Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема финансирования






 

Еще более острой, чем орга­низационная, является проблема финансирования. На это обстоя­тельство обратил внимание уже Й. Шумпетер. По его мнению, преодолеть сопротивление рыночных сил и внедрить новую комби­нацию Предприниматель может лишь опираясь на кредит. Банковское финансирование для него является обязательным условием, тогда как рутинная деятельность фирмы, занятой привычным бизнесом, может в принципе обходиться и без кредита.

Й. Шумпетер называет банк «эфором рыночной экономи­ки» (титул эфора носили высшие должностные лица в Древней Спарте), стоящим между нуждающимся в факторах произ­водства Предпринимателем и не желающими отдавать их даром владельцами. Предоставляя кредит, банк от имени народного хозяйства выдает Предпринимателю полномочия на осуществление новых комбинаций.

Ситуация обрисована предельно точно: гениальные изобретатели и одержимые новой идеей предприниматели обычно не рождаются миллионерами. Им необходимы заем­ные средства, а получить их далеко не просто. Напомним, что радикально новую идею большинство людей первоначально склонно отвергать. Поэтому первопроходцам в большинстве случаев была бы уготовлена классическая роль бизнесменов-неудачников, не будь в их успехе заинтересованы более шир­окие деловые круги. В теоретической схеме Й. Шумпетера в этой роли выступают банки, сначала дающие кредит, а потом получающие его назад с огромным (плата за риск!) процен­том. А по сложившейся ситуации к концу XX века практике эти функции берут на себя так называемые венчурные (т.е. риско­вые) фонды или фирмы.

 

Реальный пример

 

«Химеко» в поисках финансирования.

Российская инновационная фирма «Химеко», соз­данная преподавателями Академии нефти и газа, разра­ботала гель, позволяющий увеличить выход нефти из скважин в 5-9 раз. Синтезированное российскими хи­миками вещество технологичнее и дешевле западных аналогов. Его испытания дали блестящие результаты. Причем проверка проводилась прямо на скважинах по­тенциальных потребителей геля (АО «Юганскнефте­газ», АО «Ноябрьскнефть»), так что любой обман ис­ключен. Потребители высоко оценили продукт.

Но «Химеко» не может развернуть производство. Нет инвестора. Нефтяники готовы платить только неф­тью, а фирме нужны для покупки оборудования «жи­вые» деньги. Таким образом, в российских условиях у фирм-пионеров проблемы существуют даже в безоблач­ных ситуациях. Судите сами: есть технология, готовый продукт и потребители, а дело стоит.

 

Вопросы для ситуационного анализа:

 

1. Что в приведенном примере кажется вам нацио­нальной спецификой, а что общим правилом жизни эксплерентов разных стран?

2. Поставьте себя на место инвестора и скажите, какие причины делают для вас непривлекательным вложение денег в «Химеко».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.