Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вытеснение конкурентов.






 

Альтернативы опасному противос­тоянию можно найти на пути дальнейшей сегментации рынка. При этом «вице-ли­дер» может либо (1) действовать в специализированных областях массового произ­водства. При этом он часто сам становится лидером, но в бо­лее узкой нише. Примечательным в этом плане представля­ется стремление ряда преуспевающих крупных фирм («Роберт Бош», «Кодак» и др.) сохранить в принципе не типичную для та­ких гигантов узкую производственную специализацию. Лишь формально «Роберт Бош» может считаться второй по величи­не (после лидера отрасли – «Сименса») германской электро­технической компанией. На деле «Бош» – сам лидер, но в бо­лее узкой сфере: электрооборудовании для автомобилей. Точно так же «Кодак» – фактически не химическая или прибор­остроительная фирма «второго эшелона», а американский ли­дер производства фототоваров. Словом, те, кто могут избежать противостояния лидеру, не покидая сферы массового производства, обычно использует эту возможность.

«Вице-лидер» может также (2) уйти от противоборства с доминирующей фирмой, сменив виолентную стратегию на патиентную. Придерживаясь ее, фирма избирает узкую специа­лизацию. И это полностью меняет «правила игры».

Размер виолента тесно связан с тем, удовлетворяет ли он основную или второстепенную рыночную потребность. Причем лишь в первом случае он может полностью использо­вать преимущества, свойственные крупному производству.

Напротив, для узкого специалиста размер оборота не имеет такого значения. Фирма может быть прибыльной, об­служивая и крупную и небольшую нишу.

Виолент существует в условиях постоянной острой борьбы с лидером и другими «вице-лидерами» – фирмами с производственной программой, близкой к его собственной. Наоборот, патиент обычно имеет дело со сравнительно сла­бой конкуренцией (собственно, для этого он и формирует свою нишу уникального производителя).

Напомним, что описывая «пирамиду компаний», мы об­наружили жесткую иерархичность на ее вершине и массу фирм, мало отличающихся по размерам у ее подножья. Те­перь становятся понятны причины такой структуры. В массо­вом производстве сосуществование двух почти равных фирм маловероятно – одна из них окажется сильнее и займет место лидера, другая будет оттеснена на вторые роли. У менее крупных патиентных фирм совпадение размеров, напротив, вполне возможно, так как они занимают разные ниши и не ме­шают друг другу.

Благодаря своей силе крупнейшие корпорации выполняют функции своеобразного пресса, вытесняющего из своей области деятельности все другие фирмы и прочно закрепляю­щего в ней свое господство (собственно, поэтому их стратегия и называется виолентной, то есть – в переводе – силовой).

 

3.4. От «льва» к «бегемоту» (Эволюционный путь виолента)

 

Устойчивость верхушки «пирамиды корпораций» не рав­носильна полному отсутствию изменению в ее рамках. Иссле­дуя поведение крупных компаний, швейцарский экономист Х. Фризевинкель выделил три типа крупных корпораций, и на­звал их запоминающимися именами «гордых львов», «могучих слонов» и «неповоротливых бегемотов». Типология крупных фирм-виолентов тесно связана с этапами развития, которые проходят эти компании.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.