Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип «невидимой руки» А. Смита.






 

Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII в. Адамом Смитом в его знаменитом принципе «не­видимой руки». А.Смит обратил внимание на разницу между субъективными устрем­лениями бизнесменов и объективными результатами их деятельности. А именно, каждый капиталист стремится только к собственной выгоде. Но обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что прес­ледуя собственный интерес, он одновременно реализует и интересы всего общества. Причем часто делает это более эффективно и добросовестно, чем если бы специально ста­вил перед собой только альтруистические цели.

Словно невидимая рука правит миром. Дергая за ни­точки марионеток-предпринимателей, она заставляет их дей­ствовать в соответствии с неким «идеальным» планом разви­тия экономики. При этом «ниточками», т.е. конкретным меха­низмом, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям «невидимой руки» служит как раз конкуренция.

Действительно, любые диспропорции в экономике оборачиваются либо излишками, либо дефицитами. Конкурен­ция безжалостно выбраковывает фирмы, занятые производ­ством излишней, т.е. ненужной рынку продукции. Соответственно сокращается и объем выпуска отвергаемых рынком то­варов и услуг. Напротив, компании, выпускающие дефицит­ную продукцию, оказываются как бы «вне конкуренции»: в ус­ловиях острой нехватки нарасхват идет любая продукция. Перед производителями последней открываются возможно­сти быстрого наращивания продаж, а значит, и устранения терзающего экономику дефицита.

Отметим, что конкуренция является очень тонким (се­лективным) и гибким механизмом. Первое проявляется в том, что от сокращения спроса на товар или услугу фирмы стра­дают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции и т.п. Напротив, самые сильные фирмы могут даже в трудное время процветать, поскольку к ним отходят сегмен­ты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкур­ентами.

Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки. В тот же самый момент, как произошли перемены, в лучшем положении оказываются те фирмы, которые лучше к ним приспо­соблены. Разумеется, адаптация неизбежно занимает какое-то время. Важно, однако, что стимулы для нее конкуренция создает сразу же. Так, после нефтяного шока 1973 г. разви­тым капиталистическим странам понадобилось долгих 12 лет, чтобы снизить энергоемкость производства на 1/5. Но уже в первый месяц после его начала статистика зафиксировала в США рост продаж экономичных японских автомобилей и паде­ние доли прожорливых американских машин. До изменения производственной программы американских фирм было еще далеко, но направление и стимулы для нее возникли сразу же.

Таким образом, в соответствии с принципом «невиди­мой руки» конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и дина­мичности рыночной экономики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.