Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути решения национального вопроса. Образование СССР






Национальная политика Советского правительства определялась «Декларацией прав народов России», принятой Совнаркомом 2 ноября 1917 г. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств. В декабре 1917 г. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии, в августе 1918 - Польши, в декабре - Латвии, Литвы, Эстонии, в феврале 1919 - Белоруссии. Самоопределение народов бывшей Российской империи стало реальностью.

На практике большевистское руководство стремилось преодолеть дальнейший распад России. Используя местные партийные организации, оно способствовало установлению Советской власти в национальных районах, оказывало материальную помощь советским республикам.

Разработка основ советской национальной политики правомерно связывается историками с именами В.И. Ленина и И.В. Сталина. Они поддерживали идею государственного единства народов бывшей Российской империи. По вопросу о способах его достижения у Ленина и Сталина были различные подходы. Ленин сформулировал принцип федерации свободных республик Создаваемая как федерация советских национальных республик на основе «свободного союза свободных наций», Советская республика нуждалась в обеспечении прочного союза между центром и окраинами России. Право на отделение, постепенно заменявшееся правом на объединение, принимало разнообразные формы советской автономии. Первая Советская Конституция РСФСР (июль 1918 г.) закрепила право народов России на создание автономии, в рамках которой они могли реализовать свои национальные интересы. В 1918 г. первыми национальными областными объединениями были: Туркестанская Советская республика, Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Тавриды (Крыма). В 1919 г. была провозглашена Башкирская Автономная Советская социалистическая республика, а в 1920 г. автономными республиками стали Татарская, Киргизская. Автономными областями в 1920 г. были провозглашены Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская, Чувашская. Трудовой Коммуной стала Карелия. В 1921-1922 годах создаются Казахская, Горская, Дагестанская, Крымская автономные республики, Коми-зырянская, Кабардинская, Монголо-Бурятская, Ойротская, Черкесская, Чеченская автономные области.

На территории бывшей империи после октябрьской революции возникли суверенные советские республики, формально независящие от Москвы: Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская (три последние образовали Закавказскую Федерацию – ЗСФСР). В годы гражданской войны сложился военно-политический союз суверенных республик, а позднее – дипломатический. Процесс объединения республик вступал в завершающую стадию.

В партии не было единства по национальному вопросу. Наркомнац Сталин предложил «план автономизации», т.е. вхождение советских республик в РСФСР на правах автономных. Ленин, считая этот план несвоевременным и ошибочным, настаивал на создании федерации – союза равноправных государств с правом каждой республики свободно выйти из него.

30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик, избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). Декларация определяла основные принципы объединения: равноправие и добровольность объединения республик СССР, право свободного выхода из СССР и право вступления в него других советских социалистических республик.

В 1922 – 1924 гг. шло создание новых союзных органов управления, разрабатывались основы нового государственного устройства, готовилась Конституция СССР. В 1924 г. была принята первая Конституция СССР. Она установила порядок и принципы образования СССР. Высшим органом союзной власти являлся Всесоюзный съезд Советов. Между съездами функции верховного органа государственной власти выполнял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, избранный Всесоюзным съездом Советов. Сессия ЦИК формировала высший исполнительный и распорядительный орган, правительство СССР – Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР. Отдельные функции союзного управления осуществляли Народные Комиссариаты СССР, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) и Верховный суд при СНК СССР. Устанавливалось единое гражданство СССР, законодательно оформлялось полное правовое равенство народов, их суверенитет и обязанности, а также так называемая «диктатура пролетариата». В соответствии с Конституцией СССР были разработаны конституции союзных республик.

Первоначально в СССР входили РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Федерация. В 1925 г. к Союзу присоединились Узбекская и Туркменская ССР, в 1929 г. – Таджикская ССР, а в 1936 г. – Казахская и Киргизская ССР. В 1940 г. – Латвийская, Литовская, Эстонская, Молдавская и Карело-Финская ССР (в 1956 г. была ликвидирована, на её месте восстановлена ранее существовавшая Карельская АССР в составе РСФСР). Таким образом, большевикам удалось собрать большую часть бывшей империи в единое государство, где федералистские принципы его организации постепенно заменялись прежними унитарными.

Тема VII. СССР в 1920 – 30-е годы

1. Новая экономическая политика (1921 – 1928)

Продолжение политики военного коммунизма после окончания гражданской войны привело к резкому обострению отношений между правящим режимом и крестьянством. Поэтому Ленин принял решение о переходе к новой экономической политике, о чем он и заявил в марте 1921 г. с трибуны X съезда РКП(б). Первым шагом на пути к НЭПу была отмена продразверстки и замена его продналогом. Вводимый для крестьян продналог был фиксированным по объему. Оставшимися продуктами, после сдачи налога, крестьянин мог распоряжаться по своему усмотрению, вплоть до продажи на рынке. Был взят курс на широкое использование рыночных отношений в переходный от капитализма к социализму период. С 1922 г. продналог можно было платить и деньгами. С 1925 г. крестьяне получили возможность сдавать землю в аренду, но не более чем на два года, и нанимать до трех работников. Эта политика примирила основную массу крестьянства с Советской властью. Переход к рыночным отношениям обусловил ряд реформ в 1921-1924 гг. в государственной промышленности и управления. Главной задачей правительства в области промышленности было укрепление социалистического сектора экономики путем создания государственной промышленности. Предприятия объединялись в тресты, а для реализации и сбыта продукции – в синдикаты. Тресты и синдикаты имели большую самостоятельность. Разрешались иностранные концессии. Вмешиваться в административную работу правлений трестов запрещалось. В основе хозяйственно-экономической трестов лежал принцип хозрасчета. Развитие товарно-денежных отношений вело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка товаров и услуг. Уравниловка заменялась тарифной политикой, учитывавшей квалификацию рабочих, качество и количество произведенной продукции. Отменяются всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Новая экономическая политика в целом оказала благотворное влияние на восстановление и развитие народного хозяйства страны в 1920-е годы. Отход от принципов НЭПа начался с 1928 года. Это было связано с переходом к строительству сталинского социализма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.