Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зрелость патиента и ее проблемы.






 

По мере того, как фирма накаплива­ет опыт и концентрирует ресурсы в из­
бранной узкой области, ниша все более надежно защищает ее от вторжения кон­курентов. Этот период жизни патиента часто отличается быстрым ростом обор­ота: о появившемся товаре с особыми достоинствами узнает все более широкий круг потенциальных потребителей, его по­пулярность растет. Фирма использует в своей узкой области все новейшие достижения, в какой бы отрасли и в какой бы стране они не были сделаны. Ее продукция отличается высо­ким качеством, но и высокой ценой. А сама компания, оставаясь не очень большой по размерам, становится высокодоход­ной.

Однако, параллельно нарастают опасности другого рода. Во-первых, патенты, технология, специализированная сбытовая сеть – все это и многое другое, чем владеет компа­ния, имеет цену лишь до тех пор, пока существует та особая рыночная потребность, на удовлетворение которой они ориен­тированы. Патиент становится заложником рыночной ниши, которую занял или сам создал. До тех пор, пока она существу­ет, он обладает массой преимуществ. Но слишком много средств вложено в узкую область. Изменение производствен­ного профиля почти невозможно.

Так, кварцевые часы погубили множество производите­лей механических часов; комбинация компьютер плюс прин­тер многократно сократила спрос на пишущие машинки; про­изводством многих измерительных приборов (скажем, весов) занялись электронные фирмы, поскольку сердце современного прибора – это микропроцессор. Механическая часть ста­ла второстепенной и традиционные изготовители, накопившие опыт именно в ее производстве, остались не у дел.

Патиенты разорялись не потому, что выпускали плохую продукцию – напротив, обычно она была превосходной. И не потому, что отстали от технического прогресса в своей облас­ти. При изготовлении хороших механических часов, например, используются прецизионные станки наивысшей достигнутой человечеством точности. Нет, они разорялись потому, что в изменившихся условиях их специальные познания обесценились, а ничего другого они делать не умеют.

Приспособившись к удовлетворению узкоспециальных потребностей, фирмы-лисы процветают, но одновременно теряют гибкость и способность менять род деятельности.

Вторая крупная проблема зрелого патиента – опасность захвата. Для многих специализированных компаний рыночный успех становится прелюдией поглощения. Исследования Ифоинститута, Мюнхен, например, указывают на существование некоторого критического размера предприятия (от 200 до 500 занятых), при котором оно в большей степени, чем мелкие или, напротив, крупные фирмы уязвимо по отношению к захватам. Вряд ли случайным совпадением можно считать, что как раз этот критический размер типичен для патиентов.

Дело в другом. Патиентная компания уже достаточно велика, чтобы привлекать к себе опасное внимание крупных корпораций. К тому же она обладает ценным опытом и ее за­хват может быть единственным путем получения доступа к па­тентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети. Напом­ним, что попытка прямого вторжения на рынок, контролируе­мой патиентом, может закончиться для гиганта плачевно. По­бедить специализированную фирму в ее области трудно, за­хватить целиком – часто много легче.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.