Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход работы. Методическая разработка для самостоятельной

ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА УРОВНЯ

ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

Методическая разработка для самостоятельной

исследовательской работы

 

 

Пермь, 2010


Здоровье человека характеризуется как отсутствием болезней, так и определенным уровнем физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма.

Для оценки уровня здоровья используются различные методики, большинство которых требует применение специальной аппаратуры (велоэргометры, полиграфы и т.п.) В связи с этим большой интерес представляют экспресс - методы, позволяющие за счет определения простейших функциональных показателей провести массовое медицинское обследование и диспансеризацию населения. В результате выявляются лица с ослабленным здоровьем, которые привлекаются к занятиям физической культуры. Одна из таких методик предложена профессором Г.Л. Апанасенко. Она не требует проведения специального велоэргометрического теста для оценки физической работоспособности. По системе оценок, применяемой в данной методике, безопасный уровень здоровья (выше среднего) ограничивается 14 баллами. Это наименьшая сумма баллов, которая гарантирует отсутствие клинических признаков болезни. Снижение уровня здоровья ниже 14 баллов сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Средний уровень физического состояния может расцениваться как критический. Дальнейшее снижение уровня здоровья уже ведет к клиническим проявлениям заболеваний.

Оснащение

 

1. Весы медицинские

2. Ростомер

3. Спирометр водяной

4. Тонометр

5. Фонендоскоп

6. Секундомер

7. Динамометр кистевой

8. Метроном

 

Ход работы

 

 

1. Определение массоростового индекса (МРИ).

Взвесить испытуемого на медицинских весах и измерить рост стоя. Вычислить МРИ по формуле:

 

МРИ (г/см) = масса тела (г) / рост (см)

 

Оценить результаты в баллах:

 

Функциональный класс
Пол I II III IV V
Мужской   451 - 500 401 - 450 376 - 400 ≤ 375
Женский   401 - 450 375 - 400 351 - 374 ≤ 350
Балл -2 -1      

Сделать вывод по следующему образцу:

Число баллов –

Функциональный класс –

 

 

2. Определение жизненного индекса (ЖИ).

С помощью водяного спирометра определить величину жизненной емкости легких (ЖЕЛ) в мл. Измерение повторить несколько раз до получения двух одинаковых результатов. Во время измерения следует находиться в вертикальном положении, не сгибая туловище на выдохе. Результат определяется по верхней черте контрольного стекла спирометра. Рассчитать ЖИ по формуле:

 

ЖИ (мл/кг)= ЖЕЛ (мл) / масса тела (кг)

 

Оценить результат в баллах, пользуясь таблицей:

 

Функциональный класс
Пол I II III IV V
Мужской   51 - 55 56 - 60 61 - 65 ≥ 66
Женский   41 - 45 46 - 50 51 - 57 ≥ 57
Балл          

Число баллов –

Функциональный класс –

 

 

3. Определение двойного произведения (ДП)

В условиях покоя, сидя, измерить частоту сокращений сердца (ЧСС) за 15 с, пересчитать результат за минуту. Затем измерить артериальное давление (АД) несколько раз до получения одинаковых результатов. Подсчитать ДП по формуле:

 

ДП = ЧСС × АД систолическое / 100

 

Например:

ЧСС = 64 уд / мин;

АД = 120/60 мм. рт. ст.

ДП = 64 × 120 / 100 = 76, 8

 

Оценить результат в баллах с помощью таблицы:

 

Функциональный класс
Пол I II III IV V
Мужской   95 - 110 85 - 94 70 - 84 ≤ 69
Женский   95 - 110 85 - 94 70 - 84 ≤ 69
Баллы - 2        

Число баллов –

Функциональный класс –

 

 

4. Определение времени восстановления пульса после пробы Мартинэ.

В положении сидя определить ЧСС за 10 с, затем дать испытуемому стандартную физическую нагрузку – 20 приседаний за 30 с. Определить, сколько времени необходимо для восстановления исходной ЧСС (за 10 с). Записать результаты в секундах, сравнить с данными таблицы, оценить в баллах.

Следует обратить внимание на необходимость правильного выполнения нагрузки: во время приседания руки следует вытянуть вперед, при вставании руки опустить. Для задавания нужного ритма целесообразно использовать метроном.

 

Функциональный класс
Пол I II III IV V
Мужской   120 - 179 90 - 119 60 - 89 ≤ 59
Женский   120 - 179 90 - 119 60 - 89 ≤ 59
Баллы -2        

Число баллов –

Функциональный класс –

 

 

5. Определение силового индекса (СИ).

С помощью кистевого динамометра определить максимальную силу кисти, вычислить СИ по формуле:

 

СИ (%) = сила кисти (кг) / масса тела (кг) × 100

 

Оценить результат в баллах, пользуясь таблицей:

 

Функциональный класс
Пол I II III IV V
Мужской   61 - 65 66 - 67 71 - 80 ≥ 81
Женский   41 - 50 51 - 55 56 - 60 ≥ 61
Баллы          

Число баллов –

Функциональный класс –

 

 

Заключение

Подсчитать общую сумму баллов, определить уровень физического здоровья, пользуясь таблицей:

 

Оценка уровня физического здоровья

 

Сумма баллов Уровень физического здоровья
  I – низкий
5 - 9 II – ниже среднего
10 - 13 III – средний
14 - 16 IV – выше среднего
17 - 21 V – высокий

 

Сделать вывод об уровне физического здоровья и дать необходимые рекомендации. Заполнить протокол исследования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка экономической состоятельности предприятия | Экспресс-анализ САР по ее передаточной функции




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.