Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слалом» Инструкция журналиста






Вы приехали сделать репортаж об этой организации. Но пока не определились, будет ли этот репортаж хвалебным (чтобы он прошел как рекламный материал) или скандальным (чтобы порадовать читателей). Вы решили определиться по ходу дела. И тут (какая удача) Вам навстречу направляется человек явно руководящего вида.

Упражнение № 5 «Без маски»

Цель: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности " я".

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я...»
«Верю, что я...»
«Мне бывает стыдно, когда я...»
«Особенно меня раздражает, что я...» и т.п.

Рефлексия. Обсудить, какие трудности возникли во время ответов на вопросы?

IV ступень: «ЗАМЕНИТЬ ВРЕДНУЮ ПРИВЫЧКУ ПОЛЕЗНЫМИ?»

ЗАНЯТИЕ VII. «ОТ ВРЕДНОГО К ПОЛЕЗНОМУ»

Цель: формирование нового образа «Я».

Упражнение № 1 «Я горжусь…»

Цель: осознание своих ресурсов при борьбе с никотиновой зависимостью, создание положительного эмоционального настроя.

Каждому участнику предлагается дать три ответа на вопрос: «Чем вы гордитесь?» В обсуждении акцент делается на том, насколько часто участники вспоминают об этом чувстве, как оно помогает решать повседневные проблемы.

Рефлексия.

 

Упражнение № 2 «Я-реальное» и «Я-идеальное»

Цель: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку, поддержание положительного образа некурящего человека.

Участникам раздаются по два листа бумаги и карандаши. Ведущий просит нарисовать себя в четырех «ипостасях»: Я-реальное и Я-идеальное, Я-курильщик, Я-без курения.

После этого происходит обсуждение: «Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное? С каким образом наиболее схож рисунок «Я-курильщик»? «Я - без курения?»

Рефлексия.

Упражнение № 3 «Чем заменить курение?»

Цель: осознание альтернативных способов удовлетворения потребностей, которые люди пытаются удовлетворить при помощи курения.

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека курить. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: «Человек курит потому, что это помогает ему:

- снимать барьеры в общении
- удовлетворять свое любопытство
- снимать напряжение и тревожность
- стимулировать активность
- следовать принятой традиции
- приобретать новый опыт».

Затем ведущий предлагает обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью курения и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Во время мозгового штурма участники должны назвать как можно больше способов. Например, человек курит, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещения дискотеки, разговора с другом.

Рефлексия.

Упражнение № 4 «Прошлое, настоящее, будущее»

Цель: исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем, осознание ресурсов отказа от курения.

Инструкция: «Сейчас, мы походим по комнате, и выберем себе место для индивидуальной работы». Участники могут свободно перемещаться по комнате, и рассаживаются на заранее подготовленные места, если кто-то хочет изменить расположение своего стола, развернуть или подвинуть, то ведущий помогает этому, т.к. для выполнения этой работы необходимо, чтобы участники себя чувствовали свободно. В это время ведущий включает спокойную медитативную музыку. Когда все расселись, ведущий продолжает инструкцию: «Наша работа будет состоять из трех этапов.

Первый этап. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза вспомните себя в прошлом. Кто вас окружает? … Кто вы? … К чему стремитесь? … Запомните свои ощущения и то, что вы увидели. Зафиксируйте свои ощущения. Побудьте в них до тех пор, пока вы почувствуете, что готовы вернуться, когда это произойдет, можете открыть глаза.

Мы побывали в своем прошлом. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски – отобразите то, что вы увидели, почувствовали. Кто вас окружал? Как они действовали на вас? Кто были вы? К чему вы стремились? Как вы достигали своих целей? Абсолютно, не важно, умеете ли вы рисовать или нет, самое главное, что за этим изображением стоит ваша реальность, и вы знаете, что это значит»

На выполнение этого задания отводится 7-10 минут. Затем предлагается отложить работу. Лучше, если участники немного отдохнут, предлагается выложить свои работы в центр комнаты по кругу, походить и посмотреть на работы. После этого участникам предлагается вновь вернуться на свои места. Оценить, насколько ему сейчас удобно, не хочет ли он изменить положение своего рабочего места.

«Второй этап. Давайте сядем и расслабимся, почувствуйте свое тело, положение рук, ног, головы, удобно ли вашим мышцам. Каждый из вас находится в своем настоящем. Как вам здесь? Кто теперь вас окружает? Кто вы? К чему стремитесь? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что осталось по-прежнему? Зафиксируйте в себе то, что вы почувствовали. Запомните свои ощущения и то, что вы увидели. Зафиксируйте свои ощущения. Побудьте в них до тех пор, пока вы не почувствуете, что готовы вернуться, когда это произойдет, можете открыть глаза.

Мы в своем настоящем. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски – отобразите то, что вы увидели, почувствовали. Кто вас окружал? Как они действовали на вас? Кто были вы? К чему вы стремились? Как вы достигали своих целей?»

На выполнение этого задания отводится 7-10 минут.

«Третий этап. А сейчас переместимся в будущее. Кто здесь вас окружает? Появился ли кто-то новый или кто-то исчез? Кто вы теперь? К чему вы стремитесь? Чем занимаетесь? Запомните свои ощущения, и те картинки, что вы увидели. Постарайтесь запомнить их. Сейчас вы можете посмотреть на них, если вы почувствуете, что готовы вернуться, открывайте глаза.

Мы побывали в своем будущем. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски – отобразите то, что вы увидели, почувствовали будущее»

Когда все участники закончили работу, ведущий дает следующую часть инструкции.

«Давайте устроим галерею, разложим наши работы на полу по кругу. Походим по комнате и познакомимся с работами других авторов»

Рефлексия опыта, приобретенного на занятии.

ЗАНЯТИЕ - VIII «ОБНОВЛЕННОЕ «Я»

Цель: принятие ответственности за собственное здоровье и окончательного решения отказаться от курения.

Упражнение №1 «Приветствие»

Цель: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

Рефлексия.

Упражнение № 2 «Образ Я»

Цель: более глубокое осознание личностного существования; соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции.

Каждому участнику предлагается произнести слово «Я», с только ему, присущей интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним словом как можно полнее выразить восприятие своего " Я", свою индивидуальность и свое место в мире.

Рефлексия.

Упражнение № 3 «Ответственность»

Цель: помочь почувствовать, что означает чувство ответственности за себя и за других людей.

Предложения записываются под диктовку; во время паузы участники должны эти предложения закончить; наиболее верна первая реакция; если какое-то предложение не подходит, его можно пропустить; в конце дается немного времени для того, чтобы все завершить.

- Быть ответственным для меня означает...
- Некоторые люди более ответственны, чем другие, - это люди, которые...
- Безответственные люди - это...
- Свою ответственность к другим людям я проявляю через...
- Вид ответственности, который, как я чувствую, более тяжел для меня - это...
- Ответственного человека я узнаю по...
- Чем сильнее моя ответственность, тем больше я...
- Я побоялся бы нести ответственность за...
- Быть ответственным по отношению к самому себе - это...
- Я несу ответственность за...

Проводится обсуждение в парах и в кругу. Ведущий помогает участниками прояснить их точки зрения и осознать степень своей ответственности за свои чувства, мысли, поступки. При проведении обсуждения, целесообразно дать участникам почувствовать достоинства и недостатки двух позиций: ответственности за других и ответственного отношения к другим. Приведенные ниже характеристики помогут ведущему сориентироваться в этом вопросе.

 


Когда я чувствую ответственность за других, я...
- исправляю
- защищаю
- спасаю
- контролирую
- перенимаю их чувства
- не слушаю
Я чувствую...
- усталость
- тревогу
- страх
- неуравновешенность
Я беспокоюсь о…
- решении
- деталях
- ответах
- обстоятельствах
- том, чтобы не ошибиться
- исполнении
Я манипулятор, т.е. использую других.
Я думаю, что человек живет в соответствии с моими ожиданиями.

Рефлексия.
Когда я отношусь ответственно к другим, я...
- демонстрирую эмпатию (сопереживание, понимание чувств)
- подбадриваю
- делюсь
- конфликтую
- слушаю
Я чувствую...
- уравновешенность
- свободу
- осознанность
- самоценность
Я беспокоюсь…
- о человеке
- о чувствах
- с человеком
Я верю, моего присутствия с другим человеком достаточно.
Я помощник/проводник, т.е. сопровождаю другого.
Я думаю, человек сам отвечает за себя и за свои поступки.
Я могу доверять и принимать людей такими, какими они есть.


Упражнение № 4 «Последний час»

Цель: изменение отношения ко времени, осознание его ценности для человека.

Данная техника работы была предложена Георгием Гурджиевым.
Оглянитесь на только что прошедший час, как если бы он был для вас последним часом на земле, и вы только что осознали, что умерли. Спросите себя, довольны ли вы последним часом своей жизни? А теперь оживите себя вновь и поставьте перед собой цель в течение следующего часа (если вам посчастливится его прожить) извлечь из жизни немного больше, чем вам удалось в предыдущий час. Определите, где и когда Вам следовало действовать более разумно, а где проявлять спонтанность. Попробуйте посмотреть на себя как бы со стороны, постепенно избавляясь от всего второстепенного, «наносного». Например, от репутации, престижа, межличностных хитросплетений, бессмысленных страстей, вредных привычек и т.п.

Упражнение удалось, если Вы начинаете ощущать потребность получать как можно больше ценного от жизни. Постепенно Вы можете довести быстроту данной техники до буквально нескольких мгновений. Можете каждый час - когда пищат часы или бьют куранты - отводить несколько секунд на беспристрастный анализ минувшего часа и на эффективный настрой на извлечение максимальной пользы из последующего часа. Ощущения во время проведения техники должны быть ощущениями игры. Ведь во время игры нам позволено вообще всё на свете: и умирать самому, и убивать других, и быть другого пола, видеть и слышать несуществующее, - такова суть игры. Поэтому нет ничего страшного, если Вы будете «умирать» каждый день по нескольку раз. И эффект от данной техники равен основному эффекту от других игр - жажда жизни, азарт и увлеченность.

Рефлексия.

Упражнение № 5 «Замена слайда»

Цель: избавление от негативных переживаний.

Хорошо известное упражнение, в котором участникам, находящимся в состоянии транса. Предлагаем создать мысленный образ неприятного эпизода и мгновенно сменить его на приятный эпизод.

Алгоритм выполнения упражнения:

1. Вхожу в особое состояние сознания.

2. Представляю себе неприятный эпизод, связанный с курением в прошлом

3. Заменяю неприятный эпизод («Жизнь без курения») приятным.

Рефлексия.

Упражнение № 6 «Жесты»

Цели: снятие напряжения; развитие способности членов группы работать сообща.

Выбирается ведущий. Тренер дает группе инструкцию: «Сейчас ведущий покажет вам четыре простых движения. Первое – движение рук при тиле плавания «Брас», второе - подтягивание на перекладине, третье – руки в стороны, четвертое – руки вверх. Вы должны повторять за ведущим все эти движения, но при одном условии, когда ведущий поднимает руки вверх, вы должны их опустить вниз. Остальные упражнения без изменений. Через минуту задание усложняется: при движении руками ведущего «Брас», все остальные «подтягиваются на перекладине».

Выполнение упражнения. Рефлексия.

Упражнение № 7 «Сочинение на заданный результат»

Цель: пробуждение рефлексии, развитие умения находить в повседневном некие общие закономерности, закрепление полезных установок относительно курения.

Ведущий объясняет насколько важно уметь делать из жизненных ситуаций верные, точные выводы. Задание состоит в том, что следует написать небольшое сочинение, конец которого уже известен (определяется ведущим с помощью жребия).

Инструкция: «Иногда жизненная ситуация - это действительно лишь стечение обстоятельств, а иногда - это итог деятельности человека, его мыслей, идей, поступков, пассивности или активности, спокойствия или безрассудства и так далее. Сейчас мы не будем анализировать какие-то реальные жизненные ситуации. Не будем по той простой причине, что у всех нас уже сложились стереотипы в анализе жизненных ситуаций. У кого-то эти стереотипы сильны, у кого-то слабее. Чтобы немного преодолеть эту склонность к стереотипам, мы проделаем следующее. Мы будем писать сочинение, сочинение на заданную концовку. Окончание вашего сочинения: «Курению больше не было места в моей жизни».

Вам предстоит написать начало сочинения. Объём текста не ограничен. Но давайте договоримся, что за 20 минут мы должны успеть закончить свою работу. Договоримся, что своё сочинение вы начнёте с описания какой-то реальной жизненной ситуации, в которую вы попадали или можете попасть. Потом переходите к анализу и обобщениям. Мы не на уроке русского языка или литературы, оценки ставить не будем, но потом, когда будем зачитывать свои сочинения, кому-то может быть, захочется дать обратную связь. Если ему будет интересно, то он скажет, что интересно. Если оригинально, то оригинально. Если остроумно, то остроумно. И так далее. Я думаю, отрицательных высказываний здесь не будет, им тут не место».

Рефлексия упражнения и подведение итогов тренинга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.