Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология доходов






Понятие «доход» возникло в обществе благодаря осознанию человеком категории «деньги». В более ранние периоды исто­рии все то, что он получал в свое распоряжение, имело нату­ральный характер и воспринималось им как нечто конкретно-осязаемое. Денежная оболочка имущества позволила понять его в абстрактной форме как нечто обобщенное. Однако при этом термин «доходы» используется человеком в основном как тео­ретическое понятие, в прикладном же плане под доходами мыслится в основном сумма денег как таковая.

С точки зрения экономической науки доходы представляют собой достаточно сложную категорию. Существует несколько подходов к их анализу: экономический, социологический, пси­хологический. В первом случае доходы преимущественно рас­сматриваются с позиции их использования. Они представляют собой основу первичной покупательной способности. Согласно кейнсианской концепции доходы выражают собой сумму, пред­назначенную на приобретение потребительских благ и для осу­ществления накопления. С социологической точки зрения доходы выступают одним из факторов, обозначающих статус личности. Психология же отмечает преимущественно ту сторону получаемых благ, которая играет роль символов для внутреннего и внешнего обозначения: самооценки, социального признания в обществе.

Обратимся более подробно к классификации параметров, от­ражающих процесс получения доходов и его восприятие челове­ком. При этом отметим, что многое в индивидуальном подходе зависит от степени развития данного общества, от характера сложившейся системы общекультурных ценностей.

1. Значительная часть людей, достигая определенного, дос­таточно высокого жизненного стандарта, нацеливает свои же­лания на удовлетворение более высоких потребностей (выраженных уже в духовных, а не материальных, денежных аспектах).

2. В процессе развития общества доходы постепенно все меньше рассматриваются людьми лишь как «покупательский фактор». Все ярче в них проглядывает так называемый «эффект общественного резонанса». Получаемые суммы средств прежде всего свидетельствуют о социальном престиже личности. При этом восприятие доходов в данном качестве различается у муж­чин и женщин. Для работающих по найму мужчин получаемые ими доходы гораздо выше оцениваются как сигнал об их ие­рархической ступени, социальном статусе. Более спокойно в
этом плане реагируют на свои доходы женщины.

3. Самостоятельный аспект психологической реакции вызы­вает у человека характер получения своих доходов. Влияние ока­зывает ритм, частота получения средств (ежемесячно, ежене­дельно, ежедневно), уровень доходов (высокий или низкий), а также постоянность поступления доходов.

4. Рассматривая проблему ожидания, в расчет берут такие ас­пекты, как позитивные или негативные реакции, оптимистиче­ские или пессимистические, с чувством надежды или без нее.

5. Проявление «стимула к сопоставлению» заложено в под­сознании человека отчасти самой природой, но в значительной мере развивается благодаря человеческому сознанию. Приме­нительно к рассматриваемой проблеме речь идет о стремлении индивида к сравнению своих доходов с рядом других величин.

Во-первых, индивид сопоставляет полученные им суммы с заложенными в его памяти воспоминаниями о своем затрачен­ном труде, о его условиях. Отметим, что результат данного компаратива бывает обычно эмоционально негативным.

Во-вторых, сравнение охватывает два параметра: размер до­хода и информацию о встречном предложении товаров и услуг. В условиях дефицитной экономики этот вариант сопоставлений не рождал резко отрицательной реакции по отношению к дохо­дам. Постепенный переход России к рыночному варианту и стремительное нарастание предлагаемых благ изменило ситуа­цию. Потребительский рынок насыщается заметно быстрее повышения средней заработной платы в стране, что повышает эмоциональное раздражения у многих слоев населения. Новые представления о возможных товарах и услугах заметно расши­рили наши потребности, в течение многих десятилетий нахо­дившиеся в замороженном состоянии.

В-третьих, происходит «взвешивание» своих доходов и вы­ручки других людей. Жизнь показывает особую болезненность переживаний многих людей при «неудачном» для них варианте данного сопоставления. Вполне понятно, что данная реакция обусловлена таким понятием, как «зависть». Степень развития данного чувства в национальном менталитете во многом зави­сит от уровня экономического развития, исторических тради­ций, сложившейся идеологии. Особенностью проявления дан­ной реакции является то, что она нередко порождает эффект «групповой общности», т.е. коллективной реакции, и приводит зачастую к конфликтам в процессе распределения. Такая эмоциональная согласованность возникает в социальных груп­пах работающих по найму, среди налогоплательщиков. Субъек­тивное чувство потери возникает, когда сравнение показывает, что обстоятельства складываются «не в твою пользу», а лежа­щий в основе принцип распределения кажется несправедливым и противозаконным. В характере воспринимаемого неравенства в распределении доходов многое зависит и от того, какую основу сложившегося дисбаланса в получении средств видит данный ин­дивид (или социальная группа). Причину он может находить либо в себе самом (недостаточная эффективность своего труда, невысо­кая ответственность), либо в других обстоятельствах, например, считать виновным за данную несправедливость все общество.

Степень реакции индивида на данные сравнения может быть разной. Она зависит от обстоятельств, например, от вос­принимаемого размера относительных потерь. Имеет значение и возможность контроля за процессом распределения и внесе­ния в него необходимых изменений. Исследования Т. Гурра о взаимосвязи между индексом денежных потерь работников (т.е. уменьшения их доходов) и степенью политического неспокой­ствия показывают: размер относительной потери - необходи­мый, но, как правило, недостаточный фактор для возникнове­ния социального конфликта. Более сильную роль играют такие процессы, как систематически воспроизводимые ожидания, сменяющиеся затем разочарованиями. Данный вариант эмо­циональной обстановки, ведущий к социальным конфликтам, исследован Дж. Дэвисом, занимавшимся проблемой изучения социальных возмущений и написавшим работу «Теория рево­люции».

На характер реакции человека по поводу дифференциации в доходах большое влияние оказывает сложившаяся в обществе система ценностей, привычек, своего рода идеология жизни. Под этим началом складывается и стратегия преодоления воз­никающих у человека проблем. Например, присущая амери­канцам уверенность в достижении успеха покоится на принци­пе, что каждый должен быть кузнецом своего счастья. Изна­чально в обществе все имеют равные шансы.

 









© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.