Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, типы и методы конкуренции в рыночной экономике






ТЕМА 6. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИИ

  1. Сущность, типы и методы конкуренции в рыночной экономике.
  2. Причины возникновения и сущность монополий.
  3. Последствия монополизации.

Сущность, типы и методы конкуренции в рыночной экономике

Конкуренция – экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями за долю рынка и прибыли, получение заказов, достижение другой цели или выгоды. Конкуренция может существовать при наличии следующих условий:

­ полная хозяйственная обособленность каждого субъекта рынка;

­ наличие на рынке большого количества независимо действующих производителей;

­ полная зависимость от рыночной конъюнктуры;

­ свобода выбора хозяйственной деятельности производителями;

­ соответствие между спросом и предложением;

­ наличие рынка средств производства.

Функции конкуренции:

1. Средство достижения сбалансирования между спросом и предложением, а в конечном итоге между общественными потребностями и производством.

2. Функция общения и согласования интересов производителей. Через рыночный механизм конкуренция подчиняет индивидуальные стремления субъектов хозяйствования общественным интересам.

3. Вынуждать товаропроизводителей снижать индивидуальные производственные затраты.

4. Стимулирование повышения качества продукции и услуг.

5. Формирования рыночной цены.

Конкуренция – основной элемент рыночного хозяйства. Наряду с экономическим, она имеет важное социальное значение, т. к. обеспечивает творческую свободу каждого – прежде всего в сфере экономического созидания, препятствует ограничению обмена, воспитывает боевой дух и предприимчивый образ действий.

С точки зрения обеспечения работы рынка конкуренция выполняет следующие функции:

­ Регулирующая (конкуренция воздействует на предложение товаров и услуг таким образом, чтобы оно максимально отвечало запросам потребителей).

­ Аллокационная функция или функция размещения. В системе совершенной конкуренции она проявляется в том, что ресурсы и произведённые продукты всегда в конечном итоге концентрируются там, где они могут обеспечить максимальную отдачу. Рабочая сила устремляется в те отрасли и районы, где наиболее высокая заработная плата. Земля и капитал оказываются в руках тех, кто способен обеспечить их использование с наивысшей отдачей (рента, процент, дивиденд). При нерациональном применении ресурсов предприятие в условиях конкуренции автоматически лишается самой основы для деятельности.

­ Инновационная и адаптационная функции. Благодаря конкуренции производственные факторы ориентированы на повышение производительности труда. В результате хозяйство в целом движется к оптимуму экономической эффективности. Инновации являются жизненной необходимостью, так как производители вынуждены постоянно добиваться повышения отдачи и одновременно приспосабливать структуру производства к меняющимся запросам потребителей. Под воздействием конкуренции всё «технически» возможное скоро становится производственной реальностью. Поставщик, который не учитывает этой необходимости, рано или поздно оказывается вне игры.

­ Распределительная функция: конкуренция распределяет социальный продукт, прежде всего, по критерию степени дефицитности того или иного производственного характера. Так, если труд представлен в достаточной мере, он будет оцениваться дешевле, чем в случае его дефицита. Поэтому в периоды безработицы позиции профсоюзов на переговорах с предпринимателями оказываются слабыми. В странах с развитой рыночной экономикой пытаются скорректировать результаты чисто рыночного распределительного процесса с помощью трансфертных платежей (субсидий).

­ Контролирующая. При наличии реальной конкуренции ни один поставщик или потенциальный покупатель не могут добиться господствующего положения на рынке и диктовать свои условия другим его участникам.

Чем меньше отдельные фирмы могут воздействовать на рынок, на котором они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок.

Процесс концентрации капитала и производства неизбежно препятствует конкуренции, поэтому в большинстве капиталистических стран действует антимонопольное законодательство. Оно призвано поддерживать конкурентную обстановку.

Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определенных показателей состояния рынка.

Основные показатели:

­ количество фирм поставляющих товары на рынок;

­ свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

­ дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и т. д.);

­ участие фирм в контроле за рыночной ценой.

В условиях существования большого количества независимо действующих хозяйствующих субъектов каждый из них стремится реализовать свой экономический интерес через получение дохода (прибыли) при существовании различных издержек производства и отличии создаваемых потребительных стоимостей.

Социально-экономические последствия конкуренции:

1. В условиях конкуренции обеспечивается более полное удовлетворение потребностей. Поскольку конкуренция стимулирует производителей постоянно искать и находить всё новые виды товаров и услуг, которые привлекали бы потребителей.

2. Конкуренция – мощный стимул для улучшения качественных характеристик товаров и услуг.

3. Конкуренция стимулирует повышение эффективности производства, поскольку её замораживание или снижение сразу отражается на конкурентоспособности товаропроизводителя и ведёт к банкротству.

4. Конкуренция заставляет быстро реагировать на изменения в экономике, на изменения потребительского спроса, потребностей и желаний потребителей. Такое состояние достигается в условиях превышения производственного потенциала и предложения над платежеспособным спросом населения.

5. Конкуренция – важная предпосылка упорядочения цен, стимулом инновационных процессов. Она содействует вытеснению с производства неэффективных предприятий, рациональному перераспределению ресурсов и защите потребителей от диктата производителя. Утверждается принцип «потребитель всегда прав».

6. Конкуренция – обязательное условие динамичности экономики. В условиях конкуренции создаётся больше национального богатства при меньшей стоимости каждого вида продукции, чем это возможно в условиях монополии централизованного управления.

Одновременно конкуренция имеет отрицательные социально-экономические последствия:

­ Победа в конкурентной борьбе одних – это поражение для других, их банкротство.

­ В конкурентной борьбе существует желание использовать недобровестные методы, а это ведёт к снижению моральности в обществе.

­ Конкуренция серьёзно влияет на уровень занятости, поскольку содействует росту безработицы со всеми её социально-экономическими последствиями.

­ В процессе конкуренции интенсифицируется чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, при этом невозможно избежать экономических нарушений, даже при наиболее совершенном законодательстве.

­ Конкурентная борьба ведёт к определённым потерям общественного экономического потенциала, чрезмерному росту расходов на рекламу.

­ Конкуренция способствует возникновению экономических кризисов.

­ Выступает важным фактором монополизации экономики.

В конечном итоге всё это ложится на плечи потребителей.

Однако в условиях рыночной экономики конкуренция несёт в себе больше положительного.

Типы конкурентного поведения: креативный, приспособленческий, гарантирующий.

Креативный тип конкурентного поведения предусматривает обеспечение преимуществ соперникам путём введения каких-либо новых компонентов рыночных отношений (новой продукции, новой формы организации производства и т. д.). Важный признак креативной конкуренции – стремление рыночных контрагентов к смене существующей структуры спроса и предложения.

Приспособленческое конкурентное поведение – упреждение действий конкурентов в сфере модернизации производства. Предприниматель стремится за короткий срок скопировать достижения своих соперников.

Гарантирующая конкурентная политика призвана обеспечить стабилизацию на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке за счёт повышения качества продукции, изменения её ассортимента, предоставление дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием и т. п.

Таким образом, конкуренция несправедлива по отношению к индивиду, который разорился, лишился средств к существованию, но справедлива по отношению к обществу, т. к. благодаря ей происходит совершенствование производства, нежизнеспособные предприятия уступают место высокоэффективным.

Внешней принудительной силой для расширения объёмов производства товаропроизводителями выступает закон конкуренции: борьба за экономическое выживание и процветание.

Основные формы движения закона конкуренции:

- конкуренция между товаропроизводителями,

- конкуренция между потребителями.

Конкуренция между товаропроизводителями обусловлена разными условиями производства (уровнем развития техники, качеством сырья, квалификацией и мастерством работников и т. п.), которое осуществляется с целью удовлетворения потребностей потребителей.

Конкуренция между потребителями основывается на стремлении разных категорий производителей (как покупателей продукции) и населения приобрести товары и услуги высокого качества по самым низким ценам в наиболее оптимальные для них сроки.

В результате этого закон конкуренции делится на два отдельные законы, тесно связанные между собой: закон конкуренции производителей и закон конкуренции потребителей.

Для более полной характеристики необходимо выделить основные типы и методы конкуренции.

В зависимости от состояния рынка выделяют такие главные виды конкуренции:

­ свободная («совершенная») конкуренция;

­ соперничество между монополиями («несовершенная») конкуренция;

­ регулируемая конкуренция.

В западной экономической литературе свободную конкуренцию называют чистой, поскольку она свободна от государственного вмешательства и нет монополий.

С точки зрения условий функционирования различают следующие виды конкуренции:

­ Совершенная конкуренция конкуренция, при которой на рынке действует независимо друг от друга огромное количество продавцов и покупателей, в результате ни один из них не способен диктовать другому, что, как и по какой цене покупать.

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. В экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (рынок ценных бумаг, рынок сельскохозяйственной продукции).

­ Несовершенная конкуренция. Конкуренция, при которой продаётся множество товаров, но каждый из них по своему уникален, своеобразен, называется монополистической.

Монополия – это рынок одного продавца, захватившего его и вытеснившего других. Олигополия – рынок принадлежит нескольким продавцам

Чем меньше воздействие отдельных фирм на рынок своей продукции, тем более конкурентным считается рынок.

Основные методы конкуренции условно можно разделить на 3 группы:

· ценовые.

· неценовые,

· недобросовестные.

Ценовые методы: в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка используют снижение цен. В странах с развитой рыночной экономикой в настоящее время этот метод используют редко. Рынок здесь стабильный, давно разделён и монополизирован. Поэтому отдаётся предпочтение стабильности цен. Увеличение прибылей достигается при помощи снижения издержек производства и маркетинговых расходов.

Неценовые методы – основные в рыночном механизме стран Западной Европы и США. Их сущность состоит в повышении качества производимых товаров, улучшении условий обслуживания, много внимания уделяется надёжности и экономности товаров, удобству в эксплуатации и обслуживании, лучшим экологическим характеристикам, большему гарантийному обслуживанию, высокому качеству до продажному и после продажному обслуживанию, бесплатное обучение персонала для обслуживания оборудования.

Недобросовестные методы конкуренции существуют наряду с ценовыми и неценовыми. Они осуждаются обществом (переманивание специалистов), подлежат уголовному наказанию (промышленный шпионаж и промышленная контрразведка, подделка продукции конкурентов, кража товарного знака, прямой обман потребителей, подкуп должностных лиц (коррупция), махинации с отчётностью с целью утаивания прибыли от налогообложения), что позволяет снижать цены и быть более конкурентоспособными.

Таким образом, особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его участник, преследуя свою субъективную цель (получить максимальную прибыль), одновременно стремится более полно и экономно удовлетворить потребности общества в лице отдельных потребителей.

Конкурентная рыночная система способствует развитию НТП, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально разработанным законодательством.

Рынок формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчётливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная экономика формирует «человека административного», больше склонного к выполнению чужих распоряжений, поэтому малоинициативного.

Рынок с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства.

Рыночный механизм устанавливает чёткую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода.

Важным преимуществом рыночной экономики является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.

2.Причины возникновения и сущность монополий

Возникновение монополий – исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и НТП.

Концентрация производства – сосредоточение всё большей части средств производства, рабочей силы и выпуска продукции на крупнейших предприятиях.

Непосредственной причиной возникновения монополий является ужесточение конкурентной борьбы в условиях высокой концентрации и централизации капитала.

Концентрация капитала – увеличение размеров капитала за счёт накопления прибавочной стоимости.

Централизация капитала – процесс укрупнения капитала путём объединения нескольких капиталов в один, поглощения или присоединения других, уже имеющихся капиталов.

Образование монополий характеризует стремление предприятий, фирм и корпораций получить дополнительную прибыль путём завоевания рынков в процессе конкурентной борьбы.

В экономической теории под монополией понимают крупное предприятие, фирму или объединение (союз), которые контролируют значительную часть производства и сбыта определенного вида продукции, господствуя на рынке с целью получения прибыли.

Господство на рынке является основным определяющим критерием монопольного образования. Большое значение имеет критерий оценки степени монополизации – одна фирма или группа фирм в производстве в производстве продукции. Для господства на рынке крупному предприятию достаточно производить 10-20% продукции. В мировой практике монополией считается сосредоточение в одних руках 30% рынка.

В мировой практике принято считать, что господствующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает тогда, когда на одно предприятие приходится свыше 1/3 общего оборота на рынке, или на три предприятия и меньше – свыше 1/2 на 5 и меньше – свыше 2/3 оборота.

В хозяйственной практике Украины монополистами рекомендуется рассматривать тех участников хозяйственного оборота, доля которых на рынке составляет свыше 70%.

В Германии монополией считается компания, которая сосредоточила в своих руках треть оборота; в Японии – когда доля одной компании превышает 50%, а двух – 75% и больше. В ЕС регистрации подлежат только те соглашения, которые ограничивают конкуренцию между участниками этой организации.

Различают три основные типы монополий:

1. монополия отдельного предприятия;

2. монополия как сговор (более распространена);

3. монополия, базирующаяся на дифференциации продукта (наличие специфических свойств, оригинальная упаковка, особенности обслуживания). Такую монополию способны получить и малые предприятия.

Типы монополизма: экономический, технологический, рекламный, инновационный, государственный естественный и государственный административный монополизм.

В экономической литературе даётся следующая классификация видов монополистических организаций.

С учетом степени охвата экономики выделяются:

В масштабе определённой отрасли – чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи и его ценой.

В масштабе национального хозяйства – абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (государственная монополии внешней торговли).

Монопсония (чистая и абсолютная) – один покупатель ресурсов, товаров.

В зависимости от характера и причин возникновения:

Естественная монополия возникает в тех отраслях, где одна фирма или корпорация обслуживает весь рынок (например, когда она владеет единственным источником полезных ископаемых или сырья). Средние издержки такой монополии минимальны в силу масштаба производства. Поэтому разделение рынка с другими фирмами привело бы к неэффективности производства.

В зависимости от способов, какими фирма или корпорация добивается положения единственного продавца товаров или услуг на рынке, принято различать 3 типа монополий.

Закрытая монополия обеспечивает себе такое право с помощью юридических постановлений и решений. Во многих странах защищены от конкуренций такие государственные монополии, как почтово-телеграфная служба, компании по снабжению населения газом, электричеством, топливом и др. К таким же монополиям следует отнести компании, которые ограждены от конкуренции патентами или авторскими правами на изделие печатной продукции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.