Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология монополий






 

Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям.

По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

Монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей (т. е. имеется единственный продавец и много покупателей).

Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-либо продукты у всех продавцов (т. е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).

В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

Чистые монополии (монопсонии) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. Чистая монопсония в отсутствие каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.

Абсолютная монополия (монопсония) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов.

В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:

Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства. Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства.

Технологические – сознательно поддерживаемые монополии.

Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта.

Искусственные монополии имели несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце ХХ века. Появление избыточного капитала в одной отрасли и неспособного приносить высокую прибыль привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине ХХ века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.

В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии, которые образуются на законном основании

 

10. «Дикая конкуренция» эпохи первоначального накопления капитала и формирующегося рынка

 

Экономическая теория определяет конкуренцию как социальный отбор в результате конкурентной борьбы наиболее приспособленных к рыночным отношениям хозяйствующих субъектов. «Приспособляемость» выражается в способности предприятия адаптироваться к происходящим в конкурентной среде событиям и находит свое отражение в получении и максимизации долгосрочной прибыли.

Механизм приспособляемости реализуется по-разному. Наиболее распространенным является реализация механизма «дикой» («внеэкономической») конкуренции. Данным механизм был преобладающей формой реализации конкуренции, в период чистого капитализма или капитализма первоначального накопления капитала.

Характерной чертой этого этапа является господство косвенных методов насилия человека (работодателя – капиталиста) над другим человеком (наемным работником). В отличие от прямых форм насилия (феодализм, рабовладение, разбой, грабеж, бандитизм), косвенные формы насилия (губительная для здоровья человека продолжительность рабочего дня, запредельно высокий травматизм в производственном процессе, зарплата на уровне физиологического минимума и ниже и т. д.) подразумевали добровольное согласие обеих сторон на реализацию такого рода отношений. Добровольность согласия работника обуславливалась социальным фоном общества того времени. Работодатель здесь выступал в роли классического капиталиста, описанного в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Преобладали негативные формы поведения и по отношению к другим участникам рыночных трансакций:

1) конкурентам (физическое устранение, шантаж, шпионаж, мошенничество, монопольный сговор);

2) потребителям (некачественный, часто опасный для жизни в использовании, товар, обман при расчетах, дискриминация);

3) поставщикам (махинации в расчетах); акционерам (создание фиктивных акционерных обществ, невыплата дивидендов, манипуляции с контрольными пакетами акций);

4) местному сообществу и государству (невыплаты налогов, игнорирование законов, насаждение коррупции, загрязнение окружающей среды, духовное разложение населения через распространение низкопробной и аморальной продукции, алкоголя).

По степени важности для жизни мирового сообщества «дикая» конкуренция уступает место другим видам конкурентной борьбы, таким как ценовая, предметная или функциональная конкуренция. Однако пространственно она до сих пор занимает главенствующее положение. Многие страны мира (особенно это касается группы развивающихся стран – стран «третьего мира») никогда не выходили и вряд ли в ближайшее время выйдут из зоны действия этого вида конкуренции.

 

 

12. Рынок «жесткой монополизации»

 

Рынок «жесткой монополизации» обуславливается абсолютной властью одного крупного предприятия на экономическом рынке, которое производит значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимает доминирующее положение на рынке. Такое доминирующее положение дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. А также получает возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен, и получает более высокие прибыли и, следовательно, для конкуренции совсем не остается места.

Монополизация рынка в чистом виде – явление редкое. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм.

Движущей силой действий предпринимателей является закон концентрации производства и капитала. Действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т. д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению определенного договора между ними, что является одним из основных признаков монополизации рыночной экономики.

Монополия – это понятие, противоположное конкуренции, которая представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции. Существуют различные виды монополий:

1) естественная;

2) административная;

3) экономическая.

Так же современная теория выделяет ещё три типа монополий:

– монополия отдельного предприятия;

– монополия как соглашение;

– монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Продавец может иметь монопольную власть, если он повышает цену на свою продукцию путём ограничения объёма выпуска продукта. Даже маленькие магазинчики в крупных городах имеют определенный контроль над ценами, которые они назначают.

Чтобы обладать монопольной властью, которая является желанной для каждого предпринимателя или фирмы, фирме вовсе не требуется быть монополистом. Она позволяет им избежать, целый, ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную власть, которая имеет возможность влиять на других участников рынка.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.