Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пуджа - тантрическое богослужение






Тантрическая пуджа или богослужение погружает человека в таинство самосозерцания и общения с Божеством. Тантрическая пуджа отличается от богослужений, проводимых в обычных храмах своим особым эзотеризмом, медитативностью и проникновением в глубины всего сущего.

Пуджа бывает двух основных видов: внутренняя или ментальная (манаса-пуджа) и внешняя (бахья-пуджа). Внутренняя (манаса) пуджа признается как наилучшая. Как утверждают некоторые Тантры, совершение внешних ритуалов бахья-пуджи без мысленной или внутренней манаса-пуджи - бесполезно. Искать Бога где-то во вне, пренебрегая Богом внутри самого себя, - это то же самое, что искать стекло, пренебрегая драгоценным камнем каустубха, лежащим в твоей собственной ладони154.

Совершение внешних ритуалов является достаточно важным на определенных ступенях практики во многих тантрических традициях. Однако основной акцент в любом случае должен падать на внутреннее созерцание и состояние сознания поклоняющегося. Когда садхака достигает высоких ступеней практики и уже полностью утвердился в медитации с использованием внешних образов и элементов поклонения, он становится способным предаваться чисто внутренней медитации или созерцанию.

На этом уровне уже нет необходимости в каких-либо внешних предметах или действиях, которые ранее служили цели осуществления концентрации сознания и удержания его на объекте медитации.

Шри Рамакришна говорил: " Стрелок учится стрелять, поначалу выбирая своей целью большие и широкие предметы и достигает в этом большой легкости. Эти большие предметы обеспечивают ему ту легкость, с которой он может затем уже стрелять в меньшие метки на мишени. Так, когда сознание уже натренировано на образах, имеющих форму, для него становится легким концентрироваться на том, что не имеет формы ".

Во время пуджи, производится приношение Божеству различных предметов (упачара), которые выражают собой как все стихии материальной Природы, так и качества самого поклоняющегося, которые он приносит в жертву Абсолютному. При таком жертвоприношении необходима глубокая внутренняя самоотдача (атма-самарпана).

Для совершения пуджи, поклоняющийся, очистив место сидения со специальной мантрой и движением руки, садится в медитативную позу (падмасана или сиддхасана) с лицом, обращенным на восток или север155. Сначала следует совершить поклонение гуру (гуру-вандана), произнеся с соответствующей концентрацией мантры, посвящаемые гуру. Затем произносятся мантры Ганапати (ганапати-вандана) для того, чтобы он ниспослал свое благословление на проведение обряда. Мантры, обращенные к другие Божествам, также могут быть произнесены с той же целью. Затем следуют различные медитативные и охранительные действия, такие как ньяса, или определенные приложения рук к телу, сопровождаемые соответствующими мантрами; бхуташуддхи - очищение элементов или материальных стихий, из которых состоит тело; кавача - защита от каких-либо неблагоприятных воздействий и т.д. Все эти действия имеют своей целью очистить совершаемый обряд, мысленно очистить тело поклоняющегося и помочь ему осознать тот факт, что оно является обителью Божества (дэвалайя), а также охраниться от негативных сил, которые могут помешать совершению ритула.

Такие действия, совершаемые как простая формальность, не имеют своей силы.

Затем совершается пранайама, или дыхательное упражнение, которое должно привести сознание и тело в подходящее состояние, когда прана или жизненная энергия хорошо распределена по телу. После пранайамы садхака сидит прямо и не двигаясь и, постепенно расслабив мысленно свое тело, сосредотачивает свое внимание в определенном центре (чакре) тела и следит за своим дыханием. Со вдохом и выдохом он мысленно повторяет аджапа-мантру (непроизносимую вслух мантру) согласно тому, как его наставлял учитель. При таком внутреннем повторении, садхака осознает: " я есть То", и, таким образом, постигает свой Дух (Атман) или самого себя, как Высший Абсолют (Параматман).

Далее, садхака представляет себе, что этот Абсолют, то есть он сам как Душа, пребывает в одном из центров тела (чакра) в форме избранного Божества (ишта-дэвата). Садхака является одновременно как Абсолютом (как Высший Дух), так и поклоняющимся Ему (как сознание и чувство " я"). Осознавая себя таким образом, он совершает медитацию (дхьяна) на избранный аспект Божества, пребывающий в определенном чакре тела. Для усиления такой медитации, производится действие, известное как ньяса. (См.выше). Во время медитации поклоняющийся (упасака) как бы приглашает Божество, имеющее определенные формы и особенности явиться ему для совершения поклонения. Когда Личное Божество является, садхака созерцает Его в своем чакре и совершает поклонение. Во время поклонения Божеству предлагаются различные предметы, которых может быть 5, 18 или более - в зависимости от обстоятельств. Наиболее традиционным является предложение пяти элементов - панчапачара, которое завершается предложением пищи (найведья). Вот эти элементы (упачара), предлагаемые Божеству, с указанием соответствующих элементов материальной Природы, их биджа-мантрами и качеств поклоняющегося:

Улачара Стихия или элемент природы Биджа-мантра Качество
I.Падья-вода вода (An) вам Снэха или знакомство
2.Ганджа-сандаловый порошок Земля (Пртхви) лам Вишваса-вера
З.Пушпа Эфир или небесное пространство (Акаша) хам Саммана-восхищение
4.Дхупа-благовоние воздух(вайю) йям Бхакти-любовь
5.Дипа-огонь (светильник) огонь (Тэджас) рам Гьяна-знакие
б.Найведья-предагаемая пища душа (джива) ом Тадатмья-бодха-реализация тождественности

Качества или духовные состояния, которые поклоняющийся приносит в жертву Абсолюту - требуют некоторой расшифровки. Так

1) Снэха - ознакомленность или знакомство - означает " взаимоотношение знакомого" по отношению к Божеству.

2) Вишваса - это вера в то, что поклоняющийся будет защищен Божеством, которому он поклоняется. Это отношение к Божеству как к верному другу.

3) Саммана - это восхищение величием Божества, которое поклоняющийся проявляет во время медитации. Это отношение к Божеству как к глубокоуважаемому Хозяину, или Учителю.

4) Бхакти - это сильная любовь. Поклоняющийся воспринимает Господа (или Богиню) как " своего" (" свою").

5) Рьяна - это знание той истины, что поклоняющийся и объект поклонения являются Одним. Это только лишь знание, но еще не настоящая реализация этого знания.

6) Тадатмьябодха - это реализация тождественности поклоняющегося и объекта поклонения.

Таким образом, предложение вышеперечисленных элементов (упачара) Божеству - это не что иное. как принесение проявленной материальной природы в жертву Абсолюту. Предлагая каждый предмет, садхака поднимает в своем сознании ассоциации со вселенской стихией - воды, земли, огня и т.д., и, таким образом, пуджа принимает характер вселенского жертвоприношения Вечному. Самоотдача поклоняющегося заключается в том, что он полностью предается Высшему, мысленно сжигая в огне жертвоприношения свое тело, чувство, сознание. В результате, если такое жертвоприношение успешно, поклоняющийся непосредственно постигает возврат материальной вселенной в изначальное состояние единства с Абсолютом (т.е. - процесс нивритти 156), возврат своего собственного тела, сознания и чувств в состояние единства с Абсолютом, состояние недвойственности, " Одного без другого". Состояние такого Единства (самарасйя) - есть высшая цель тантрической практики.

Если производится внутренняя или ментальная манаса-пуджа, то никаких материальных предметов не используется - все элементы визуализируются внутренним созерцанием и предлагаются Божеству, пребывающему в одном из чакр тела. Если же совершается внешнее поклонение (бахья-пуджа), то садхака переносит ишта-дэвата (избранное Божество) из своего чакра в мурти или изображение Божества, находящееся перед ним, и затем предлагает материальные предметы-благовония: ароматизированную воду, сандаловый порошок, огненный светильник, цветы и специально приготовленную пищу. Из этих элементов предложения - первые пять символизируют пракрити, или материальную природу, в то время как последний (шестой) - пища (найведья) - представляет Пара-Пракрити, или Высшую Природу. Это - Амрита или нектар бессмертия.

При совершении внешнего поклонения (бахья-пуджа) количество предлагаемых элементов (упачара) может быть увеличено и равняться 10, 16, 18 или 64. Однако все эти варианты расширенного поклонения - это просто разработанные формы предложения основных элементов материальной природы (панчапачара).

Другой важной частью пуджи является повторение мантра-джапы. Обычно оно совершается после предложения упачара и является продолжением интенсивной медитации на Высшее в форме Личного Божества. Однако возможна и другая последовательность, когда непосредственно поклонение завершается предложением упачары.

В случае бахья-пуджи обряд заканчивается тем, что садхака возвращает Избранное Божество в чакрам своего тела и, осознавая полное Единство, произносит заключительные мантры. В случае ментального поклонения (манаса-пуджи), переноса Божества не требуется и пуджа завершается постижением Единства и произнесением соответственных мантр.

ЙАНТРА

Йантра - это символическое изображение Божества, которое служит для цели концентрации. Абсолют проявляет Себя в виде совершенных геометрических фигур, концентрация на которые ведет к постижению Высшего. Для того, чтобы выточить из камня совершенную скульптуру, необходимо иметь соответствующий инструмент, так и йантра157 - это инструмент, с помощью которого наше сознание " вытачивается" и становится совершенным, будучи сконцентрировано на Абсолютной Реальности. Йантра представляет из себя определенную геометрическую фигуру, наполненную эзотерическим символизмом и обладающую мистической силой. Каждая линия, окружность, треугольник или точка такой мистической диаграммы имеет глубокое символическое значение или несколько расшифрований. Как можно начертить общий план любого, даже самого сложного строения, и такой план может состоять всего из нескольких геометрических фигур и линий, так и йантра является геометрическим выражением всей вселенной, а также непроявленного Источника этой вселенной.

Существуют различные виды йантр, используемые для различных концентраций. Однако общий смысл и методы постижения остаются едиными для всех.

В центре любой йантры находится парабинду, или точка, которая символизирует Непроявленный Абсолют. Этот парабинду является графическим выражением Изначального Звука (нада), существовавшего до всякого проявления. Этот Непроявленный Абсолют может постигаться как Шива, пребывающий в виде Линга в йони Шакти, или - как Изначальная Шакти, в зависимости от той или иной формы медитации. Так или иначе, в действительности, парабинду всегда является выражением изначального единства Шива-Шакти, Абсолюта и Его Энергии, в непроявленном состоянии. Вечный Махабинду пребывает вне пределов проявленной Природы158.

Парабинду (высший бинду) проявляется как апарабинду (невысший бинду) в результате любовного желания (камакала), после чего происходит творение, или - проявление вселенной. В графическом плане это проявление отображается в виде треугольников, окружностей и т.д., образующихся вокруг центральной точки. Все эти фигуры развертываются из центра во-вне по следующему принципу: чем дальше их углы удалены от центральной точки, тем более плотные материальные субстанции или силы они представляют159.

Следует понимать, что как в Источнике творения, так и в его проявлении всегда реально существуют лишь только Шива и Шакти, находящиеся в неразрывном единстве. Нет Шивы без Шакти и Шакти без Шивы160. Все силы, эманации и формы, возникающие во время проявления - это порождения Шива-Шакти, или Их материальные манифестации.

Проследим процесс вселенского проявления и его графического отображения на примере Шри Чакра - царицы всех йантр, диаграмме, заключающей в себе всю полноту творения. Шри Йантра161 - это символическое; отображение формы Шакти (сварупа), Ее сил и эманаций, отображение формы вселенной (вишварупа), символизирующей различные стадии проявления Шакти.

Из центральной точки, называемой парабинду (высшее бинду), проявляется в результате любовного желания (камакала) апарабинду, которое отображается в виде маленькой окружности, обрамляющей непроявленной парабинду. Апарабинду символизирует начало проявления и поляризации Шива-Шакти. Из этого бинду образуется треугольник, называемый мула-трикона (коренной, основной треугольник)162. Этот треугольник выражает собой три силы, обеспечивающие творение, или три бинду - смешанный (мишра) бинду, сочетающий природу Шива и Шакти, статический Шива-бинду и динамический Шакти-бинду. Этот треугольник также называется камакала, так как он появился в результате божественного желания Шакти и Шивы.

Он является йони, или женским детородным органом, из которого порождается материальная вселенная. Три стороны или три угла этого треугольника имеют ряд символических значений, связанных с числом 3. Так они означают: Шакти, проявленную в трех Своих аспектах - как воля (иччха), знание (гьяна) и действие (крийа). А также Шакти трех Богов - Брахмы, Вишну н Рудры (Шивы), выполняющих функции творения, сохранения и разрушения вселенной. Другое значение треугольника - это три гуны (саттва, раджас и тамас), представленные как его стороны, в то время как само бинду, находящееся в центре, выше каких-либо гун, или материальных качеств природы (гунатита). Основной треугольник (мула-трикона) означает также три следующих аспекта Шакти-молодую, (Тривидха-бала), прекрасную, (Трипура-сундари) и ужасающую (Трипура-бхайрави). Мула-трикона также выражает собой тройной процесс творения (шршти), поддержания (стхити) и растворения (самхара).

Из центрального треугольника (мула-трикона) развертываются большие треугольники, которые образуют своими вершинами окружности, все более удаленные от центра диаграммы. Всего этих треугольников (йони) в Шри Чакра девять (нава), поэтому Шри Чакра (или Шри Йантра) иногда называют Навайони Чакра. Из этих 9-ти пересекающихся между собой треугольников - пять, направленные вершинами вниз символизируют Шакти, в то время как четыре, направленные вверх - Шиву. На каждой из окружностей, образованных вершинами треугольников, или - между ними, - пребывают различные божества, являющиеся манифестациями Шива-Шакти и ответственные за те или иные функции во вселенной. Они управляют различными элементами, или стихиями и силами вселенной, такими как душа, тело, имя, форма, звук, касание, вкус, запах, ум, разум, эго и т.д., т.п., а также, такими различными силами как привлекательность и отвращение, любовь и ненависть, страсть и гнев и т.д. Все эти божества имеют свои формы, орудия и спутников, символизирующих то или иное состояние, или элемент материальной вселенной, или определенную силу чего-либо.

Во время медитации на йантру процесс созерцания начинается со внешних, наиболее удаленных от центра фигур, представляющих собой наиболее плотно-материальные силы или проявления Высшей Реальности, и, постепенно следует к центру, проходя все более тонкие планы творения и, в конце концов, доходя до Источника всего. Таким образом, постигается процесс нивритти, или свертывания вселенной в ее изначальное непроявленное состояние. Такая концентрация на мистической диаграмме связана с мантрой или мантрами Божества, на которое медитируют. Гуру раскрывает для ученика тайную взаимосвязь йантры с соответствующей мантрой и дхйаной (медитацией). В результате правильной медитации на йантру, садхака постепенно реализует свое единство с объектом медитации. Поклоняясь божествам и силам, пребывающим в фигурах йантры, созерцающий постепенно приближается к центру и, постигнув возврат вселенной в изначальное состояние Единства, реализует свою тождественность с Абсолютом. Такая медитация, использующая как орудия йантру и мантра-йогу, является мощным средством на пути к достижению самадхи (сверхсознательного блаженства).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.