Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование монополии






Основными способами государственного регулирования монополии являются обложение монополии налогом и установление максимальной цены, выше которой государство запрещает монополии продавать ее продукцию.

В условиях монополии государство считает свободную монопольную цену (Рm) слишком высокой, а потому вынуждает монополию продавать свою продукцию не дороже, чем по государственной цене (Рq). Обычно такая цена является фиксированной, т.е. не меняется по мере роста продаж. В результате кривая предельного дохода монополии (MR) становится горизонтальной на уровне государственной цены вплоть до пересечения с кривой спроса.

Чтобы максимизировать прибыль, монополия как всегда выбирает выпуск qg, соответствующий точке пересечения кривых предельного дохода и предельных затрат (рис.6). Установление государством пониженной цены Рg ведет не к сокращению, а увеличению монопольного выпуска c qm до qg. Дефицит (qd — qg) все равно возникает, если спрос при государственной цене выше предложения, т.е. qd > qg.

Особое значение во всем мире придается регулированию естественных монополий путем установления максимальных цен и стандартов качества продукции. Однако большинство монополий не относятся к естественным. Это означает, что эффективное производство в таких отраслях может быть обеспечено при высокой степени развития конкуренции.

Антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений.

Цели антимонопольной политики государства:

- обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;

- предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения рыночных агентов – то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушение общественного благосостояния;

- помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности).

Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относят следующие типы действия:

- фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;

- ограничения покупки: запрет заказчиками покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом;

- ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой покупателем;

- связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы;

- недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;

- недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи;

- вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление не поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.