Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 3. Олигополия и монополистическая конкуренция






1. Олигополия предполагает, что:

а) олигополисты не учитывают поведение своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции;

б) олигополисты вступают в сговор друг с другом;

в) олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некоего экономического сообщества;

г) могут использовать все вышеперечисленные модели поведения.

2. < > < Если > < производство > < в > < отрасли > < распределено > < между > < несколь­> < кими > < фирмами, > < контролирующими > < рынок, > < то > < такая > < структура > < рынка > < называется: >

< > < > < а)> < > < совершенной > < конкуренцией; > < > < >

< б)> < > < монополистической > < конкуренцией; > < > < > < > <

в) > < олигополией;

> < > < г)> < монополией.

3. Известна матрица результатов (прибылей) двух фирм, действующих в условиях дуополии:

Фирма А
Возможная цена
>

       
 
 
 
 


 
 
 

 

       
 
 
   
 
 


 
 
 
 
 
Фирма Б

 

Доминирующей стратегией фирмы Б будет:

а) назначить цену 12;

б) назначить цену 10;

в) следовать поведению фирмы А;

г) назначить цену, отличную от цены фирмы А.

4. «> < > < > < Дилемма > < заключенного» > < — > < это > < игра, > < в > < которую > < играют:
> < а) два> < аааа> < > < заключенных > < друг > < с > < другом; >

< б)> < > < заключенные > < одной > < камеры > < с > < тюремным > < надзирателем; >

< в)> < > < заключенный > < со > < следователем; >

< г)> < > < все > < люди > < на > < работе.

5.Не существует следующих монополистических объеди­нений:

а) концернов;

б) консорциумов;

в) конвекторов;

г) синдикатов.

6.Среди главных целей слияний и поглощений нельзя найти:

а) захват новых рынков сбыта;

б) увеличение производительности труда;

в) повышение эффективности за счет объединения ресур­сов;

г) диверсификацию риска.

7. Картель — это:

а) объединение предприятий, предусматривающее потерю его членами коммерческой самостоятельности;

б) объединение ряда предприятий отрасли, предусматрива­ющее соглашение по поводу установления монопольно высоких цен, размежевание рынков сбыта, установления определенного объема производства для всего картеля в целом и для его членов в частности;

в) объединение предприятий с полной утратой самостоя­тельности входящими в него предприятиями;

г) временное соглашение между несколькими компаниями для совместного размещения кредитов или осуществле­ния совместного промышленного проекта с целью из­влечения монопольных прибылей.

8.Конгломеративным слияние называется, когда:

а) объединяются фирмы, производящие один и тот же про­дукт;

б) сливаются компании, которые специализируются на разных стадиях производственного процесса при выпус­ке одинаковой или схожей продукции;

в) объединяются фирмы, имеющие схожие производства, что может привести к снижению затрат на производство и обмену опытом;

г) компании, вступающие в объединение, связаны не про­изводственными, а финансовыми интересами.

9. Дуополия — это ситуация, когда:

а) одному покупателю противостоит один продавец;

б) в отрасли функционирует две фирмы;

в) одному продавцу противостоят два покупателя;

г) двум фирмам противостоит один покупатель.

10.Общее между олигополией и монополистической конкуренци­ей заключается в том, что в обеих рыночных структурах:

а) производится исключительно дифференцированный продукт;

б) достаточное внимание уделяется рекламе;

в) каждая фирма способна существенно контролировать цены;

г) отраслевой вход и выход затруднены.

11.Ценовая дискриминация — это:

а) продажа по разным ценам разным покупателям одной продукции;

б) повышение цены на товар более высокого качества;

в) различия в оплате труда в зависимости от пола, возраста и на­циональности;

г) все перечисленное неверно.

12.Олигополия — это рыночная структура, при которой:

а) в отрасли незначительное количество производителей, которые могут согласовать свои действия;

б) товар исключительно однороден;

в) товар неоднороден, покупателей немного;

г) товар исключительно неоднороден.

13. Ломаная кривая спроса при олигополии означает:

а) разрыв в графике предельной выручки;

б) разрыв в графике предельных затрат;

в) что цена не должна быть выше предельного дохода;

г) сговор в определении цены.

14.Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:

а) отсутствуют барьеры для проникновения в отрасль;

б) действует незначительное количество продавцов;

в) фирмы способны организовать картель;

г) фирмы обладают большей или меньшей рыночной властью.

15.Ценовая война свойственна одной из четырех рассмотренных нами основных рыночных структур:

а) совершенной конкуренции;

б) монополии;

в) монополистической конкуренции;

г) олигополии.

16.Картельное соглашение нестабильно, если:

*а) фирмы, входящие в картель, не способны определить нарушителя;

б) фирмы, входящие в картель, «терпеливы» в достаточной степени;

в) издержки членов картеля одинаковы;

г) картель регулирует производство одного продукта.

17.Все перечисленные условия благоприятны для сговора между фирмами, кроме следующего:

а) малое количество фирм на рынке;

б) фирмы имеют идентичные издержки производства;

в) спрос на продукцию устойчив;

г) продукция обладает высокой степенью дифференцированности.

18.Ломаная кривая спроса в условиях олигополии означает, что:

а) спрос выше установленной цены эластичен, ниже — неэластичен;

б) предельная выручка в точке перегиба кривой спроса имеет разрыв;

в) конкуренты не реагируют на повышение цены, но отвечают на ее понижение;

г) все перечисленное верно.

19.Рынок олигополии отличается от рынка монополистической кон­куренции тем, что:

а) на этом рынке может действовать до 100 продавцов;

б) барьеры для входа очень высоки;

в) фирмы на этом рынке обладают монопольной властью;

г) товары, производимые на рынке олигополии, служат несовершен­ными заменителями друг друга.

20.В краткосрочном периоде олигополия реагирует на изменение спроса:

а) изменением цены;

б) увеличением или сокращением объема продаж;

в) любыми действиями, которые вызывают ответную реакцию конкурентов;

г) уменьшением дифференцированности товара.

21. Ломаная кривая спроса при олигополии означает:

а) разрыв в графике предельной выручки;

б) разрыв в графике предельных затрат;

в) что цена не должна быть выше предельного дохода;

г) формальный сговор в определении цены.

22. В случае квазимонополии (лидерства в установлении цен):

а) ценовой лидер устанавливает цену по принципу «предельная выручка равна предельным затратам», а остальные фирмы определяют цену по принципу «предельные затраты равны цене лидера»;

б) ценовой лидер устанавливает цену по принципу «предельные затраты равны цене», а остальные фирмы определяют цену по принципу «предельная выручка равна предельным затратам»;

в) ценовой лидер устанавливает цену только для себя, остальные фирмы устанавливают цену самостоятельно;

г) ценовой лидер устанавливает цену по принципу «предельные затраты боль­ше цены», а остальные фирмы — по принципу «предельная выручка, равна предельным затратам».

23. Совершенная ценовая дискриминация имеет место в том случае, когда:

а) на все единицы однородного товара устанавливается конкретная цена, равная цене предложения;

б) на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена таким образом, что излишек полностью остается у покупателей;

в) на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, рав­ная цене спроса, и весь излишек изымается монополистом;

г) устанавливается п цен так, что все единицы товара, по которым цена спроса превышает определенный уровень цен, реализуются по некото­рой цене P1

24. Целью ценовой дискриминации является:

а) снижение уровня благосостояния потребителей;

б) максимизация объема продаж;

в) уменьшение количества покупателей;

г) установление максимальной цены для каждого покупателя.

25. В каком случае имеет место ценовая дискриминация:

а) продавец на рынке продал респектабельной даме апельсины по 12 руб. за кг, а скромно одетой старушке — по 10 руб. за кг;

б) пшеничный хлеб стоит больше, чем ржаной;

в) индийский чай продается по более высокой цене, чем грузинский;

г) нет правильного ответа.

26. Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется:

а) количеством предприятий;

б) разбросом цен;

в) оборачиваемостью капитала;

г) видом продукта.

27. Олигополия, связанная с производством стандартных продуктов, называется:

а) ординарной;

б) дифференцированной;

в) плотной;

г) разреженной.

28. Процесс образования олигополистических структур на основе добровольного объединения предприятий называется:

а) поглощением;

б) слиянием;

в) концентрацией;

г) производственной кооперацией.

29. Основные принципы ценообразования на олигополистическом рынке — это все ниже перечисленное, кроме:

а) тайного сговора в цене;

б) лидерства в ценах;

в) ценовой конкуренции;

г) ценовой войны.

30. Уникальными свойствами олигополии в ценовой политике является:

а) использование рекламы;

б) всеобщая взаимозависимость;

в) обладание значительными финансовыми ресурсами;

г) способность вести ценовые войны.

31. Тайный или молчаливый сговор между предприятиями невозможен, если:

а) существуют высокие барьеры вступления в отрасль новых предприятий;

б) налицо процесс централизации капитала;

в) число предприятий возрастает;

г) имеются одинаковые условия спроса и издержек.

32. Ломаная кривая спроса характеризует поведение олигополиста предрасположенного:

а) к тайному сговору;

б) к молчаливому соглашению;

в) к ценовой конкуренции;

г) к лидерству в ценах.

33. Если в олигопольной отрасли ведущее предприятие точно предсказывает время и величину изменения цены, то это политика:

а) тайного сговора:

б) ценовой конкуренции;

в) лидерства в ценах:

г) ценовой накидки.

34. Если предприятия олигопольной отрасли вошли в тайный сговор, то они будут вести себя как:

а) чистый монополист;

б) совершенный конкурент;

в) конкурирующий монополист;

г) доминирующая фирма.

35. Значительные финансовые ресурсы позволяют концентрировать внимание на неценовой конкуренции в условиях:

а) чистой монополии;

б) олигополии;

в) совершенной конкуренции;

г) нет правильного ответа.

36. Вы исходите из предположения, что если ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите ее. Ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:

а) сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть»;

б) имеет «ломаную» кривую спроса;

в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке;

г) наиболее эффективная в отрасли.

37. Первым экономистом, кто попытался создать теорию олигополии, был:

а) Эдвард Чемберлин; г) Джон Гэлбрейт;

б) Огюстен Курно; в) Джоан Робинсон.

38. Какой из перечисленных продуктов никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей?

а) нефть; б) бананы; в) сахар; г) пшеница.

39. Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль:

а) продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля;

б) устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля;

в) проводя активную неценовую конкуренцию;

г) ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты, чтобы повысить цену.

40. Олигополия — это рыночная структура, где оперирует:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма.

41. «Ломаная» кривая спроса для олигополиста обязательно предполагает:

а) разрыв в кривой предельного дохода;

б) разрыв в кривой предельных издержек;

в) что цена товара не должна быть выше предельного дохода;

г) что поведение фирмы не оптимально.

42.Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:

а) фирмы не могут свободно входить в рынок и выходить из него;
б) на рынке действует небольшое число фирм;

в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференциро­ванную продукцию;

г)фирмы, действующие на рынке, не обладают полной инфор­мацией о рыночных условиях.

43.В отрасли, выпускающей велосипеды и мотоциклы, наблю­дается монополистическая конкуренция. В таком случае положе­ние вэтой отрасли можно охарактеризовать при помощи кривой производственных возможностей точкой:

 

 
 

 

 


 

 

 

 

мотоциклы
а) A;

б) B;

в) C;

г) либо A, либо B.

44Фирмы действуют на рынке монополистической конку­ренции, если они:

а) реализуют одинаковую продукцию;

б) покупают сырье у одних и тех же поставщиков;

в) реализуют дифференцированную продукцию;

г) реализуют продукцию по высоким ценам.

45.Дифференциация продукта не вытекает из:

а) особенности конструкции товара;

б) его формы, окраски и упаковки;

в) цены товара;

г) особой торговой марки и товарного знака.

46.Чем отличается монополистическая конкуренция от совер­шенной?

а) однородностью продукции;

б) множеством продавцов;

в) легкостью входа и выхода;

г) множеством покупателей.

47.В краткосрочном периоде экономическую прибыль могут полу­чить:

а) олигополисты;

б) фирмы, действующие в условиях совершенной конкуренции;

в) фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции;

г) любая фирма в любой рыночной структуре.

48.Отличие монополистической конкуренции от совершенной состо­ит в том, что:

а) имеются барьеры для вхождения на рынок монополистической конкуренции;

б) продается дифференцированный, а не однородный товар;

в) в длительном периоде при монополистической конкуренции фир­мы получают экономическую прибыль;

г) при монополистической конкуренции продаются уникальные товары.

49.Для потребителей монополистическая конкуренция выгодна тем, что:

а) дифференциация продуктов благоприятствует лучшей реализа­ции вкусов потребителей;

б) фирмы производят оптимальный объем продукции;

в) ожесточенная ценовая война между фирмами на руку потребителям;

г) использование ресурсов наиболее эффективно.

50.На рис. изображена фирма на монополистически конкурентном рынке. Фирма допустит ошибку, если установит цену Р0, так как:

а) при данной цене MR > МО,

б) эта цена превышает ту, при которой можно получить максимум прибыли;

в) объем выпуска при данной цене меньше оптимального;

г) все перечисленное верно.

51.Если выпуск фирмы равен Q0, то:

а) в отрасли возникнут новые производители;

б) фирма получит экономическую прибыль;

в) фирма снизит первоначальную цену Р;

г) все перечисленное верно.

 

52.В условиях долгосрочного равновесия на рынке монополистиче­ской конкуренции:

а) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

б) цены равны предельным издержкам;

в) фирмы не получают экономической прибыли;

г) все производственные мощности задействованы.

53.На рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде:

а) Р = AС;

б) Р = МС = АС;

в) Р = MR;

г) P = AVC.

54.На рынке монополистической конкуренции:

а) роль рекламы ничтожна;

б) отдельный покупатель способен влиять на цену продукта;

в) действие одного продавца не оказывает влияния на действия остальных;

г) товары отличаются по дизайну и по условию продажи.

55.Особенностью монополистической конкуренции является то, что:

а) продавец имеет небольшое число конкурентов;

б) кривая спроса менее полога, чем при совершенной конкуренции;

в) фирмы имеют избыточные мощности;

г) достигается эффективное распределение ресурсов.

56.Монополистически конкурентная фирма будет находиться в со­стоянии равновесия в долгосрочном периоде, если:

а) Р> МС, Р= min ATС;

б) Р=МС, Р> min АТС;

в) MR=МС, Р> min АТС;

г) MR = МС, Р < min АТС.

57.Торговая марка — форма продуктовой дифференциации, она спо­собствует улучшению качества продукта потому, что:

а) фирма гордится своей торговой маркой;

б) законодательство вынуждает, чтобы товары с торговой маркой были высокого качества;

в) добрая репутация — ценный актив, что принуждает фирму про­изводить высококачественный продукт;

г) прочие фирмы пытаются копировать торговую марку.

58. MR = Р в рыночной структуре:

а) совершенной конкуренции;

б) монополии;

в) монополистической конкуренции;

г) все неверно.

59. При монополистической конкуренции источником рыночной фор­мы власти является:

а) отсутствие конкуренции;

б) барьеры проникновения в отрасль;

в) дифференциация продукта;

г) наличие избыточных производственных мощностей.

60.В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция:

а) задействует все имеющиеся мощности;

б) ведет ценовую войну;

в) в своей ценовой политике не учитывает ответной реакции конку­рентов;

г) имеет барьеры для вхождения в отрасль.

61.По мнению Э. Чемберлина, монополистическая конкуренция яв­ляется более совершенной рыночной структурой, чем чистая конкурен­ция, так как:

а) в ней отсутствуют избыточные мощности;

б) она более эффективна;

в) выбор товаров более разнообразен;

г) товары дешевле.

62. Важная черта, которая отличает монополистическую конкуренцию от совер­шенной конкуренции, состоит в том, что:

а) имеются серьезные барьеры для вхождения на рынок монополистической конкуренции;

б) конкурирующие фирмы продают дифференцированный товар, а не одно­родный;

в) в длительном периоде в условиях монополистической конкуренции фирмы получают экономическую прибыль;

г) конкурирующие фирмы продают уникальные товары.

63. В условиях монополистической конкуренции предприятие выпускает:

а) уникальный продукт;

б) дифференцированный продукт;

в) стандартизированный продукт;

г) унифицированный продукт.

64. Спрос на продукт типичного предприятия в условиях монополистической конкуренции;

а) совершенно эластичный;

б) совершенно неэластичный;

в) высокоэластичный;

г) низкоэластичный.

65. В краткосрочном периоде предприятие, находящееся в условиях монополистической конкуренции, может добиваться всего нижеперечисленного, кроме:

а) максимизации прибыли;

б) минимизации убытка;

в) получения нормальной прибыли;

г) выравнивания цены и предельных издержек.

66. В условиях монополистической конкуренции предприятие получает нормальную прибыль в краткосрочном периоде, если цена

а) средним общим издержкам;

б) средним переменным издержкам;

в) средним постоянным издержкам;

г) предельным издержкам.

67. При монополистической конкуренции типичное предприятие, находящееся в условиях долгосрочного равновесия, получает:

а) экономическую прибыль;

б) нормальную прибыль;

в) монопольную прибыль;

г) все перечисленное верно.

68. Долгосрочная цена равновесия предприятия в условиях монополистической конкуренции выше, чем долгосрочная цена равновесия предприятия в условиях:

а) чистой монополии;

б) совершенной конкуренции;

в) олигополии;

г) всего перечисленного.

69. Основным социальным эффектом монополистической конкуренции является:

а) совершенствование продуктов;

б) широкий ассортимент товаров;

в) конкурентоспособность товаров;

г) все перечисленное.

70. Рынок монополистической конкуренции схож с олигополистическим в том, что:

а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;

б) для предприятий характерно стратегическое поведение;

в) предприятия обладают рыночной властью;

г) для предприятий не характерны слияния и поглощения.

71. Рисунок иллюстрирует положение фирмы на монополистически

конкурентном рынке.

Фирма допустит ошибку, если установит цену, равную ОР, потому что:

а) при этой цене предельный доход выше предельных издержек;

б) эта цена выше уровня цены, при которой фирма может получить максимум прибыли;

в) объем выпуска, соответствующий этой цене, меньше того объема, котором прибыль максимальна;

г) все предыдущие ответы верны.

72. Если фирма, представленная на рисунке, выберет объем выпуска 0Q, то:

а) на рынке возникнут новые производители;

б) фирма будет получать экономическую прибыль;

в) фирма установит цену ОР;

г) верны только ответы а) и б).

73. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую

черту:

а) выпускаются дифференцированные товары;

б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

в) каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;

г) выпускаются однородные товары.

74. На долгосрочном временном интервале:

а) фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;

б) фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;

в) высокие входные барьеры к вступлению на рынок делают возможным получение функционирующими фирмами положительной экономической прибыли на монополистическом и олигополистическом рынках;

г) все предыдущие утверждения верны.

75. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждая что:

а) дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;

б) в условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции;

в) совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами;

г) в условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов.

76. Предельный доход не ниже рыночной цены у:

а) монополистических конкурентов;

б) монополистов;

в) участников картеля;

г) совершенных конкурентов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.