Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы






Значительный объем материала дисциплины усваивается студентами в процессе самостоятельной учебной работы. Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Студент сам осуществляет изучение материала дисциплины.

Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала дисциплины и подготовке к практическим занятиям предусматривает:

· доработку учебных лекций;

· изучение соответствующих разделов основных учебников;

· работу с психологическими словарями и учебными пособиями по раскрытию содержания основных понятий курса;

· чтение дополнительной литературы, статей из периодической печати;

· конспектирование учебной и научной литературы;

· написание реферата;

· аннотирование научной литературы;

· составление аналитических обзоров по проблеме;

· составление тезисов для выступления по теоретическим вопросам семинарского занятия;

· выполнение практических заданий;

Одним из основных видов самостоятельной работы студентов является подготовка к семинарским и практическим занятиям. Она включает в себя разнообразные виды учебной работы. Одним из видов самостоятельной внеаудиторной работы над материалом темы семинарского занятия при изучении психологических дисциплин является составление словаря ее основных понятий. Специфика психологического знания состоит в том, что психологические понятия многозначны. Эта многозначность определяется тем, что один и тот же термин может иметь разные значения в рамках различных психологических теорий, а также внутренней сложностью, диалектичностью самих понятий. Поэтому работа по изучению каждой темы дисциплины предполагает составление собственного словаря психологических терминов. Содержание этой работы состоит в поиске определений психологических понятий и их записи в тетради. При составлении словаря понятий важно использовать различные источники – лекции, учебники, специальные психологические словари.

Работая с понятиями, важно также выявить и зафиксировать в графической и табличной форме взаимосвязи между понятиями. Это помогает лучше понять содержание темы, а в будущем – восстанавливать свои знания, опираясь на схемы и таблицы.

Важными видами самостоятельной внеаудиторной работы над материалом темы является изучение соответствующего раздел рекомендованного учебника, чтение и конспектирование дополнительной литературы, статей из периодической печати.

Работа с литературой (учебными пособиями, монографиями, научными статьями) предполагает ее конспектирование и аннотирование.

Конспектирование литературы предполагает краткое изложение изучаемой книги или статьи. Конспект необходим для лучшего запоминания материала, а также для более глубокого или нового его осмысления. Для этого конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Для достижения большей точности основные положения конспектируемой работы необходимо записывать в формулировках автора, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведением логики авторского изложения материала. Для того, чтобы иметь возможность при последующей работе с конспектом записывать свои замечания и рассуждения, лучше всего конспектировать только на одной стороне листа, оставляя вторую пустой.

Опытный читатель при конспектировании научной работы опирается на ее основные структурные элементы: гипотезу, теоретическую и экспериментальную проверку гипотезы, факты, эмпирические и теоретические обобщения, методику эксперимента.

Аннотирование литературы представляет собой перечисление основных вопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе. Особенно следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к педагогической деятельности преподавателя или к изучаемой проблеме.

Подготовка по вопросам семинарского занятия предполагает составление аналитического обзора по той или иной научной проблеме. Этот обзор может быть построен:

а) в виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи);

б) в виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по принципу общности).

Обзор любого вида должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга и противоречащих друг другу. При таком сопоставлении работ нельзя ограничиться сравнением только выводов, авторских обобщенных формулировок. Необходимо знать какие конкретные факты стоят за обобщенными выводами. Обзор должен заканчиваться краткими выводами, перечислением уже исследованных аспектов проблемы, результатов исследований, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению.

Большую роль в формировании у обучаемых умения анализировать различные психологические факты и осуществлять правильные психологически обоснованные практические действия играет самостоятельное решение психологических задач.

Психологические задачи предусматривают анализ разнообразных фактов и ситуаций, требующих обязательного учета закономерностей психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Самостоятельное решение обучаемыми психологических задач имеет своей целью научить их применять полученные по курсу делового общения знания на практике.

В целях более глубокого изучения дисциплины, формирования навыков и умений письменного изложения проблем студенты пишут рефераты. Полученная оценка по реферату учитывается преподавателем при сдаче зачета.

Написание реферата – эффективная форма самостоятельного изучения материала дисциплины, развития у студентов умений и навыков сбора материала по конкретной проблеме и грамотного его изложения, приобщения к научно-исследовательской работе.

Реферат должен быть выполнен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этому виду работы. Допускаются варианты машинописного текста (объем 12-14 страниц, через два интервала) и рукописного (объем 16-18 страниц).

Структура реферата: вступление (не более страницы), план основного содержания реферата - два-три вопроса, заключение (не более страницы), список использованной литературы (не менее 5-6 наименований).

Во вступлении обосновывается актуальность темы, показывается степень ее разработки в литературе, формулируются цели, задачи реферата. Заключение содержит общетеоретические и практические выводы. Список литературы оформляется в соответствии с существующими требованиями.

Раскрывая содержание темы, поставленных в плане реферата вопросов, следует анализировать различные точки зрения современных ученых и практиков, представителей отечественной и зарубежной психологии или менеджмента по рассматриваемой проблеме, делать свои собственные выводы и заключения. Необходимо также сформулировать четкие определения понятий и категорий, давать грамотные пояснения приведенных из литературы положений со ссылкой на конкретного автора, его работу, статью.

Важно правильно оформить реферат. Титульный лист оформляется в соответствии с предлагаемым в образцом. На второй странице приводится план реферата. Затем следуют: вступление, вопросы с указанием их названия, заключение и список использованной литературы. Все страницы нумеруются и скрепляются вместе.

Выполненные рефераты могут быть использованы как своеобразные сообщения при обсуждении конкретной темы на семинаре. Рефераты представляются преподавателю для проверки и оценки. Полученная оценка учитывается на итоговом зачете по дисциплине.

Важными условиями овладения теоретического материала дисциплины являются: использование литературы библиотечного фонда, работа в читальном зале, системность и последовательность в работе, конспектирование и доработка всех лекций, подготовка к каждому практическому занятию по всем узловым вопросам изучаемых тем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.