Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция и монополия

Тема 6

 

 

Конкуренция
Конкуренция (от лат. Конкуриро – сталкиваюсь) – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция – это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции.
Функции конкуренции: - эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества; - стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства; - распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства; - установление равновесной рыночной цены.
Типы конкурентного поведения
Добросовестная конкуренция Конкуренция, которая ведёт к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам.
Недобросовестная, нечестная конкуренция Укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы: - Продажа по цене ниже себестоимости; - Установление дискриминационных цен или коммерческих условий; - Ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере или качестве товара; - Недобросовестное копирование товаров конкурентов, незаконное использование товарного знака; - Нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров; - Коммерческий шпионаж и т.п.
Методы конкурентной борьбы
Ценовая конкуренция: - борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счёт этого цен без изменения ассортимента и качества товаров; - использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства. Неценовая конкуренция: - повышение качества продукции путём совершенствования технических характеристик товаров; - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя; - производство товаров-заменителей; - улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис; - использование массовой рекламы и т.п.
     

 

 

В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают два типа рынка: - совершенной конкуренции и - несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция
Для рыночной структуры этого типа характерно: - наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей; - незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца, что не позволяет ему влиять на рыночную цену (в условиях совершенной конкуренции отдельная фирма выступает как ценополучатель); - продажа всеми продавцами однородной, стандартной, унифицированной продукции; - одинаковая информация о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей); - мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из неё. Рынок, который соответствует всем этим условиям, называется «совершенным», или «свободным». В условиях такого рынка продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы. Совершенная конкуренция была характерна для рыночной экономики середины XIX в. Однако конкуренция объективно ведет к концентрации производства и капитала на крупных предприятиях и возникновению монополий, разрушающих конкуренцию. В современных условиях совершенная конкуренция скорее исключение, чем правило. Сегодня наиболее близки к рынкам совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг, валюты и т.п. В конце XIX – начале XX в. происходит интенсивный процесс монополизации производства и рынков, в результате условия совершенной конкуренции нарушаются и формируется рынок несовершенной конкуренции.

 

 

Несовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция – тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью – возможностью, увеличивая или сокращая объемы продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли. В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий.
Типы монополий
Монополия (от греч. моно – один, полео - продаю) – в широком смысле слова – господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности. Искусственная монополия – монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов. Естественная монополия. Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на данном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции. Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения. Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров покупку вооружения и т.п.
Случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.

 

 

Модели рынка несовершенной конкуренции:
- чистая монополия; - олигополия; - монополистическая конкуренция. Кроме этих трёх основных типов несовершенной конкуренции, существуют и другие, например: Монопсония - рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены; Монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.); Двусторонняя монополия – рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю; Дуополия – рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др.

 

 

Чистая монополия
Чистая монополия-это рыночная структура, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продаёт один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Предпосылками возникновения чистой монополии являются: - производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей) - наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба; - исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам; - наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п. Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм.

 

 

Олигополия
Олигополия (от греч. Олиго - немногие и полео – продаю) - это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм, то есть несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя чёткого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуют 3-10 фирм. По типу продукции различают чистую олигополию-олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, продукция сталелитейной промышленности), и олигополию, производящую дифференцированную продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили). Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли, поскольку, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, контроль над источниками сырья, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Рыночное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на продажи его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. С другой стороны, поведение других фирм влияет на поведение данного конкурента.

 

 

Монополистическая конкуренция
Рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих однотипный, но дифференцированный продукт (например, джинсы, зубную пасту, духи, обувь), конкурируют между собой. При этом каждый продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей, а объём продаж отдельной фирмой относительно невелик, контроль фирмы над ценами ограничен, а большое число продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции- это неценовые методы – товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик. Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монопольной (хотя и ограниченной) власти и возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Издержки производства здесь выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

 

 

Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции
Характерная черта Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Число фирм Одна Несколько Много
Тип продукта Уникальный, близких заменителей нет Стандартизованный или дифференцированный Дифференцированный
Контроль над ценами Полный Ограниченный взаимозависимостью Незначительный
Условия вступления в отрасль Вступление блокировано Существенные препятствия Сравнительно легкие
Типичные отрасли Местные предприятия коммунального хозяйства Металлургия, автомобиле- и станкостроение, электроника Пищевая, легкая промышленности, розничная торговля

 

Определение степени монополизации рынка
Степень монополизации рынка измеряют с помощью индекса Харфиндела-Хиршмана (ИХХ): , где xi – доля фирмы на рынке (удельный вес предложения отдельной фирмы в общем объеме рыночного предложения); n – общее число фирм на рынке.

 

 

Экономический вред монополизации рынка
Фирмы, доминирующие на рынке могут: - увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства - ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства. - «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня Монополизация рынков приводит к чистым потерям общества(выигрыш от монополизации рынков меньше потерь, которые несут потребители, приобретая товар по цене выше равновесной).

 

 

Антимонопольная деятельность государства
Экономические мерыподдержания конкуренции и борьбы с монополией: - поощрение создания товаров-заменителей - поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов); - привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; - финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; - государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Административные меры, направленные на демонополизацию рынков: - запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением - принудительная демонополизация (дробление) - запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен - установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Естественная монополия. | Анализ разрыва как эффективный метод стратегического анализа




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.