Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательная характеристика дисциплины






Научно-методические программные указания по учебной дисциплине «Основы психологического консультирования» составлены для студентов-психологов, обучающихся по специальности 030300 – «Психология», – по очной (дневной), очно-заочной (вечерней), заочной (полный и сокращённый сроки обучения) формам обучения, а также для студентов учебного отделения второго высшего образования (специальность 030300 – «Психология»).

Методологические научно-практические проблемы учебной дисциплины «Основы психологического консультирования» рассматриваются и понимаются в целостном содержательном контексте ранее изученных студентами-психологами общих гуманитарных, социальных дисциплин обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки по специальности 030300 – «Психология». Это такие учебные дисциплины как: «Культурология», «Педагогика», «Социология», «Философия», «Антропология», – чем и объясняется широкий спектр вопросов, представленных в дисциплине «Основы психологического консультирования» и отражённых в данном учебном пособии.

Так же, информационное наполнение дисциплины «Основы психологического консультирования» методически сопряжено с основным содержанием общепрофессиональных дисциплин (блок ОПД ФГОС ВПО) обязательного минимума основной образовательной программы подготовки по специальности 030300 – «Психология». Это такие дисциплины как: «Общая психология», «Экспериментальная психология», «Общий психологический практикум», «Психология личности», «Психодиагностика», «Психологическая коррекция», «Методологические основы психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Психология труда», «Клиническая психология», «Психофизиология». Этим также объясняются особенности профессиональной проблематики, многосторонне прорабатываемой со студентами в рамках учебной дисциплины «Основы психологического консультирования».

Таким образом, в целях оптимизации педагогического процесса, содержание данного пособия соотнесено со всеми вышеуказанными предметными дисциплинами, входящими во ФГОС ВПО по специальности «ПСИХОЛОГИЯ», составляющими обязательный стандартизированный учебный план по специальности 030300 – «Психология».

Авторы-составители, научный редактор и рецензенты данного учебного пособия подчёркивают, что важным требованием к отечественным специалистам-психологам в условиях всеобъемлющих изменений социальной сферы нашего общества и государства: разнообразных социальных трансформаций в системе народного образования РФ, в системе здравоохранения и социальной защиты населения РФ, в системе Вооружённых Сил РФ, в системе МВД РФ, в пенитенциарной системе РФ и т.д., – является овладение студентами-психологами знаниями, умениями и навыками (ЗУ Нами) в области практического психологического консультирования. Усвоение ЗУ Нов в сфере психологического консультирования представляет собою профессиональную необходимость для студентов-психологов и имеет несомненную практическую ценность для нашего общества и государства.

Авторы-составители, научный редактор и рецензенты данного учебного пособия утверждают, что психологическое консультирование – одна из главных составляющих работы практического психолога, поэтому оно, как особый вид деятельности, требует специальной, основательной профессиональной подготовки.

Авторы-составители, научный редактор и рецензенты данного учебного пособия отмечают, что базовые ЗУ Ны в области психологического консультирования являются важными не только для психологов-консультантов и для практических психологов, но и для преподавателей, социальных педагогов, социальных работников, логопедов. Полезными эти ЗУ Ны окажутся так же для специалистов, работающих с людьми: врачей, медицинских работников, клинических и па топсихологов, юристов и т.д.

Авторы-составители, научный редактор и рецензенты данного пособия полагают, что студенты и выпускники психологических факультетов ВУЗов испытывают острую потребность в пополнении своих знаний и умений, причём, – именно практических знаний в области психологического консультирования. Дать теоретико-эмпирические основы такой работы, её методическую базу для дальнейшей наработки профессиональных навыков и было задачей авторов-составителей данного пособия.

Авторы-составители, научный редактор и рецензенты данного учебного пособия утверждают, что перед начинающим психологом-консультантом очень остро встают «простые» вопросы: «С чего начать работу с клиентом? Как не допустить ошибок в консультировании? К какому результату я должен прийти?». От того, как быстро и качественно будут найдены специалистом, начинающим консультационную практику, ответы на эти и другие подобные вопросы, и зависит то, сложится ли успешно его дальнейший профессиональный путь.

Авторы-составители, научный редактор и рецензенты данного учебного пособия постулируют, что психологическое консультирование – это диалог уникальных личностей. Психолог-консультант несёт профессиональную ответственность за то, окажется ли возможен этот диалог. Именно психолог-консультант ищет подход к клиенту, выбирает те профессиональные средства, которые позволят сделать работу именно с этим клиентом, эффективной и, в идеале, продуктивной для его личностного развития. Для решения этой задачи незаменимы знание современных достижений консультативной психологии. Именно эти практико-ориентированные знания помогают психологу-консультанту добиваться результата в процессе консультирования.

Авторы-составители, научный редактор и рецензенты данного учебного пособия утверждают, что в своей практической деятельности, психолог-консультант, как правило, опирается на одну из основных теорий (школ, направлений) психологического консультирования, использует соответствующие методы, техники, приёмы, предложенные авторами этих теорий (и апологетами данных направлений). Гораздо реже бывает, что психолог-консультант работает в рамках нескольких школ, поскольку это требует от него не только воспроизведения приемов школы, но и творческого переосмысления, сравнения дополняющих или даже противоположных подходов. Но, если такая работа психологом-консультантом проделана, его практические результаты выглядят существенно более впечатляющими.

В связи со сказанным выше, авторы-составители, научный редактор и рецензенты данного учебного пособия считают, что для психологов-консультантов необходимы практические знания:

· базовых методов консультирования, применяемых с учётом разнообразных социально-психологических (жизненных) ситуаций клиентов,

· личностной типологии клиентов,

· конкретики этапов проведения процесса психологического консультирования,

· типологии жалоб клиентов,

· видов отношения клиентов к консультированию,

· основополагающих консультативных технологий,

· универсальных приёмов психологического консультирования.

Авторы-составители, научный редактор и рецензенты данного пособия, основываясь на своём преподавательском и консультативном опыте, предполагают, что настоящее профессионально специализированное учебное пособие «Основы психологического консультирования» решает следующие базовые задачи, стоящие перед начинающим специалистом-консультантом:

· выбор концепции, теории консультирования (как теоретической основы профессиональной деятельности),

· формирование и углубление практических знаний и умений.

Цели и задачи учебной дисциплины «Основы психологического консультирования»:

ознакомление студентов и слушателей с существующими в мировой психологической науке теориями, концепциями и подходами к пониманию и анализу психологического консультирования;

освоение читателями категориального (понятийного) аппарата, соответствующего современным профессиональным требованиям в области психологического консультирования;

формирование основополагающих представлений о способах и формах практической психологической консультативной работы, имеющихся в научном знании и эмпирической консультационной практике;

развитие у студентов и слушателей теоретико-практических умений и навыков оценки психических состояний людей;

обучение студентов и слушателей практическим приёмам и методам психодиагностики;

выработка у студентов и слушателей навыков пси хокоррекционной личностно-развивающей работы с клиентами;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.