Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЛОЖЕНИЕ № 10




«Современные представления базовых психологических (психотерапевтических) направлений и школ (основополагающих теорий)

о целях, принципах психологического консультирования (ПК)

и консультативном контакте» [143]

Название направления (теория ПК) Процессуальные и результационные цели ПК Основные теоретические принципы в ПК Понимание специфики и задач консультационного контакта
Психоанали- тическое направление (психоанализ, нео-психоанализ, современный психоанализ) Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал (переживания); помочь клиенту вспомнить ранний детский опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность. Психика детерминируется психической энергией сексуальной природы (либидо) и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и супер-эго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных (забытых) в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции опыта. Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать па него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакции переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант директивно интерпретирует «поставляемый» клиентом материал и стремится научить клиента увязывать своё настоящее поведение с событиями прошлого.
Адлерианское направление (индивидуа-листическая психотерапия) Позитивно трансформировать цели жизни клиента (основные жизненные цели – работа, дружба, любовь); помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми. Человек с раннего детства формирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни (жизненного стиля). Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели. Подчёркивается «позитивная природа» каждого человека. Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление и достижение общих целей психологического консультирования.
Терапия поведения (бихевиораль- ный и необихе- виоральный подход) Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению. Человек – продукт среды и, одновременно, – её творец. Поведение формируется в процессе обучения (научения). Нормальному поведению обучают посредством подкрепления (положительного и отрицательного) и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения. Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения.
Рационально-эмоциональная терапия (рационально-эмотивная психотерапия) Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода и сформировать навыки в решении поведенческих и эмоциональных проблем. Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений. Консультант выполняет роль учителя, а клиент – ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придаётся решающего значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем, и на основе этого понимания – к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках.
Экзистенци-ально-гуманистичес-кая терапия (сопряжение гуманистичес-кой и экзистенциаль-ной психотерапии) Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать клиента к принятию ответственности за то, что происходит с ним в его жизни; идентифицировать и «рассеять» блокирующие свободу факторы. Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида. Основная задача консультанта – вжиться в экзистенцию («сущность») клиента и «завязать» с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношения между консультантом и клиентом понимаются как контакт «человек – человек», идентичный встрече двух равноценных людей «здесь и теперь». Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент.
Ориентирован-ная на клиента терапия (клиент-центрирован-ная психотерапия) Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента новому личностному опыту, его уверенность в себе, спонтанность. Акцентируется позитивная природа человека – свойственное ему врождённое стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, уверенностью в себе, спонтанностью. Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчёркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и «передача» этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит па другие отношения.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.