный дефект / увечье / несчастье
Имеет ДЦП (детский церебральный паралич), человек (ребенок, дети) с ДЦП Страдает ДЦП, «дцпэшник»
Человек, перенесший полиомиелит; имеет инвалидность в результате полиомиелита; человек, который перенес болезнь / стал инвалидом в результате... Страдает от полиомиелита / от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита
Человек с особенностями развития / с особенностями в развитии, с ментальной инвалидностью, с особенностями ментального развития Отсталый, умственно неполноценный, человек с задержкой в развитии, с интеллектуальными нарушениями, с интеллектуальной недостаточностью
Ребенок с задержкой в развитии (но лучше говорить «ребенок с особенностями развития») «Тормоз», слабоумный
Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна «Даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна)
Человек с эпилепсией   Эпилептик, припадочный, страдающий эпилептическими припадками
Человек с особенностями психического развития, с особенностями душевного или эмоционального развития   Сумасшедший, псих, люди с психиатрическими проблемами, душевнобольные люди, люди с душевным или эмоциональным расстройством  
Незрячий / невидящий, слабовидящий человек, инвалид по зрению Слепой, совершенно слепой  
Неслышащий, слабослышащий человек, инвалид по слуху, пользующийся жестовой речью, непользующийся устной речью Глухой, человек с нарушением слуха, человек (ребенок) с остатками слуха, глухонемой

Почему так говорить нельзя?

Некоторые слова, перечисленные в колонке «избегайте», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «тормозом» или «дефективным», вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?

Для того, чтобы было понятно, мы хотели бы показать вам результаты нашего исследования. На пяти семинарах сотрудники «Перспективы» предлагали участникам (людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России) написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение. Вот типичные примеры, которые мы выбрали более чем из 120 ответов:

Очень распространенное выражение «прикован к коляске» – ассоциируется с чувством «обреченность» / с понятием «цепи».

Слова «глухонемой», «немой» – невозможность общения, контакта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.