Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глаголы» управления «знает -- может -- хочет -- успевает» в системе отношений






В главе VII мы определили понятие управления. Академик В. А. Трапезников приводит любопытную формулу управления: «знает -- может -- хочет -- успевает». В нашей книге эта идея использована в системе отношений «тренер -- юный спортсмен».

Что означает в педагогической системе управления «тренер -- юный спортсмен» глагол «знает»? Начиная что-то делать, тренер прежде всего должен знать, что и как ему делать, г. е. сначала ему необходимо сформулировать цель и выбрать средства для ее достижения.

Выбрать конкретную цель затруднительно оттого, что в реальных условиях педагогической деятельности осуществление одних успешных целей, как правило, препятствует достижению других, тоже успешных целей. Классический пример: погнавшись за количеством соревнований, тренер рискует их качеством, а занявшись как следует качеством, теряет нередко в количестве. В подобных ситуациях тренер может принять решение случайное, далеко не лучшее с точки зрения как физической подготовки, так и коммунистического воспитания юных спортсменов.

Систему управления детской спортивной командой тренеру нужно строить так, чтобы реальные «максимум удовольствия» (участие в спортивных играх, спортивно-массовых мероприятиях, общественно полезных делах и т. д.) и «минимум неприятностей» (отстранение от тренировки, соревнований, отмена занятий и т. д.) для юного.спортсмена согласовывались с нравственными требованиями нашего общества.

Только знать, что делать, -- тренеру мало. Вопрос еще в том, может ли он практически осуществить необходимые действия. Вправе ли он принимать нужное решение?

Понятие «может» в системе управления -- очень важное и сложное. Тренер должен обеспечивать такое педагогическое руководство, которое предполагает: 1) целесообразность выбора форм спортивно-массовой работы и учебно-тренировочных занятий (во имя чего, развитию каких качеств личности оно будет способствовать); 2) умелую постановку задач (систему перспективных линий), стимулирующих развитие инициативы и самостоятельности юных спортсменов; 3) выбор такой системы учебно-тренировочных занятий, при которой бы подростки наиболее эффективно включались в систему поручений, систему упражнений; 4) осуществление воспитательного воздействия на коллектив на основе закономерностей педагогики параллельного действия (инструкторы по спорту, актив, коллективное общественное мнение); 5) требовательность и контроль за деятельностью своей и юных спортсменов; 6) руководство отношениями в коллективе (между мальчиками и девочками, сильными и слабыми, активом и пассивом) и внешними связями с другими детскими спортивными коллективами микрорайона, района, города, села; 7) воспитание личности в коллективе и через коллектив; 8) использование законов психологии; 9) координирование усилий всех взрослых, оказывающих воспитательное воздействие на юных спортсменов (семья, общественность).

Совершенствование звена «может» важно для развития в человеке нравственных качеств. Если звенья «знает» и «может» в единой системе управления отношений «тренер -- юный спортсмен» взаимно не согласуются, если тренер или юный спортсмен «знает, но не может», а следовательно, практически не несет ответственности, то печальным результатом становится равнодушие, пассивность, привычка делать «как-нибудь».

Глагол «хочет» связан с системой стимулирования и системой оценки деятельности человека. Некоторые относят к стимулам только блага и преимущества. Но разве не стимулирует человека и сама его ответственность? Так, В. А. Трапезников в одном из своих интервью приводит такой пример. Чтобы работник действительно захотел выпускать только качественную продукцию, мало, видимо, хорошо его за нее поощрять. Надо еще, чтобы за выпуск некачественной продукции этого человека ожидало строгое, ощутимое наказание. Иными словами, достигая каких-то полезных, желаемых обществом результатов, пусть человек увеличивает «максимум своих удовольствий». Но он должен знать: не сумей он этих результатов достичь, для него неизбежно, обязательно расширится «минимум неприятностей». Ведь если неприятности не будут прямо связаны с желаемыми целями, то их воспитательный эффект окажется слабым и случайным.

Последнее звено формулы управления системой отношений «тренер -- юный спортсмен» глагол «успевает». В понятии «успеть», как и в каждом звене формулы управления, есть обратная связь с нравственными качествами тренеров и юных спортсменов. С одной стороны, хорошая система управления развивает в них умение действовать быстро, оперативно. С другой стороны, быстрота, умелость тренера сказывается на самой системе управления командой, позволяет улучшать ее, совершенствовать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.