Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа. Дляотработки умений составления психологического диагноза и психологического прогноза можно использовать представленные ниже кейс-задачи.






Дляотработки умений составления психологического диагноза и психологического прогноза можно использовать представленные ниже кейс-задачи.

Описание кейс-задачи 1. Определите психологический диагноз и прогноз развития личности описанной ситуации.

Ко мне пришла учительница, работающая в первом классе, где учились дети-семилетки, и рассказала такую историю.

В ее классе есть два друга, Миша и Коля. И вот недавно Миша потихоньку взял у Коли часы. Выяснилось это следующим образом. Дело было в пятницу, а в субботу родители Миши вместе с ним со­бирались идти в гости. Мишина мама взяла погладить его рубашку и с удивлением обнаружила в кармашке дорогие ручные часы. Она тут же показала часы мужу, и они вместе стали выяснять у сына, от­куда это у него. Мальчик сначала сказал, что часы дал ему Коля. Тогда

Мишины родители позвонили родителям Коли, и те очень обрадо­вались, узнав, что часы нашлись. Отец Миши сказал ему, что в его же интересах открыть сейчас же всю правду. Тогда Миша признал­ся, что часы он увидел на парте и взял их, а потом забыл про это; родителям же солгал, потому что испугался.

Учительницу волновало, имеем ли мы тут дело с воровством и как ей надо поступить в этой ситуации. После нее ко мне пришла мать Миши, которую беспокоило то же самое. Они с мужем никак не могли представить себе, что сын может украсть.

Из разговора с матерью стало ясно, что фактически с раннего воз­раста мальчик не знал слова «нельзя». А потом вдруг разом многое стало нельзя, и все эти ситуации как-то были связаны с детским са­дом и школой. Отец, возмущаясь тем или иным поступком сына, как правило, прибегал к помощи ремня, и мальчик начал обманывать, чтобы избежать наказания. Кроме того, у Миши было довольно странное отношение к вещам: он мог отдать любому свою любимую игрушку, но так же спокойно мог взять чужую вещь и принести ее домой. Из рассказа матери у меня создалось впечатление, что у Миши отсутствуют понятия «мое» и «чужое». Источник этого, видимо, сле­довало искать в особенностях воспитания ребенка и жизненного ук­лада семьи.

Возникшая гипотеза еще больше укрепилась после того, как учи­тельница рассказала мне историю со значками. У Миши была боль­шая коллекция значков, которую он давно собирал и которой очень гордился. Учительница предложила ему принести коллекцию в класс и показать всем детям. Миша принес значки в коробке, но учитель­ница сказала ему, что так коллекцию очень трудно рассмотреть, пусть он возьмет ее домой, наколет на ткань и тогда принесет. Через неко­торое время, разбирая учебные пособия в шкафу, учительница с удив­лением обнаружила там коробку с Мишиными значками и убрала ее к себе в стол, а на следующий день отдала мальчику. Каково же было ее удивление, когда Миша стал тут же раздаривать ребятам те экземпляры, которые кому-то понравились. Скоро от коллекции ничего не осталось, а Миша побежал в коридор играть как ни в чем не бывало. Когда учительница рассказала эту историю Мишиной маме, та была поражена, так как коллекция была предметом гордос­ти ее сына.

Описание кейс-задачи 2. Определите психологический диагноз и прогноз развития личности описанной ситуации.

Учителя математики поражала невнимательность уче­ницы 5 класса Оли П. Эта ее черта особенно бросалась в глаза в те моменты, когда учащиеся получали инструкцию для выполнения самостоятельной работы. Например: «Закройте тетради с домашни­ми заданиями, откройте классные тетради, возьмите учебники, от­кройте их на странице 78-й. Здесь нужно прочесть параграф 3. Выу­чите как следует. Когда это сделаете, откройте задачники на страни­це 24-й…» и т.д. В такие моменты девочка начинала нервно ерзать на парте, оборачиваться, о чем-то расспрашивать товарищей, иногда просила учителя еще раз перечислить свои указания и, тем не менее, в дальнейшем оказывалось, что она не в состоянии учесть в ходе ра­боты все, что было повторено специально для нее.

В чем же причина этой невнимательности? Отсутствие интереса к учению? Безразличие к полученным оценкам?

Описание кейс-задачи 3. Определите психологический диагноз и прогноз развития личности описанной ситуации.

Мальчик М.К., в возрасте 14, 5 лет (во время первого посещения)... ученик 8-го класса. направлен школой на кон­сультацию по причине слабой успеваемости и неприспособленного поведения в школе.

Мать - тридцатитрехлетняя служащая со средним образо­ванием, отец - тридцатипятилетний слесарь, также со средним об­разованием; двенадцатилетняя сестра учится со средней успеваемос­тью. В семье не было установлено наследственных аномалий.

Из онтогенетического развития: ребенок родился как желанный родителями, без перинатальных осложнений, соматическое и пси­хическое развитие в детстве было совершенно нормальным. Ребе­нок всегда отличался живым темпераментом, но был мало общитель­ным, со склонностью к одиночеству; по сообщению матери, он с тру­дом находил друзей, но потом сильно к ним привязывался.

Детский сад ребенок не посещал, обязательное посещение школы начал в возрасте семи лет. Его успеваемость в школе постепенно ухуд­шалась. В первом классе у него были еще единицы (лучшая отметка в чешской школе), во втором классе у него была двойка по чешскому языку, с третьего класса у него уже была тройка, в шестом классе он получил четверку по чешскому языку, в седьмом классе у него были четверки по чешскому и русскому языкам, по истории, географии, по математике и по физике; по биологии, музыкальному воспитанию и трудовому воспитанию у него были тройки, по рисованию двойка, по поведении) тоже. По русскому языку ему пришлось сделать переэкза­меновку, а теперь ему снова угрожает неудовлетворительная оценка. Мать ребенка находится будто бы в частом контакте со школой, отец бывает редко. В данной школе мальчик учится с шестого класса.

Классная руководительница приводит причины неуспеваемости в школе: «недостаточность способностей и отсутствие интереса. У него нет определенных школьных интересов, пассивно принимает участие в учении, и то только потому, что нужно. По отношению к учителям ведет себя, в общем, прилично, иногда грубовато. Среди одноклассников он популярен, а может быть, его и боятся, потому что он выделяется своими гимнастическими достижениями, он си­лен, дружит со старшеклассниками, регулярно курит, у него много никем не проверяемого свободного времени, родители приходят с работы около 17-ти часов. Он любит играть в футбол, бродяжничает с друзьями по улицам или сидит дома, преобладающе бездельнича­ет. В последнее время интересуется девушками, инициатива, одна­ко, исходит не от него.

В школе по большей части ведет себя спокойно, неразговорчив, часто как будто его мысли витают где-то далеко. Иногда покрикива­ет на соучеников, поворачивается, разговаривает с учениками, сидя­щими около него, и не обращает внимания на замечания. Других осо­бых отклонений я не наблюдала. Может быть, это садизм, что он бро­сал в утку на озерце камнями (во время экскурсии). На перемене он иногда бегает, в коридоре чем-нибудь играет в футбол или развле­кается в небольшой группе.

Примечательные свойства: он неразговорчив, ограниченная спо­собность высказываться, понимает с трудом, нечестолюбив, в общем правдив.

Семейная среда: порядочная семья, родители отдают много вре­мени работе и себе, меньше времени посвящают мальчику (у них еще дочь, которая на два года младше); возможно, что они надеются на бабушку, которая у них живет, или, может быть, им их усилия ка­жутся напрасными, и они потеряли надежду. Со школой они сотруд­ничают недостаточно, скорее, по инициативе школы (классной ру­ководительницы). Родители очень щадили мальчика и всячески за­щищали после воспаления мозговых оболочек... " Мальчику нельзя учиться, напрягаться, достаточно, если он только перейдет в следу­ющий класс (наше примечание: в шестом классе мальчик в течение двух месяцев был госпитализирован) в седьмом классе у него была переэкзаменовка по русскому языку, а в этом году у него опять бу­дет единица».

Предложение соответствующего мероприятия: после исследова­ния принуждать ученика но его способностям интенсивно работать. Я не хотела бы, чтобы он провалился. Он физически развит, и класс уже знаком с его поведением: скорее с недостатками, чем с достоин­ствами. В низшем классе он был бы, наверное, агрессивным.

Семейная среда (на основании собственного определения но анам­незу): пятичленная семья (отец, мать, двенадцатилетняя сестра и ба­бушка) живет в удовлетворительной квартире; отец спокойный, ско­рее малоразговорчивый, у матери легко возникает нервность, но се­мейные отношения в общем гармоничны. Мать рассказывает, что сын доверяется скорее ей, чем отцу, но к отцу он больше привязан, в част­ности он переживает, когда отец не бывает дома. К сестре у него дру­жеское отношение. Дома мальчик больше всего любит читать или смотрит программу телевидения, днем он играет на улице в футбол. Воспитательный режим дома сравнительно либеральный; уговоры будто бы более эффективны, чем телесные наказания за проступки, мальчика не бьют. Далее мать говорит, что мальчик робок в речи, до­вольно вдумчивый, обо всем раздумывает и после волнения с трудом засыпает. Перед переэкзаменовкой по русскому языку, в прошлом учебном году, он подумывал о самоубийстве газом. Мальчик будто бы легко из-за неудачи отказывается от дальнейших попыток.

 

Раздел ПI. «Психометрические аспекты психолого-педагогической диагностики»

 

Семинарское занятие 4 (круглый стол). Основные требования к психодиагностическим методикам как инструментам практической работы

(4 часа (из них 2 часа ИМО).

План

1. Надежность. Виды надежности

2. Проблемы точности измерения. Влияние неучитываемых факторов.

3. Ошибки измерения и доверительный интервал. Коэффициенты надежности.

4. Валидность. Виды валидности: диагностическая (конкурентная) валидность, критериальная валидность, текущая и прогностическая валидность, эмпирическая валидность, концептуальная валидность.

5. Репрезентативность тестовых норм. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические, критериальные.

6. Стандартизация шкал. Критериальные нормы. Процентильная шкала, Социально-психологический норматив.

Литература:

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер. 2001.
  2. Бодалев А.А. Столин ВВ. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь. 2001.
  3. Бурлачук Ф.Е. Психодиагностика. - СПб.: Питер. 2002.
  4. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича. Е.М. Борисовой. - СПб.: Питер, 2004.
  5. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. - СПб.: Питер. 2005.
  6. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005
  7. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. - М., 2003.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.