Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный подход к организации труда тренера






Изучение профессиональной деятельности с позиций системного подхода предполагает личностно-мотивационный анализ деятельности, раскрывающий значимость профессиональной деятельности для личности работника и выясняющий источники его трудовой активности, компонентно-целевой анализ, направленный на выяснение состава действий, цели и значения каждого действия в общей структуре деятельности, и структурно-функциональный анализ, направленный на изучение принципов организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом необходимо не только показать структуру деятельности, но и вскрыть: а) влияние одних подструктур деятельности на другие; б) значимость отдельных связей; в) вес структурных компонентов деятельности. Учитывая, что исполнение реализуется через качества работника, необходимо наряду со связями компонентов деятельности изучить связи между отдельными профессионально важными качествами личности, значимость и вес этих качеств.

Система представляет собой целостный объект, в котором устойчивый порядок взаимосвязи элементов образует ее внутреннюю структуру и комплекс элементов находится во взаимодействии. Структура функционирующего объекта, обусловленная выдвигаемыми обществом целями, отражает характер взаимодействия системы с окружающей средой.

Системный подход в изучении труда тренера требует соблюдения ряда условий: 1) в каждом конкретном случае необходимо выбрать критерий для оценки степени эффективности того или иного вида педагогической и спортивной деятельности; 2) должен рассматриваться перечень возможных педагогических и спортивных действий, из которых выбирают наиболее эффективные; 3) необходимо учитывать возникающую обстановку, проблемную ситуацию; 4) следует учитывать сознательное или бессознательное противодействие исследуемого объекта субъекту.

Главным критерием эффективности организации труда тренера должно быть его умение, исходя из гражданских позиций, профессионально решать спортивные и воспитательные задачи. Это значит: он должен уметь формулировать педагогические задачи, профессионально их решать и брать на себя ответственность за правильность решения.

В качестве критериев продуктивности организации труда тренера вычленяются: степень творчества, эффективность способов воздействия на юных спортсменов; само- и взаимооценки профессиональной умелости при анализе полученной информации (знания, педагогические умения и поведение юных спортсменов). Помимо этого, критерии определяются выводами, полученными в результате применения научно-практического инструментария: потребностью в творческой работе; умением совершенствовать процесс обучения и воспитания; умением диагностировать, измерять и определять эффективность деятельности своей и юных спортсменов; умением исследовать и проектировать оптимальную систему действий (или предвидеть оптимальный результат); материализованным продуктом, отражающимся в знаниях, умении и отношении юных спортсменов к спорту и нормам поведения.

НОТ тренера-мастера предполагает, что в ходе систематического знакомства с достижениями педагогической и спортивной науки он учитывает условия, в которых функционирует педагогическая система; творчески переосмысливает свой опыт, формулирует и решает педагогические задачи; способен накопленный опыт соотносить с проектированием оптимального результата; анализирует деятельность свою и юных спортсменов; видит преобразующую роль теории и стремится овладеть ею.

Главные слагаемые системы педагогического труда тренера: «тренер -- юные спортсмены -- средства труда»-- требуют определенной организации. Организация обучающей деятельности тренера слагается из: а) организации содержания учебного материала, т. е. его переработки и построения; б) организации системы воздействия на юных спортсменов, обеспечивающей их индивидуальную и коллективную спортивную деятельность; в) организации умственных действий юных спортсменов по овладению системой спортивных знаний; г) организации практических действий, направленных на выработку навыков и умений; д) организации обратной связи и на ее основе -- контроля, оценки и учета процессов и результата деятельности; е) организации управления. Все эти основные компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют.

В свою очередь, организация учебного труда юных спортсменов предполагает: а) организацию внимания, создание установки на спортивную деятельность; б) организацию восприятия, осознания и закрепления в памяти системы спортивных знаний; в) организацию овладения навыками и умениями на основе приобретенных знаний в области конкретного вида спорта; г) организацию самоконтроля, самооценки и самоучета; д) организацию самосовершенствования; е) организацию самоуправления.

Как же реализовать на практике системный подход к педагогическому труду? Прежде всего тренер должен овладеть теорией вопроса, ясно представить себе сущность системного подхода. Очень важно с позиций поставленной цели сформулировать систему задач и в соответствии с общей моделью системы оптимально организовать деятельность.

Системный подход требует от тренера, во-первых, диалектического познания процесса своей деятельности. Любое сложное явление, процесс он должен рассматривать как систему, разложив его на части, изучив во всех связях и отношениях. Все это будет способствовать упорядочению организации педагогического труда и уже на стадии планирования позволит не упустить главного, существенного. Системный подход облегчит контроль и оценку работы в соответствии с намеченным планом.

-вторых, следует рассматривать учебный материал как систему знаний. Это сократит объем, уменьшит сложность, облегчит усвоение спортивных знаний и умений в зависимости от условий их деятельности.

В-третьих, необходима такая организация труда юных спортсменов, при которой в течение всего учебно-тренировочного процесса каждый подросток взаимодействовал бы в определенной системе. Все это несомненно повысит эффективность и качество обучения и воспитания юных спортсменов.

В-четвертых, процесс воспитания юных спортсменов должен определяться не количеством мероприятий, а их комплексностью, системой, где каждый подросток должен быть активно действующим субъектом. В результате сократится количество мероприятий и заметно повысится их эффективность.

Овладев умением применять системный подход в практике педагогической деятельности, тренер сможет прежде всего упорядочить свою деятельность, организовать ее.

Необходимо учитывать, что системный подход предполагает возможные вариации и поиск принципиально новых решений с учетом диалектического подхода. Чаще всего системный подход дает систему, а ее дальнейшая разработка идет в процессе самостоятельного творческого поиска тренеров и юных спортсменов.

Вместе с тем тренеру необходимо помнить, что системный подход принесет ему мало пользы, если он будет рассматриваться как самоцель или универсальное средство, если тренер одновременно не будет совершенствовать свои знания в области марксистско-ленинской теории, педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания и спорта, если он не будет овладевать методами научной работы и научной организации труда.

Как правильно сформулировать цель и задачи труда тренера!

Цель труда -- это представление о предполагаемом результате совместной деятельности тренера и юных спортсменов. Задача труда -- это задание на деятельность.

Современные требования к формулировке цели и задач обучения и воспитания юных спортсменов состоят в следующем:

1) формулировать каждую конкретную цель надо с учетом вышестоящих целей, что уточняет перспективу и способствует воспитанию перспективных мотивов деятельности;

2) по каждому занятию или воспитательному мероприятию следует формулировать не только общую цель, но и систему познавательно-воспитательных задач. Это облегчает организацию учебно-воспитательного процесса и управление им;

3) система целей и задач обучения и воспитания определяет суть как содержания, так и организации деятельности;

4) система целей и задач в каждом конкретном случае формулируется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей юных спортсменов, уровня их физического развития, готовности осознавать поставленные цели и задачи, воспринимать их;

5) для активного включения юных спортсменов в самостоятельную творческую деятельность необходимо воспитывать у них положительные мотивы к этой деятельности.

Формулировка цели и задач учебно-тренировочного процесса начинается со знакомства с литературой по проблемам подготовки юных спортсменов и тщательного продумывания содержания деятельности и всего комплекса вышестоящих целей, определяющих перспективы деятельности. Обычно тренер сначала формулирует тему учебно-тренировочных занятий, а затем цель. Однако бывает и так, что правильно сформулированная цель позволяет уточнить и формулировку темы.

Содержание цели раскрывается в ряде задач, детализирующих ее относительно основных составляющих и условий реализации. Так, учитывая специфические стороны физического воспитания и его взаимосвязи с другими видами воспитания, тренер при планировании учебно-тренировочного процесса должен выделять три группы основных задач.

1. Задачи физического воспитания обеспечивают всестороннее развитие физических качеств, а также основанных на них физических (двигательных) способностей, совершенствование телосложения, укрепление здоровья, достижение и сохранение высокой общей работоспособности, развитие основных физических качеств, определяющих силовые, скоростные, координационные способности, а также выносливость. Воспитание физических качеств имеет также оздоровительное значение, ибо предполагает систематическую двигательную деятельность, специальные меры по закаливанию -- повышению устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, меры по оптимизации индивидуального режима жизни в соответствии с гигиеническими требованиями и т. д.

2. Спортивные (специальные образовательные) задачи предусматривают системное формирование и доведение до необходимой степени совершенства жизненно важных умений и навыков, в том числе непосредственно прикладных и спортивных, а также приобретение специальных знаний. Физическая подготовленность предполагает не только развитые физические качества, но и умение сознательно пользоваться ими, овладев рациональными умениями и навыками при постепенном переходе к ним от общего физического образования.

3. Общие задачи по формированию личности юного спортсмена реализуются на основе единства всех сторон коммунистической системы воспитания. Это прежде всего задачи воспитания нравственных качеств, сознания и поведения, отвечающих требованиям морального кодекса строителя коммунизма.

Охарактеризованные группы задач представлены в самой общей форме.

Практика показывает: тренеру важно не только правильно сформулировать цель и задачи, чтобы юные спортсмены знали, что, для чего и в каком порядке они будут делать, но и побудить их к конкретной деятельности, воспитать у них интерес, потребность в этой деятельности. Потребность, превращаясь в мотив, становится источником деятельности. Конечно, нужно развивать мотивы познавательно-воспитательной деятельности, но лучше всего эти мотивы воспитываются в хорошо организованной спортивной деятельности. Как учат, воспитывают, чему учат, для чего учат, воспитывают? От этого во многом зависит желание юного спортсмена учиться, заниматься самосовершенствованием в плане НОТ. Речь идет не только об организации обучения и воспитания, индивидуального и коллективного труда юных спортсменов, но и о стиле, формах и методах работы на различных стадиях, о психологическом микроклимате, самом характере труда, его связи с практикой.

Принятие юными спортсменами целей и задач свидетельствует о целенаправленности их деятельности, т. е. о ясном понимании общей и частной целей и выполняемых ими действий. Большую помощь в создании правильной творческой обстановки в команде оказывают сами ребята, если тренер, наметив основные направления в тренировке, доверяет им контроль друг за другом. При этом надо помнить, что техника даже самых сложных движений обеспечивается серией правильных исходных положений, сменяющих одно другое. Правильное выполнение этих ключевых элементов и свобода в остальном позволяют юному спортсмену проявлять творческую индивидуальность, что наиболее выгодно для объединения его способностей и двигательного опыта. В то же время излишняя детализация 'техники, концентрация внимания на деталях и вообще слишком точные «технические рамки» создают лишь копию техники, штамп. Поэтому в работе над техникой необходимо помогать ребятам увидеть, понять и выполнить главное, не мешая проявлению индивидуальных способностей.

Практика работы экспериментальных детских спортивных команд по месту жительства показала, что в умении четко и ясно формулировать цель и задачи учебно-тренировочного занятия и воспитательного мероприятия отражается уровень подготовки тренера к педагогической деятельности и его готовность к конкретному занятию с юными спортсменами, уровень культуры его труда, степень педагогического мастерства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.