Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV.2. Работа психолога-консультанта на подэтапе «Коррекция поведения (деятельности) клиента» (См. Тему № 1).






Психологическая коррекция представляет собою психологическое вмешательство, психологическое воздействие, практическое психологическое влияние (смотрите определение термина «психологическая коррекция» в теме № 1).

На подэтапе «Коррекция поведения (деятельности) клиента», психолог-консультант должен вначале абсолютно ясно представить сам для себя, а затем должен помочь клиенту внятно сформулировать возможные альтернативы привычному для клиента непродуктивному поведению. Потом, внимательно анализируя и критически оценивая данные альтернативы, психолог-консультант должен, прежде всего, конечно, сам профессионально оценить, и, после, должен выбрать совместно с клиентом тот вариант поведения, который для клиента является наиболее подходящим (оптимальным) в проблемной ситуации клиента.

Для подробной коррекционной психологической проработки проблемы клиента, психологом-консультантом используются техники того подхода, той теории, той школы психологического консультирования и психотерапии, на которую он в своей работе ориентируется, методами и приёмами которой пользуется (это всегда является самостоятельной задачей для изучения, применения и описания).

В любом случае, психолог-консультант, на подэтапе «Коррекция поведения (деятельности) клиента», детально и целенаправленно обсуждает с клиентом разные варианты решения каждой данной конкретной проблемы. Все варианты решения должны обязательно учитывать реальные социальные условия жизни клиента, его личностные возможности и индивидуально-психологические особенности, и быть оптимальными для клиента.

Генеральная задача психолога-консультанта в данном контексте, – создать для клиента психологические условия свободного выбора личностно оптимальных для клиента альтернатив поведения и «задать» направление, в котором, в обязательном порядке, клиент должен «видоизмениться».

В итоге четвёртого этапа, клиент должен, в общем и целом самостоятельно, но с помощью психолога-консультанта и при его поддержке (при этом без прямых и, в большинстве случаев, без косвенных советов психолога-консультанта) выбрать тот вариант решения своей основной проблемы, который клиент считает наиболее подходящим для себя (и который, так же по мнению психолога-консультанта, является для клиента оптимальным). При этом очень желательно, чтобы клиент полностью осознал, целиком «прочувствовал», а так же чётко объяснил психологу-консультанту сделанный им выбор в пользу того или иного варианта разрешения проблемной ситуации и, соответственно, варианта решения проблемы (вариантов восприятия, общения, взаимодействия и деятельности с другими людьми).

Таким образом, психолог-консультант, конечно, может (а, иногда, возможно, и должен) задавать клиенту «наводящие вопросы», – направленные на лучшее осознание клиентом его собственных возможностей. Психолог-консультант обязан осуществлять и другие, профессионально обусловленные, так называемые психотерапевтические «интервенции» (о которых подробно шла речь выше).

Итак, психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашёл альтернативу своему поведению именно сам (всё «заложено» в самом человеке), чтобы это была именно личностная альтернатива клиента, чтобы она органично «вырастала» из жизненного личностного опыта клиента. Но, в некоторых случаях, психологу-консультанту допустимо, вместе с тем, ненавязчиво предлагать клиенту возможные поведенческие и де ятельностные альтернативы (скажем, в виде конкретных примеров из жизни других клиентов, своего собственного опыта, примеров жизнеописания известных исторических личностей, или героев классических литературных художественных произведений).

Тем не менее (что уже неоднократно подчёркивалось нами), психолог-консультант, ни в коем случае, не должен давать клиенту т.н. «прямых» советов, то есть прямо (буквально) «рекомендовать» клиенту какие-либо конкретные поступки и действия. Психолог-консультант, также, не имеет профессионального права «решать что-либо за клиента». Психолог-консультант НЕ должен давать своему клиенту какие-то однозначные психолого-педагогические рекомендации и т.п.

Осуществление психологического коррекционного воздействия, которое обязан осуществлять психолог-консультант, основывается на психокоррекционных технологиях и производится с помощью специальных психокоррекционных методик (см. Тему № 1). Содержательное описание и сравнительный анализ всего этого представляет собою большую отдельную самостоятельную задачу, что в дальнейшем и будет произведено нами в другом учебном пособии – в пособии по психологической коррекции.

Ю.Е. Алешина [69] уделяет особое внимание тому, чтобы конкретизированным результатом работы психолога-консультанта на подэтапе «Коррекция поведения (деятельности) клиента», был детально разработанный план позитивного поведенческого реагирования клиента в типичных социальных ситуациях его жизнедеятельности. Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента содержательно предполагает то, что в ходе данного подэтапа психологического консультирования психолог-консультант и клиент детально спланируют следующее: где и когда, в каком месте и в какое время, а так же в какой именно форме новое конструктивное поведение клиента будет обязательно иметь место в его жизнедеятельности. Предполагается, что будут подробно обсуждены все имеющиеся «подводные камни», препятствия на пути реализации новых, конструктивных форм и продуктивных паттернов (схем) поведения клиента.

Наряду со всем этим, в контексте «принятия и осуществления решений», клиентом, с помощью консультанта, осуществляется следующее. Клиент и психолог-консультант на практике обязательно производят перенос («перевод», «овеществление») результатов психологического консультирования клиента (имеющихся личностных изменений психики клиента) в область его реальной социальной действительности, в сферу его профессионально-личностного общения и взаимодействия. Таким образом, клиент начинает активно применять и использовать свои новые ЗУНы [70] в своей текущей жизнедеятельности!

V этап психологического консультирования. Завершение консультативного процесса

Психологическое консультирование можно (и нужно!) завершать тогда, когда клиенту удаётся продуктивно переносить положительные результаты своих личностных «пси хоконсультационных» изменений в свою реальную жизнь и деятельность. При этом, критерием позитивности процесса психологического консультирования является как и эффективность, так и устойчивость в жизнедеятельности клиента «перенесё нных» самим клиентом в его повседневную жизнь, с помощью консультанта, психотерапевтических результатов консультирования.

Завершающий этап психологического консультирования включает в себя, осуществляющееся в профессиональном общении психолога с клиентом, краткое обобщение консультантом специально для клиента всего того, что происходило во время целостного процесса психологического консультирования. При этом, психологом-консультантом для клиента производится очень сжатое повторение сути основной проблемы клиента, а также краткий повтор интерпретации проблемы клиента и, главное (!) – подчёркивание результативных итогов консультирования. Так же, психолог-консультант осуществляет повторное «проговаривание» (для клиента) выбранных совместно с клиентом вариантов решения проблемы (см. выше).

В самой завершающей части процесса психологического консультирования так же обговаривается, если это необходимо, последующее общение (профессиональное взаимодействие) психолога-консультанта с клиентом.

Результатом психологического консультирования является (должно являться) не столько облегчение «текущего» эмоционального состояния клиента, сколько «перевод» вектора (направленности) жалобы клиента с других людей на него самого (э кстернальная направленность личности меняется на и нтернальную). Это знаменует принятие клиентом всей полноты ответственности за всё происходящее с ним (за всю его собственную жизнь) именно на самого себя. Психологически, данное явление означает формирование (укрепление) в структуре личности клиента внутреннего локуса контроля в противовес внешнему локусу контроля. Конечно, данный психологический процесс ни в коем случаене выражается в развитии «чувства вины» у клиента. Наоборот, это психологическое явление (консультационный феномен) представляет собою воспитание в клиенте уверенности в самом себе, формирование в нём «чувства хозяина своей собственной жизни», развитие у клиента убеждения в том, что «человек сам творец (кузнец, делатель) своего счастья».

Критерием эффективности (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ, продуктивности) психологического консультирования является наличие у клиента нового взгляда на мир, постановка им перед самим собой новых жизненных задач, появление у клиента новых переживаний и стремлений. Венцом процесса психологического консультирования являются новые, положительно продуктивные для развития личности клиента и для окружающих его людей, жизненные свершения клиента!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.