Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Государственное регулирование национальной экономики.






1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики

2. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Государственный сектор в рыночной экономике

 

1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики

Под государственным регулированием экономики (ГРЭ) понимается система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляют государственные учреждения для достижения определенных целей. При этом различают главную цель ГРЭ – стабилизация и приспособление (адаптация) существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования, которая конкретизируется в других целях. Эти цели называются конкретными, и связаны они непосредственно с объектами ГРЭ. Эти цели были обозначены в теме 1 данного курса как цели макроэкономической политики государства.

Объекты ГРЭ – это как бы осознанные «болевые точки» рыночной экономики, это условия, процессы, отношения, элементы, секторы и регионы национального хозяйства, функционирование которые рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще, а также, наднациональный уровень межгосударственных союзов. К таким объектам относят: экономический цикл; секторальную отраслевую региональную структуру национального хозяйства; цены; занятость; денежное обращение; платежный баланс; условия конкуренции; социальные отношения и др.

Субъектами ГРЭ, как следует из определения последнего, являются: центральные (федеральные), региональные, муниципальные органы трех ветвей власти (законодательные, исполнительные, судебные, построенные по иерархическому принципу) и др.

Следует различать, с одной стороны, основные на­правления государственной деятельности, которые связа­ны с достижением определенных целей и выполнением основных функций государства, с другой — конкретные методы и инструменты (регуляторы), с помощью которых государство осуществляет эти функции.

Устойчивая тенденция к расширению экономических и социальных функций государства начинает прослеживаться во всех развитых странах с начала ХХ века. Ее зафиксировали исследователи всех направлений, в том числе и марксистского. В марксистской литературе эта тенденция получила название государственно-монополистический капитализм – процесс сращивания силы государства с экономической силой монополий. Формирование государственно-монополистического капитализма рассматривалось этим направлением как результат экономических, политических, социальных противоречий, которые порождены комплексом внутренних и внешних причин. В немарксистской литературе усиление экономической роли государства связывают с «провалами» (осечками, фиаско) рынка, то есть с обнаружением тех областей экономической жизни, где рынок не способен решить возникающую проблему. Это: 1) монополия; 2) несовершенная (асимметричная) информация; 3) внешние эффекты; 4) общественные бла­га. Эти проблемы образуют нижнюю границу государственного вмешательства. Они были рассмотрены в курсе микроэкономика (тема 9).

Однако в современном мире направление деятельности государства значительно шире, о чем свидетельствует материал, изложенный в темах 3, 4, 5, 8 данного курса. Верхняя граница государственного вмешательства связана:

· с перераспределением доходов и обеспечением права на стандарт благосостояния всем слоям независимо от форм результатов экономической деятельности.

· с обеспечением права на труд для тех, кто может и хочет работать. Поэтому обязанностью государства становится регу­лирование рынка рабочей силы (выплата пособий безра­ботным; организация для них системы переобучения, пе­реквалификации; установление минимальных уровней за­работной платы для занятых и т.п.).

· с обеспечение прорывов в области науки, технологий, структурных преобразований. Речь идет, например, о фундаментальной науке или о капиталовложениях в новейшие отрасли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса. Здесь не обойтись без участия государства.

· с решением внешнеэкономических проблем. Имеются в виду многообразные формы внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на ва­лютные курсы, управление платежным балансом и многое другое.

· С необходимостью в постоянно проводимой государственной антиинфляцион­ной и антициклической профилактике, так как любая экономика не имеет врож­денного иммунитета против инфля­ции, любой экономике присуща цикличность развития.

Очевидно, что ГРЭ связанна со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Постепенно государство интегрируется в рыночное хозяйство, то есть происходит симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка. Об этом свидетельствует формирование функциональных экономических систем (ФЭС).

Под ФЭС понимается динамические саморегулирующиеся подсистемы, деятельность которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия на национальном рынке и создание оптимальных условий для обмена информацией, товарами, технологией, различными формами капитала, рабочей силой и др. ФЭС поддерживают равновесие относительно определенных заданных макроэкономических параметров, так уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5 % ВВП, объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров как минимум в течении 3х месяцев, отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20% годовых доходов от экспорта, критический уровень безработицы не должен превышать 15-20% общего числа трудоспособного населения и т.д.

К современным ФЭС относятся:

· Система формирования конкурентной среды, которая создает и поддерживает оптимальные условия для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции; обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны монополии; регулируют деятельность естественных монополий.

· Система, регулирующая размеры денежной массы обращения с использованием таких инструментов регулирования, как политика обязательных резервов, уровень процентной ставки Центрального банка, регулирования объемов рефинансирования коммерческих банков и др.

· Система поддержания внутренних цен.

· Система защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, которая начинает действовать при наплыве дешевых импортных товаров, захватывающих значительную долю на определенном товарном рынке и тем самым нарушающих сложившееся равновесие.

Названные и другие ФЭС в совокупности образуют функции современного государства по регулированию рыночной экономики и поддержанию ее устойчивого роста. Экономические функции государства многообразны и сложны, но можно выделить следующие основополагающие функции.

1. Создание и регулирование правовой основы функ­ционирования экономики.

2. Поддержка и защита конкуренции. Осуществле­ние этой функции предполагает, прежде всего, антимоно­польное регулирование.

3. Воздействие на размещение ресурсов. В опреде­ленных ситуациях (внешние эффекты, общественные блага, несовершенство конкуренции, когда рынки действуют неэффективно или не действуют вовсе) возникает пробле­ма нерационального распределения ресурсов, и необходи­мо вмешательство государства для социально справедливо­го решения этой проблемы.

4. Перераспределение доходов. Государство берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое пере­распределение доходов, принятие программ социальной защиты

5. Внешнеэкономическая политика, направленная на развитие различных форм международных экономических отношений, связанных с внешней торговлей, с меж­дународной миграцией капитала и рабочей силы, достижения и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике и т.п.

 

2. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Государственный сектор в рыночной экономике

Осуществляя регулирование социально-экономических процессов, государство использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач, финансовых возможностях государства, накопленного опыта регулирования. Анализ мирового опыта позволяет говорить о некотором стандартном наборе методов и инструментов государственного регулирования.

Различают прямые (или административные) и кос­венные (или экономические) методы регулирования, каждый из которых представлены различными инструментами. Прямое (директивное) регулирование возможно по отно­шению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных бедствий (например, сти­хийные катастрофы, технические аварии и т.п.). Оно в значительной степе­ни ограничивают свободу выбора и направлено на то, чтобы заставить делать так, а не иначе.

В рыночной экономике предпочтение отдается эко­номическим регуляторам, так как они более гибкие, на­правлены на создание у предприятий экономической заин­тересованности, оставляют для них свободу выбора. Это более демократические рычаги регулирования.

Разграничение экономических и административных инструментов довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказы­вается на экономическом поведении субъектов рынка.

К административным инструментам регулирования рыночного поведения субъектов относятся законы и подза­конные акты: запрет отдельных видов деятельности и тех­нологий, порядок регистрации предприятий, антимоно­польное законодательство, штрафные санкции, таможен­ное регулирование, регулирование цен, директивное пла­нирование и многие другие меры. Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях государ­ственного регулирования:

- Антимонопольная политика, направленная на ог­раничение монополизации рынков.

- Внешние отрицательные эффекты рыночных про­цессов. Например, их последствия для окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов.

- Социальная защита, т.е. определение и поддержа­ние минимально допустимых параметров жизни населения, регулирование планки, ниже которой жизненный уровень в цивилизованном обществе опускаться не должен. Сюда относятся гарантированный минимум заработной платы, си­стема социальных гарантий, пособия по безработице и т.п.

- Область международных экономический связей. Здесь регулирование направлено на защиту национальных интересов: лицензирование экспорта, государственный контроль над импортом, таможенная политика.

Таким образом, сфера применения административ­ных инструментов достаточно широка.

Но в рыночной экономике преобладают все же кос­венные, экономические методы регулирования. Вы­делим некоторые из них и дадим лишь общую их характе­ристику.

1. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика регулирования денежной мас­сы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Так государство может влиять на цены, инве­стиционные процессы и потребление населения, на объем национального производства и темпы экономического роста. (тема 7)

2. Финансовая политика — это мероприятия государ­ства по мобилизации финансовых ресурсов, по их распределению и использованию на основе финансового законо­дательства страны. (тема 6)

3. Внешнеторговая политика. Она связана со стиму­лированием экспорта и ограничением импорта. Инструментами стимулирования экспорта являются: на­логовые льготы, гарантии экспортного кредита, использо­вание двусторонних и многосторонних экономических со­глашений, снижение валютного курса. Для регулирования импорта государство использует ставки налогов на импорт или таможенные тарифы. (курс мировой экономики)

4. Регулирование международного движения капита­лов. Экспорт капитала предполагает создание за границей гарантий безопасности инвестиций, кредитную поддержку зарубежных инвесторов. Импорт капитала предполагает ус­тановление приоритетных секторов экономики для иност­ранных инвестиций, регулирование распределения прибы­лей, налогообложения и др. (курс мировой экономики)

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое про­граммирование. Его задача — комплексное использование в стратегических целях всех элементов государственного регулирования: административных и экономических.

По мере усложнения задач по регулированию эконо­мики правительства стали разрабатывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные целевые программы. Объек­тами таких программ обычно являются отрасли (например, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (напри­мер, социально-экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем); различные направле­ния научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обыч­ные среднесрочные экономические программы составля­ются, как правило, на пять лет с ежегодной корректиров­кой и продлением на один год (скользящее программиро­вание). Чрезвычайные программы разрабатываются в кри­тических ситуациях, например в условиях кризиса, массо­вой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления за­метное место занимают средства административного регу­лирования.

Уровень развития государственного программирова­ния в отдельных странах различен, но практически во всех странах рыночной экономики осуществляются целевые про­граммы.

На базе опыта целевых программ в конце развитые страны перешли к общенациональному среднесрочному программированию, охватывающему важнейшие по­казатели народного хозяйства.

Однако в условиях рыночной экономики государственное экономическое программирование может быть только ин­дикативным, т.е. носить целевой рекомендательно-стиму­лирующий характер.

Итак, современная рыночная система немыслима без ГРЭ. Однако существуют важные ограничения для него, существует грань, за которые рыночные процессы деформируются, и эффективность общественного производства падает.

Государство способно осуществить свои экономичес­кие функции в том случае, если имеет достаточную экономическую базу. Такой базой является государственный сектор экономики.

Отечественные экономисты традиционно понимали под государственным сектором сферу экономики, в кото­рой действовали государственные предприятия и учрежде­ния (т.е. сферу государственного предпринимательства). В мировой науке государственный сектор отождествляют с совокупностью всех форм непосредственного участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В соответствии с таким пониманием государственный сектор состоит:

1. Из сферы государственной предпринимательской де­ятельности, основанной на государственной собственнос­ти. Последняя получила развитие в 30-40-е годы прошлого века. Она возникала прежде всего в тех сферах, которые обеспечивали целостность народного хозяйства страны. Это, во-первых, отрасли производственной инфраструктуры (дороги, каналы, порты, системы водо-, электроснабжения, связи и т.д.) и отрасли социальной инфраструктуры (система образования, здравоохранения). Эти отрасли создают общие условия воспроизводства, но требуют больших капиталов, длительного периода его оборачиваемости, низку норму прибыли. Во-вторых, сфера науки и важнейших направлений техники, т.е. там, где высока степень риска и неопределенность получения результатов. Возникала государственная собственность различными путями: национализация предприятий и отраслей; строительство государственных предприятий за счет средств государственного бюджета; создание смешанных государственно-частных предприятий.

2. Из сферы государственных финансов, центром ко­торой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется процесс перераспределения доходов. Доходы госбюджета тес­но связаны с налоговой системой, а расходы — с выпол­нением государством ряда задач и функций.(тема 6)

3. Из сферы денежного обращения, центром которой является центральный банк. Центральный банк осуществляет денежное регулирование, держит под контролем государ­ственную денежную систему.(тема 7)

Размеры государственного сектора должны соответ­ствовать функциям, которые выполняет государство. Рост функций и направлений государственной деятельности вы­зывает и рост государственного сектора.

Если же государство без достаточных экономических оснований расширяет свои функции и вы­зывает рост государственного сектора, это снижает общую эффективность экономики. Это обусловлено тем, что конкурентный тонус государственных предприятий ослаблен – дотации, налоговые льготы, продление сроков выплат кредитной задолженности и т.д. В связи с этим в 80-е годы в развитых странах возникла необходимость разгосударствления и приватизации.

Наиболее распространенными современными способами разгосударствления стали:

1. Либерализация рынков: отмена барьеров для доступа на рынок новых конкурентов; стимулирование диверсификации производства и продаж; поощрение малого бизнеса, снятие ограничений для проникновения иностранного ка­питала; меры по демонополизации экономи­ки.

2. Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-ча­стных).

3. Создание для государственных предприятий ры­ночных условий функционирования: сокращение государ­ственных субсидий, отказ от списаний банковской задол­женности, отмена налоговых льгот и т.п.

4. Приватизация государственных предприятий. При этом государственная собственность может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам и т.д.

Наиболее популярными формами приватизации го­сударственной собственности в развитых странах являются продажа предприятий через систему аукционов и конкурсных торгов непосредственно в частные руки; выкуп акций государственного предприятия менедже­рами («управленческие выкупы»). Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управле­ние предприятием.

Снижение эффективности государственного сектора может быть связано и с другими причинами: неправильный выбор методов и инструментов ГРЭ, чему способствуют эффект особых интересов у политических деятелей; бюрократизация, которая «плодит» государственный сектор.


[1] Курс ценных бумаг зависит от дохода, получаемого по этим бумагам (прямая зависимость), и от рыночной ставки процента (обратная зависимость).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.