Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV.1. Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Коррекция установок клиента» (См. Тему № 1).






Генеральная задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполнена, если в сознании клиента (в его представлениях) информационно обозначится и зафиксируется следующая цепочка событий: А) чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития каких-либо социальных отношений, «толкающее» его на то, чтобы добиваться достижения своих целей (эмоции и чувства – сильнейшие мотива торы) и удовлетворения своих потребностей (в любви, в принятии, в понимании, в признании, славе, власти и т.д.); Б) приводящие к сложностям в самореализации и во взаимоотношениях с окружающими неадекватные средства, избираемые клиентом для реализации этих целей и удовлетворения данных потребностей; В) связанная(ые) с этой неадекватностью негативная(ые) реакция(и) партнёра(ов) клиента по общению и деятельности, часто усугубляющая(ие) психологические проблемы клиента.

Всё это делается для того, чтобы изменились установки [67] и социальные установки [68] (аттитюды) клиента, приводящие к неэффективному поведению (к непродуктивному взаимодействию), для того, чтобы клиент осознал их неэффективность, чтобы начал искать и стал хорошо себе представлять более эффективные формы поведения (социального взаимодействия) применительно к своей жизненной ситуации. В этом и состоит социально-психологическая суть коррекции установок клиента с позиций психологического консультирования, вовсе не претендующего, как правило, на глубинную вну триличностную психотерапию.

Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента временну ю цепочку событий и для того, чтобы логически обосновывать взаимосвязь событий, психолог-консультант может использовать разные средства, приёмы. Перечислим и кратко охарактеризуем наиболее широко использующиеся из них.

1). Акцентирование психологом-консультантом в своих «консультационных» вопросах, в своих речах, обращённых к клиенту, имеющихся противоречий и т.н. смысловых несостыковок рассказа (повествования) клиента о его проблемах, т.е. подчёркивание этих противоречий и несостыковок изложения, «делание» их для клиента заметными, осознаваемыми, анализируемыми.

2). Переформулирование и переструктурирование отражённой в образах и представлениях клиента окружающей клиента социальной реальности, при помощи абстрактных (обобщённых) комментариев, – интерпретация ситуации клиента на основе личного мировоззренческого опыта и/или теоретических знаний психолога-консультанта.

3). «Постановка» клиента в т.н. рефлексивную позицию, т.е., буквально, – предложение клиенту посмотреть на происходящее с ним как бы глазами других участников определённой ситуации взаимодействия, и оценить с их позиции его собственное поведение.

4). Открытая и, несомненно, профессионально продуманная конфронтация с клиентом и с деструктивными поведенческими действиями клиента, – если ничто иное не в силах «пробить» его многочисленные психологические защиты, а его поведение наносит вред и ему самому и окружающим его людям (этот психологический приём настоятельно не рекомендуется начинающим консультантам).

5). «Помещение» клиента в такую социально-психологическую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки. Это может быть осуществлено в виде некоего домашнего задания, выполнение которого позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий. Характерный пример бихевиоральной терапии с вечно всюду опаздывающим клиентом: неделю ходить везде (дома, на работе, в общественном транспорте) с будильником на шее!

6). Аналитический пересказ клиенту основных психосоциальных реалий его «исповеди», частые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигурирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных). Цель – создать условия для того, чтобы клиент глубоко задумался над своей ситуацией, погрузился в неё эмоционально как можно глубже и смог сам сделать необходимые выводы.

7). Анализ эмоциональной подоплёки происходящего, интерпретация и обсуждение реалий эмоционально-чувственной жизни и переживаний клиента.

8). Самораскрытие психолога-консультанта, которое предполагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его затруднений, рассказ о своём собственном или известном и личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.

Таким образом, результатом работы психолога-консультанта на подэтапе «коррекция установок клиента», – будет (должно быть) в той или иной степени выраженное непринятие клиентом прежних контрпродуктивных способов поведения в проблемных ситуациях, установка на поиск новых, более конструктивных способов поведения, отвечающих реалиям возникшей новой социальной ситуации развития его личности. Переход собственно (в самом что ни на есть узком смысле) к коррекции поведения – это начало второго подэтапа целенаправленной проработки психологом-консультантом проблемы (проблем) клиента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.