Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология выбора профессии






Понятие труд - одно из центральных в экономической теории и в обществоведении в целом - может и должно рассматриваться во мно­жестве ракурсов. В последнее время, однако, все более активно раз­рабатываются ракурсы психологические. Это объясняется, пожалуй, двумя причинами, которые взаимосвязаны. Во-первых, на современ­ном этапе существенно трансформируются характеристики и свойства большинства видов труда. Во-вторых, одновременно и во многом бла­годаря такой трансформации изменяются психологические установки людей по отношению к роли своей личности в трудовом процессе (что в свою очередь оказывает стимулирующее воздействие на преобразова­ния в самих трудовых операциях). Социально-психологические пара­метры трудовой деятельности подлежат рассмотрению в аспектах вы­бора профессии, мотивации труда и меры удовлетворенности им.

Выбор этот в решающей степени зависит оттого, как человек соот­носит свои способности и возможности с требованиями, предъявляе­мыми тем или иным видом деятельности. Такое соотнесение - дли­тельный процесс, начинающийся с попыток индивида определить в детстве и юности свою будущую профессию, так или иначе корректиру­ющийся в ходе трудовой деятельности - в зависимости как от субъек­тивных индивидуальных устремлений, так и от изменений в народном хозяйстве, на отдельных предприятиях и рабочих местах. Процесс вы­бора, разумеется, неодинаков у разных людей и на различных стадиях их зрелости. На этих стадиях он принимает различные формы - от туманных размышлений индивида о видах деятельности до весьма конк­ретных планов построения своего профессионального и жизненного пути. Восприятие профессии варьирует в зависимости от двух момен­тов. Во-первых, тут играют роль личностные характеристики (способно­сти человека, его общие интересы, сумма знаний, пригодность к той или иной профессии, жизненный опыт). Во-вторых, многое вытекает из сложившейся ситуации (семейных традиций, условий воспитания, ха­рактера полученного образования, системы социальных связей лично­сти).

Важнейшая проблема - это возможности реализации сделанного индивидуального выбора в условиях конкуренции других претенден­тов. Я-конкурентоспособность - психологическое самочувствие ра­ботника на рынке труда. Собственные представления человека о про­фессии, о своих личных способностях к той или иной деятельности и вытекающие отсюда претензии, как известно, далеко не всегда совпа­дают с теми потребностями в рабочей силе, которые предъявляет ры­нок труда, с объективной рыночной оценкой претендента на конкрет­ное рабочее место.

Несколько десятилетий назад появилась теория " производствен­ного выбора", согласно которой индивид, планируя будущую деятель­ность, сравнивает свое понимание профессии со взглядами тех, кто играет лидирующую роль в соответствующей сфере труда; отсюда вы­водилась закономерная ориентация на следование за этими лидера­ми - как в самой работе, так и в понимании связанных с нею проблем. Исследователи отмечают и такую закономерность: уже принятое на оп­ределенном этапе решение о выборе ограничивает спектр последу­ющих вариантов действия; яркий пример - выбор выпускником школы того или иного вуза, весьма затрудняющий обучение в вузе другого профиля, если возникает желание получить не ту профессию, которой отдавалось предпочтение первоначально. Следует также отметить, что и первое решение не является полностью свободным. Оно изначально предопределяется некоторыми условиями: семейными традициями, местом проживания, влиянием окружающих людей, а также, разумеется, материальным достатком семьи.

Проблема выбора профессии связана и с таким уже упомянутым вопросом, как динамика ценностей в восприятии человека. Его взгля­ды, система притязаний к той или иной профессии - все это может су­щественно изменяться со временем. Рядом исследователей замечено, что применительно к длительным периодам времени в странах развитой рыночной экономики проявляется тенденция относительного снижения запросов в области доходов и возможностей построения карьеры. Зато повышается значимость для человека возможных контактов, сменяемо­сти видов деятельности, а также собственной ответственности.

Иллюстрацией различных этапов восприятия определенной про­фессии и эволюции ценностных установок по отношению к ней может послужить сравнение, построенное на сопоставлении взглядов моло­дежи разных стран. В данной связи интересно, в частности, социоло­гическое обследование, проведенное в Кельнском университете (ФРГ) и нацеленное на выявление мотивов выбора студентами своей про­фессии. Аналогичную работу провела исследовательская группа в Фи­нансовой академии при Правительстве РФ (табл. 1).

Как свидетельствуют приводимые данные, в условиях развитого рыночного общества (каким является ФРГ) наиболее сильным мотивом в выборе профессии выступает стремление к интересной деятельнос­ти. И для наших студентов этот момент существен, но в их ответах он не поднимается выше третьего места. Такой параметр, как желание работать самостоятельно, тоже весьма притягателен для немецких сту­дентов. В условиях же нашей экономики переходного периода этот стимул пока действует относительно слабо, а первенствует возможность получения высокого дохода. Правомерно полагать, что по достижении более зрелого рыночного состояния экономики данный стимул в глазаx российских студентов займет примерно то же (восьмое) место, что и в глазах немецких. Для студентов обеих стран примерно одинаково важны возможности профессиональной карьеры.

Анализируя данные таблицы, можно установить существенное различие в общественном менталитете студентов ФРГ и России. Немецкие студенты проявляют интерес к профессии с более общих, чем россиийские, позиций: стремление стать личностью (а не просто иметь вы-с окне доходы) превалирует. Вместе с тем с точки зрения мнения о важности профессии для общества лидируют российские студенты. Сказывается более высокая нацеленность нашей вузовской молодежи ни а нужды общества, что означает: традиционно сложившаяся в стране система взглядов пока остается в силе.

Процесс поиска людьми направления своей будущей деятельности исследователи связывают также с понятием " зрелось профессио­нального выбора"; речь идет о степени подготовленности индивида к восприятию реальных условий труда (в рамках выбранной специально­сти). Как правило, у большинства людей поначалу превалируют завышенные ожидания и претензии. Столкновение же с реальной действительностью заставляет человека корректировать свои взгляды.

Стоит обратить внимание и еще на одну сторону дела, касающуюся действий организации, которая отбирает претендентов. Рассмотрение кандидатуры поступающего на работу имеет два относительно са­мостоятельных аспекта. Во-первых, речь идет об ожидаемом результате труда данного кандидата. Во-вторых, интерес представляет так на­зываемый эффект взаимодействия: организации важно знать, как стимулирующее (и результирующее) влияние может оказать деятельность Си даже сам факт пребывания на рабочем месте) данного человека на (-производительность (а также на эмоциональное поведение) других со­трудников.

В нынешних российских условиях проблеме «новый сотрудник» - возможные изменения психологического климата в коллективе" - теории ни на практике пока не придается должного значения. Ситуация в этом отношении, можно надеяться, улучшится со становлением в России системы цивилизованных рыночных отношении. Однако уж сегодня организации, решая вопрос о выборе сотрудника, должны строить свою методику не только на основе выявления способности кандидата, но и исходя из анализа соотношения " личность – ситуация».

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.