Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция отечественных и импортных товаров.






 

И здесь необходимо отступление, касающееся присутствия на российском рынке иностранных товаров. Советский рынок был практически закрыт от ино­странной конкуренции. Отечественные производители были избавлены от необ­ходимости поддерживать свою продук­цию на уровне лучших мировых образ­цов. Они легко мирились со слабостями своей продукции: начи­ная с внешних, второстепенных характеристик товаров и услуг (внешний вид, реклама, упаковка) и кончая самыми существен­ными их параметрами (ассортимент, качество, цены).

Дореформенная промышленность, находилась, следова­тельно, в тепличных условиях. Реализованные ниши отечествен­ных предприятий были не завоеваны ими в борьбе с конкурен­тами, а заняты без усилий.

Отсюда не следует, что советская, а ныне российская продукция неконкурентоспособна вообще. Ее слабость в том, что она не готова к конкуренции с зарубежной. Конкурентоспо­собность надо резко повышать, в том числе, учась у иностранцев. Отечественные предприятия пока не заняли рыночных ниш, соответствующих их сильным сторонам.

Искусственное «воздержание» нации от достижений миро­вого рынка создало гигантский потребительский голод на ино­странную продукцию. Стоило открыть границы, и иностранные товары неудержимым потоком хлынули в страну. Их импорт ока­зался баснословно выгодным делом.

В российских условиях пока (кроме исключительных слу­чаев) производство не приносит таких доходов. И абсолютно ес­тественно, что гибкий и всеядный в смысле выбора рода дея­тельности, мелкий бизнес (коммутанты) стал заниматься торгов­лей, а не производством.

Выступая как передаточное звено на пути иностранных товаров внутрь страны мелкий торговый бизнес стал носителем овеществленной в них высокой конкурентоспособности запад­ных производителей (вспомним передачу запаса конкурентоспо­собности по технологической цепочке от поставщика к потреби­телю товара). И в этом отношении импорт полезен, более того просто необходим сильно отставшей во многих областях отече­ственной экономике.

 

Реальный пример

Аптеки стимулируют прогресс российской медицины.

Среди могущественных действующих лиц фармацев­тического рынка аптеки занимают едва ли не самое скромное место. Это типичные «серые мыши», ведущие свой небольшой по объему и технологически несложный бизнес. Тем не менее, получив в 1991-92 гг. хозяйствен­ную самостоятельность в рамках сохранения государст­венной собственности (на конец 1995 г. подавляющее большинство аптек остались муниципальными) и лишив­шись бюджетной финансовой поддержки, аптеки быстро усвоили рыночные методы поведения.

Директора аптек научились самостоятельно формировать конкурентоспособный ассортимент ле­карств, выбирать хороших поставщиков, следить за изме­нениями спроса и оперативно реагировать на них. В ре­зультате аптеки всего за 3-4 года превратились в креп­кие малые предприятия и даже добились значительного финансового успеха. Если в 1992 г. годовой оборот сред­ней московской аптеки при пересчете в доллары не пре­вышал 40 тыс., то в 1995 г. он составлял уже 700 тыс., продемонстрировав фантастический 20-кратный рост в твердой валюте. А одна треть из 500 московских аптек перевалила за миллионный рубеж продаж (в долларах), достигнув, таким образом, показателей, недоступных да­же большинству аптек на Западе.

Но модернизацией собственной деятельности влия­ние аптек на фармацевтический рынок страны не исчер­пывается. Дело в том, что в России сложилась иная, чем на Западе, цепочка продвижения лекарства на рынок. В большинстве стран фирмы производители должны убедить врача в достоинствах новых лекарств. Тот прописы­вает рецепт и больной обращается в аптеку за лекарст­вом.

В России роль аптеки значительно более активна. Безрецептурные лекарства вообще становятся знакомыми населению в основном, когда их начинают рекомендовать продавцы аптек. С рецептурными лекарствами дело об­стоит сложнее: врачи должны в деталях знать их свойст­ва, чтобы начать назначать больным. Но перегруженный работой российский врач на практике редко штудирует новейшую научную литературу. Свойствами того или иного препарата он начинает интересоваться только то­гда, когда (и если) аптечные работники информируют соответствующие лечебные заведения о поступлении его в продажу.

Таким образом, движимые стремлением расширить свой оборот скромные аптеки-коммутанты становятся ос­новным проводником новых лекарств на рынок. Тем са­мым, ликвидируется отставание отечественной медицины от новейших приемов лечения (по оценкам, в плане ис­пользуемого ассортимента лекарств оно достигает 25-30 лет). Мировые новинки заставляют подтягиваться к соот­ветствующему уровню и отечественных производителей. Самое же главное, что облегчается лечение недугов миллионов наших сограждан. Не надо, впрочем, и идеализи­ровать роль аптек. Фармацевты – не врачи и не должны сами лечить людей. Верховный контроль за поступающи­ми в Россию лекарствами, поэтому, должен принадле­жать врачебной общественности страны.

 

Вопросы для ситуационного анализа:

 

1. Объясните, какие черты коммутантов прояви­лись в деятельности российских аптек.

2. Почему именно аптеки наиболее чутко реаги­руют на изменение спроса?

 

Оборотная сторона медали состоит в том, что комму­танты-импортеры стали удовлетворять потребность и в добр­отных стандартных, и в люксозных или специализированных, и в инновативных (для русского рынка) продуктах. Или, дру­гими словами, оказались способными стать конкурентами – и очень опасными – всем остальным типам предприятий. И в этом тоже есть свои плюсы и минусы. Хорошо, что конкурен­ция ограничивает всевластие отечественных монополистов. Но плохо, когда конкуренция импортных товаров вообще за­крывает ряд отраслей для наших фирм.

Действительно, новый российский бизнес неторгового характера имеет явную тенденцию концентрироваться в тех сферах, которые по самой своей природе труднодоступны для импортных товаров: в строительстве, производстве мало транспортабельных товаров (пример – кирпич), запчастей к отечественной технике, ресторанном деле, медицине, предос­тавлении услуг. В большинство же отраслей промышленности он просто не рискует идти.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.