Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Круги проблем, отсечение проблем на ранних стадиях проявления






Все мы живем в непростом мире, и всякие несчастия и проблемы могут в нем иногда случаться. И казалось бы, они происходят совершенно объективно и никак не являются следствием наших мыслей и желаний, однако в их восприятии мы остаемся субъектами и можем по-разному реагировать на их появление в нашей жизни. Тут нам необходимо вспомнить про принцип ответственности – так или иначе мы являемся причиной всех проблем в нашей жизни. Ведь, в сущности, любой объективный факт может восприниматься по-разному. Проблемы могут проявляться в разной степени близости. Например, существуют проблемы, о которых мы получаем информацию, но которые ни коим образом не влияют на нас. Следующий уровень проникновения проблем в нашу жизнь _ проблемы, происходящие с людьми, которых мы лично знаем. Данный круг гораздо в большей степени непосредственно воздействует на нашу жизнь. Еще более близким кругом являются проблемы, которые происходят с нашими близкими. И наконец, в эпицентре находятся наши личные проблемы. Собственно, идея заключается в том, что проблема не может прийти в жизнь человека, если она не попала в пространство его внимания. При этом проявление ее в нашей жизни проходит несколько стадий «взросления». Сначала мы просто узнаем о ее существовании ─ чтобы человек получил в свою жизнь проблемы, он должен, как минимум знать, что такие проблемы существуют. А если они где-то и существуют, то для того чтобы стать реальностью, они должны иметь возможность случиться где-то в ближайшей части пространства. Ну, например, вряд ли человека 19 века волновала проблема аварийной опасности авиаперевозок. Затем, по мере увеличения нашего внимания к проблеме, мы (в силу особой способности нашего сознания к избирательности) все чаще начинаем обращать на нее внимание, и если будем достаточно усердны, то рано или поздно найдем кого-либо из знакомых нам людей, кто попал в данную проблемную ситуацию. Если мы не остановимся на этом в своем усердии, то с высокой вероятностью мы притянем данную проблему в более близкие нам круги. Собственно рациональным объяснением этого эффекта является способность подсознания влиять на объективную ситуацию в жизни человека. При этом сила внушения оказываемая источниками негативной информации, и еще в большей степени сила самовнушения человека, принявшего в пространство своего будущего возможные проблемы, делает свое дело и приближает возникновение проблемы. Собственно, вывод из этого рассуждения следующий – необходимо выкидывать из своего рационального сознания, и стало быть не впускать в подсознание информации о проблемах. Например, стоит обратить внимание на формирование окружающего нас информационного пространства, снижение потока негативной информации, формирующей наше подсознание, выработку навыков позитивирования и пр. Об этом мы более подробно поговорим в следующих главах, посвященных конкретным технИкам.

Рационализация нелепости негативных чувств («омрачения ума»)

Надеюсь, читатели, имеющие представление о психологии, уже поняли, что технологИя относится к отрасли так называемых когнитивных методов, или методов, основанных на рациональном управлении сознанием и жизненными ситуациями. В сущности, все техники построены на рациональном анализе неправильных стратегий поведения (понижающих ТОН) в различных ситуациях, и формировании правильных (приводящих повышению ТОНа). Очевидно, в жизни возникает огромное количество ситуаций и следствий из них, приводящих к понижению ТОНа. В этом разделе мы рассмотрим так называемые омрачения ума (термин взят из буддийской философии), то есть чувств и установок, которые всегда приводят к понижению ТОНа, и попробуем привести примеры рационального разбора подобных случаев. Классическими примерами омрачений ума являются зависть, гнев, страх, обида, привязанность, невежество… Давайте для примера проведем более подробный разбор нелепости чувства обиды.

Обида является одним из наиболее неприятных и очевидно негативным чувством. В состоянии обиды мы практически неспособны к конструктивным действиям и даже диалогу, не говоря уж о том, что это чувство исключительно неприятно. Нелепость обиды при попытке ее рационального разбора становится совершенно очевидной. Обида переживается исключительно субъективно (человек замыкается в себе и начинает мучить себя различными неприятными рассуждениями о собственной неполноценности, жестокости окружающего мира и прочей чепухе). То есть обида абсолютно не приносит каких-либо негативных последствий для обидчика, то есть как бы является местью наоборот, обижающийся как бы усиливает эффект обидного действия и начинает мучить себя, играя на стороне противника. И в этом смысле, она является абсолютно нелепой реакцией на осознанную попытку вас обидеть. В сущности ваша обида является игрой в пользу обидчика, так как он получает двойной результат, наслаждается самим фактом оскорбления, но еще и получает в нагрузку ваши негативные переживания и вашу невозможность адекватно ответить, так как обида лишает вас этой возможности в силу сильнейшего негативного воздействия на ТОН. С другой стороны, если сделать предположение, что обидчик не имел намерения обижать вас, а сделал это невзначай, не придавая этому значения, то и в этом случае обида является так же нелепым следствием подобного действия, так как понижает вам ТОН безо всякого по сути дела повода, и не дает вам возможности прояснить ситуацию с вашим визави для устранения подобных недоразумений в будущем. Подобные ментальные упражнения необходимо проделать с такими наиболее нелепыми чувствами как зависть, гнев-агрессия, гордыня, страх, привязанность. Все они в равной степени бессмысленны, и если вы научитесь перехватывать их появление и делать рациональную оценку их не необходимости, вы сильно упростите свою жизнь и сделаете гораздо более счастливыми не только себя, но и ваших окружающих. Кстати, одними из подобных абсолютно нелепых занятий является активное отстаивание собственной значимости и усилия по самоутверждению. При рациональном анализе данной активности становится понятно, что в подавляющем числе случаев попытки самоутверждения в негативной ситуации приносят обратный результат. Но при этом это занятие является чуть ли не самым главным в нашей жизни. Более подробному разбору омрачений ума можно было бы посвятить отдельную работу.

Надо сказать, что мы обнаружили почти точное соответствие данного метода принципу преодоления омрачений ума (то тибетски клеш)в махаянском буддизме, откуда и заимствовали название. На эту тему имеется огромное количество литературы, и она может оказать большую помощь при практическом освоении данного метода.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.