Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие - V «телесно-ориентированные техники






РОССЫПЬЮ»

Цель: профилактика стрессов и повышение стрессоустойчивости методом телесно-ориентированной терапии.

Упражнение № 1 «Рождение нового дня»

Цель: телесно-ориентированная терапия.

Планируемое время: 15 минут.

Члены группы строятся в две шеренги лицом к лицу, а потом садятся на песок попарно, переплетая ноги, и сплетая друг с другом руки над головой. Получается нечто похожее на тоннель метро. Через это метро из ночи в утро должно выкатиться солнце, роль которого играет один из участников. Он ползком должен проползти сквозь «тоннель» и выкатиться наружу (на песок или в море). Потом он заменяет кого-то из участников в конце тоннеля, а тот в свою очередь становится «солнцем». Упражнение длиться до тех пор, пока все участники не побывают в роли солнца.

Рефлексия.

Упражнение № 2 «Мастерская скульпторов»

Цель: телесно-ориентированная терапия.

Планируемое время: 20 - 25 минут.

Ведущий вызывает в центр двух участников, делает из них фигуру. Они замирают. Он приглашает третьего, и тот как скульптор лепит из заданной фигуры новую скульптурную композицию, дает ей название. После этого тренер меняет местами одного человека из фигуры на скульптора. Приглашается следующий человек, и т.д. Игра заканчивается тогда, когда заканчиваются скульпторы.

Можно продолжить игру. Для этого надо выбрать двух лучших (по мнению группы) скульпторов, поручить им вместе «слепить скульптуру» из всех членов группы, а в завершении и самим присоединиться к скульптуре. Тренер делает фотографии на память.

Рефлексия.

Упражнение № 3 «Апельсиновая эстафета»

Цели: разогрев группы, телесно-ориентированная терапия.

Планируемое время: 30 минут.

Оснащение занятия: апельсины по числу участников, салфетки.

Члены группы разбиваются на две команды и становятся в две шеренги. Каждая шеренга строится по принципу «парень-девушка». Ведущий дает каждой команде апельсин, и командир команды (первый стоящий в шеренге) зажимает апельсин между подбородком и шеей. В таком положении он должен пройти установленный тренером маршрут и передать апельсин следующему (оба не должны касаться апельсина руками). Апельсин не должен упасть. Если апельсин упадет, то тот, кто его уронил должен вернуться в исходную позицию и начать свою часть эстафеты заново, предварительно вымыв и протерев апельсин полотенцем.

Побеждает та команда, которая справляется с задачей быстрее.

Рефлексия.

Упражнение № 4 «Накорми досыта»

Цели: повышение эмоционального тонуса; телесно-ориентированная терапия.

Планируемое время: 30 - 40 минут.

Оснащение занятия: глубокие пластиковые миски (8 штук), фрукты (ассорти, 2 - 3 кг.)

Группа делится на две команды. Гендерный состав команд должен быть примерно одинаков. Каждая команда делегирует по три игрока. От первой команды один парень и две девушки. От второй команды два парня и одна девушка.

Вносятся два предмета для сидения (раскладные стулья, камни, пни, резиновые подушки и т.п.). На стульях (или их заменителях) сидят: от первой команды - девушка, от второй команды - парень. У сидящих участников игры между ногами стоят блюдца с чищенными крупно нарезанными фруктами. Вторая девушка первой команды стоит напротив первой, а парень стоит напротив парня. Оставшиеся парень и девушка соответственно в своих командах переносят ртом фрукты и кормят стоящего участника игры. Выигрывает та команда, в которой фрукты будут съедены быстрее.

Игру можно продолжить, пригласив от каждой команды новых участников.

Рефлексия.

Примечание: При каждом новом делении группы на команды, важно менять их состав.

Упражнение № 5 «Сулугуни на двоих и йогуртная лихорадка»

Цель: развитие способности к сотрудничеству и к конструктивному состязанию.

Планируемое время: 15 минут.

Оснащение занятия: 200 грамм тонкого плетеного сулугуни; 10 пластиковых баночек йогурта (по 200 гр.) и 20 пластиковых ложек.

Часть первая:

Группа делится на две команды. Каждая команда делится на пары. Пары расходятся друг от друга на 25 метров каждая. Проводится эстафета по следующим правилам:

1) каждая пара держит губами сулугуни и при этом бежит 25 - метровку. Если сулугуни разрывается или падает, пара должна вернуться на старт и, взяв новую порцию, возобновить бег на дистанции

2) вторая пара каждой команды начинает бег только тогда, когда подбежавшая к ним первая пара съедает свой сулугуни (без помощи рук и, не выпуская изо рта, жуя одновременно);

3) можно постепенно поедать сулугуни уже в процессе бега и бежать, прижавшись лицом к лицу, но разрывать связку (сулугуни) при этом нельзя.

Приз получает та команда, которая первая пробежала эстафету без нарушения правил.

Часть вторая.

Продолжается командная работа в парах. Задача участников каждой пары накормить друг друга йогуртом. При этом сначала один кормит другого с ложечки, а потом второй первого (когда половина банки будет съедено). Трудность задачи заключается в том, что ложку надо держать не в руках, а во рту и кормить ей напарника.

Важно обратить внимание на то, что когда напарники меняются ролями, им дается новая чистая ложка в целях соблюдения гигиены. Побеждает та команда, члены которой раньше завершили поедание йогурта.

Рефлексия.

Упражнение № 6 «Лопни шар»

Цель: телесно-ориентированная терапия.

Планируемое время: 15 минут.

Оснащение занятия: воздушные шарики по числу участников.

Группа делится на пары по гендерному признаку (парень - девушка). Каждой паре выдается по воздушному шарику. Желательно, чтобы шары не были сильно надуты. Включается музыка. Пары должны танцевать. В ходе танца, по команде ведущего, участники должны танцевать то лицом к лицу, то спина к спине, то бок к боку, то во весь рост, то приседая. При этом шарик должен удерживаться между телами каждой пары. В завершении каждая пара без помощи рук должна раздавить шарик своими телами.

Рефлексия.

Упражнение № 7 «Ухо - горло - нос»

Цель: телесно-ориентированная терапия.

Планируемое время: 15 - 20 минут.

Участники становятся или садятся в круг. Выходит в центр круга два участника (желательно представители разных полов, согласившиеся работать друг с другом в паре при выполнении телесно-ориентированного упражнения). К ним подходит тренер со смятыми бумажками и просит вытянуть по одной каждому. На бумажках у каждого написаны две части тела: первая - та, которой он должен дотронуться до партнера (партнерши), а вторая указывает к какой части тела партнерши (партнера) он должен дотронуться. Партнер делает то же самое. После этого каждый из них (по очереди), не меняя позы и не отрываясь от партнера, достает следующую записку. Тренер зачитывает, какое задание на ней написано, и они выполняют его. Выигрывает та пара, которая больше всего достала бумажек.

Варианты
Губы - рука Губы - живот
Губы - шея Ухо - живот
Ухо - затылок Левая рука - правое ухо
Правая рука - левое ухо Правая рука - нос
Левая рука - грудь Левое колено - грудь
Левое колено - правая рука Нос - щека
Нос - шея Нос - ухо
Нос - нос Нос - колено
Нос - живот Правая рука - нос
Правая рука - живот Правое колено - левая рука
Правое колено - нос Левое колено - попа

 

Упражнение № 8 «Шустрый ручеек»

Цель: телесно-ориентированная терапия.

Планируемое время: 10 минут.

Члены Т-группы становятся в две шеренги лицом к лицу, подходят друг к другу на расстояние вытянутой руки. Они имитируют русло высохшей горной реки, поросшее кустарниками, заваленное камнями и корягами.

Два участника представляют маленький юркий ручеек. Они должны пройти сквозь строй. «Берега» то сходятся, то расходятся, то приседают, то чинят всякие препятствия движению ручья. «Ручей» (тандем из двух человек) должен где-то проскользнуть, где легонько отодвинуть завалы, а где-то подточить берег (погладить или пощекотать кого-либо). Как только «ручеек пробежит сквозь узкое русло и вырвется на простор, его сменяет новая пара участников и т.д.

Рефлексия.

Упражнение № 9 «Вилами по воде писано»

Цель: отреагирование травмирующего опыта.

Планируемое время: 5 - 10 минут.

Оснащение занятия: игрушечные пластмассовые вилы или грабли (можно просто палочки).

Тренер говорит группе о том, что все слышали поговорку «Вилами по воде писано», но мало кто знает, что в далеком прошлом так целители говорили о методе избавления от печалей и кручин. Предлагается испытать на себе действенность этого целительного ритуала.

Все члены группы заходят в воду по пояс. Расстояние друг от друга 4 - 5 метров. Каждый может на воде вилами (или предметами их замещающим) написать краткое послание (письмо) о том, что он прощается с былой проблемой или переживанием, или неприятным событием прошлого (или настоящего). Это может быть письмо конкретному человеку или себе или богу морей «Нептуну». Впрочем, это может быть и письмо-прошение, отражающее просьбу или чаяние.

Вместо письма можно нарисовать «вилами по воде» конкретное событие в реальном или абстрактном изображении.

Тренер должен пояснить участникам упражнения, что если они желают отчего-то избавиться, то письмо (или рисунок), по его завершению, надо «утопить». Утопить - это значит двумя ладонями «вдавить» с поверхности на глубину. Если же кто-то из участников писал (или рисовал) прошение о желаемом, он должен двумя ладошками толкнуть от себя воду вдаль моря.

Рефлексия.

Примечание: В процессе рефлексии члены Т-группы не проговаривают то, о чем они писали или рисовали на воде. Они говорят только о том, что они чувствовали.

 

Упражнение № 10 «Путешествие в нирвану»

Цели: развитие чувства эмпатии, доверия к людям; телесно-ориентированная терапия.

Планируемое время: 20 минут.

Оснащение занятия: коврики по числу участников тренинга.

Группа делится на несколько подгрупп по 4-5 человек. Первые номера ложатся на коврики (на спину) и закрывают глаза. Все остальные под легкую музыку медленно, плавно перемещаются вокруг центрального участника на корточках, по-кошачьи потягиваясь (как в физических упражнениях на растяжку). Они прикасаются ладонями к разным частям его тела от головы до ног, выполняя поглаживающие движения.

Потом главный участник переворачивается на живот и упражнение продолжается.

Прикосновения должны быть нежными, мягкими, неспешными, «оставляющими чувственный след», этичными. Через четыре минуты место на коврике занимает следующий член группы. Участники меняются местами до тех пор, пока все не пройдут через плеяду прикосновений.

После завершения упражнения каждому участнику надо помочь плавно, не спеша подняться, поставить его в центр круга с закрытыми глазами. Потом все кладут ему на голову ладони и вместе осуществляют ниспадающие движение рук сверху вниз до его пят (или колен). Это завершающее упражнение «водопад» осуществляется трижды с каждым участником.

Рефлексия.

Упражнение № 11 «Айсберг»

(автор Ю.А. Романовская)

Цель: релаксация.

Планируемое время: 5 минут.

Оснащение занятия: коврики по числу участников тренинга.

Участники ложатся на коврики и закрывают глаза. Тренер дает установку максимально расслабиться. Он говорит: «Представьте себе бирюзовый бескрайний океан и голубое небо. Больше ничего. Бескрайний тихий океан. Вы плывете на плоту. Вас сопровождают дельфины, которые весело резвятся вокруг вас.

Вы плывете на плоту и впереди вас белоснежный айсберг. Совсем небольшая часть видна на поверхности океана. Только верхушка переливается на солнце различными цветами. А там, за айсбергом вдалеке огромная яркая радуга.

Вам так хочется рассмотреть этот айсберг. Узнать на что он похож, какие причудливые его формы скрыты под водой. Вы ныряете в теплую толщу воды океана. Вам совсем не страшно. Вам любопытно. Возможно, вы узнаете то, что не видел никто. Вот он весь перед вами, все тайны его открыты перед вами. Какой он? Рассмотрите его».

Включается легкая музыка. Участники в течение трех минут представляют подводный айсберг. Потом открывают глаза и делятся впечатлениями.

Рефлексия.

Упражнение № 12 «По горячим углям»

Цель: телесно-ориентированная терапия.

Планируемое время: 30 минут.

Оснащение занятия: дрова (желательно березовые), старое большое махровое полотенце.

Формируется пятиметровая дорожка из тлеющих угольков сгоревшей древесины (желательно березы). Члены группы садятся в круг (желательно в позе лотоса) закрывают глаза.

Тренер дает установку устроиться удобно и вспомнить золотое правило тренинга: «Каждое слово должно стать ощущением», повторять за ним нижеследующий текст:

«Я приступаю к занятию «мобилизующей микро паузой».

Мои мысли полностью сосредоточены на занятии.

У меня сейчас одно желание – смягчить нервное напряжение.

Я мысленно произношу фразы и стараюсь их прочувствовать.

Я концентрирую свой взор на одной точке (или на любом зеленом, синем, не раздражающем предмете).

Я смотрю в одну точку спокойно, без напряжения.

Я смотрю в одну точку взглядом задумавшегося человека.

Я успокаиваю свое дыхание.

Дыхание спокойное, ровное.

Мои мысли сосредоточены на руках.

Мышцы моих рук расслабляются.

Мои руки начинают тяжелеть.

Руки тяжелеют …

В кончиках пальцев появляется пульсация.

Мои руки наливаются теплом, тяжелеют.

Мой взор устремлен в одну точку.

Я спокоен и уверен в своих силах.

Мои эмоции и воля единый сплав.

Расслабляются мимические мысли лба, мышцы, сводящие брови, мышцы щек, жевательные мышцы.

В моем лице совершенно исчезает напряжение.

Мое лицо совершенно спокойно.

Полностью исчезает тревога.

Появляется и растет уверенность.

Мое дыхание спокойное и ровное

Мой взгляд устремлен в одну точку.

Подошвы моих ног становятся каменными.

Подошвы ног становятся каменными и прохладными.

Подошвы моих ног каменные и прохладные.

Я спокоен, я совершенно спокоен.

Я полностью уверен в себе, в своих силах.

Я спокойно пройду по дорожке,

Чувствуя только прохладные каменные подошвы.

Прочные и прохладные как гранит.

Мое дыхание ровное, энергичное.

Я ощущаю прилив бодрости.

Я отрываю взор от одной точки

Я сжимаю пальцы рук в кулаки.

Я энергично потягиваюсь.

Я активен и готов к действиям».

Далее все по очереди встают и спокойно проходят по дорожке с углями, не спеша повторяя:

«Я спокойно иду своими каменными ступнями по дорожке.

Мои ступни прочные, каменные.

Мне прохладно. Я абсолютно спокоен».

Рефлексия.

Примечание: В целях соблюдения мер предосторожности важно при ходьбе по углям: 1) наступать на них всей ступней, не поджимая пальцы; 2) центр тяжести периодически переносить то на внешнюю, то на внутреннюю часть ступни; 3) не суетиться, не спешить, двигаться спокойно, но быстро. Пройдя дистанцию, надо вытереть ноги о сухой, но мягкий коврик (можно о старенькое полотенце).

ЗАНЯТИЕ - VI «ГРУППОВАЯ ИГРОТЕРАПИЯ»

Цели:

1. Развитие эмпатии;

2. Формирование навыков внутри- и межгруппового конструктивного взаимодействия;

3. Телесно ориентированная терапия, арт-терапия, групповая игротерапия;

4. Закрепление на когнитивном, чувственном и телесном уровнях установок на конструктивный здоровый образ жизни.

Упражнение № 1 «Обмен ритуалами»

Цели: разогрев группы.

Планируемое время: 3 - 5 минут.

Каждый участник должен придумать ритуальное приветствие группы, включающее в себя вербальные и невербальные его выражения. Например, участник встает, сжимает ладони рук на уровне груди, кланяется и говорит: «Всем сяо!». Группа дружно должна повторять приветствие каждого участника.

Рефлексия.

Упражнение № 2 «Повторение позы»

Цели: актуализация знаний о методах и средствах профилактики и снятия стрессов.

Планируемое время: 10 минут.

Оснащение занятия: мяч волейбольный.

Члены группы становятся в просторный круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, предварительно называет средство (или метод, психотехнику) профилактики или устранения стресса. Тот, кто получил мяч, принимает любую позу. Все остальные мгновенно эту позу повторяют. Член Т-группы, получивший мяч, называет свой способ преодоления стресса и бросает мяч, не меняя позы до тех пор, пока новый участник, принявший мяч не сменит ее на новую позицию. Упражнение продолжается пока мяч не побывает у каждого 3 - 4 раза.

Рефлексия.

Упражнение № 3 «Два племени»

Цели: формирование навыков работать сообща; бодиарт-терпия; развитие творческой смекалки.

Планируемое время: 50 - 60 минут.

Оснащение занятия: гуашь или масляная краска, кисти, маркеры (черный, синий, красный, зеленый), косынки по числу участников тренинга (половина красных и половина черных); два полотнища для флагов (80 см. х. 100 см.), красного и черного цветов (можно и белые); два древка для знамен, иголки и нитки.

Группа делится на две команды - на два племени. Задача каждого племени придумать название, язык (в том числе и невербальный: мимика и жесты) для общения (10 - 12 слов), историю (миф), обычаи, на флаге (заготовке) нарисовать герб.

На гербе должны быть изображены: 1) часть тела, привлекающее внимание; 2) вкусное блюдо; 3) деятельность, которой большинству племени нравиться заниматься; 4) выражение той или иной эмоции (страх, ужас, удовольствие, стыд, радость, гнев или др.) или эмоционального состояния (тревожность, счастье, блаженство, эйфория или др.), или чувства (грусть, любовь или др.). Кроме того на флаге под гербом или над ним необходимо написать девиз племени. Далее, используя техники боди-арта, все раскрашивают друг друга в боевую (или в любой иной) раскраску.

После выполнения задания каждое племя излагает свою легенду, периодически используя слова придуманного языка, демонстрируют свой флаг и рассказывают, что и почему изображено на гербе. При изложении легенды, начинает рассказ вождь, а остальные по очереди, продолжают повествование, внедряя своего выдуманного персонажа.

Далее вожди хвастаются своим племенем. Они должны, по очереди, выйти в центр круга лучшая девушка и лучший мужчина племени. Вожди характеризуют их, используя слова и жесты из языка племени. Эти представители должны продемонстрировать всем то, что поразит воображение гостей из соседнего племени (Например, юноша демонстрирует свои мускулы или делает стойку на голове. Девушка демонстрирует гибкость своей фигуры, оригинальную походку.)

Завершается упражнение, что каждое племя старается объяснить (угадать) значение слов и жестов из языка соседнего племени.

Рефлексия.

Упражнение № 4 «Первая мировая война племен»

Цели: двигательная разминка, телесно-ориентированная терапия.

Планируемое время: 15 минут.

Оснащение занятия: водяные пистолеты.

Продолжается игровой сюжет предыдущего упражнения. Племена расходятся в разные стороны и объявляют друг другу войну. Используя водяные пистолеты, они должны смыть максимум боевой раскраски с противника. Запрещается только стрелять в лицо. Соперников можно также помыть в море. Побеждает та команда (племя), на телах которой останется больше краски, а главное, сохранятся рисунки.

Рефлексия.

Упражнение № 5 «Вторая мировая война племен»

Цели: креативная разминка; развитие способности к сотрудничеству и к конструктивному состязанию.

Планируемое время: 20 минут.

Участники продолжают работать в командах. Тренер сообщает, что племена поняли бессмысленность физического уничтожения и теперь убедились в том, что нельзя друг друга «смыть с лица земли». Бог войны предложил вождям племен войну умов.

Задания командам:

1. Составить оригинальное стихотворение со словами: племя, время, голод, холод, помидоры, раздоры, любовь, морковь, шишки, пышки.

2. Задать три оригинальных вопроса другому племени и с юмором самим ответить на их вопросы.

3. Предложить максимум версий, что можно изготовить полезного: из пустой консервной банки и зубной щетки (для первой команды); из пластиковой бутылки и алюминиевой вилки (для второй команды);

4. Поздравить соперников с праздником на своем языке, но так, чтобы те поняли его смысл. Исполнить для них любой номер художественной самодеятельности (все вместе или представители).

Время на подготовку ко всем заданиям в совокупности - 10 минут.

После выполнения заданий подводится итог соревнований, тренер раздает всем призы. Начинается братание и объединение племен, символизирующее окончание войны.

Рефлексия.

Упражнение № 6 «Скибка мира»

Цели: развитие эмпатии; установка на мирное сосуществование.

Планируемое время: 20 минут.

Оснащение занятия: арбуз, дыня, нож столовый.

Оба племени, чередуясь, садятся в круг. Каждый вождь произносит краткую (двухминутную) мудрую речь о бесполезности войны и целесообразности мира. После чего, каждый участник должен выразить словами, жестами или прикосновениями соседу справа и соседу слева свою любовь. После этого тренер дает одному вождю большую скибку арбуза, а другому скибку дыни. Один откусывает кусочек арбуза и отдает соседу справа, а другой откусывает кусочек дыни и отдает соседу слева. Арбуз и дыня должны обойти полный круг, но таким образом, чтобы хватило всем попробовать и арбуза и дыни. По последнему кусочку должны съесть вожди.

Далее все поднимают руки к верху и громко хором кричат: «мир». Протягивают руки в центр круга и кричат: «любовь». Потом все берутся за руки, поднимают их вверх и кричат: «Мы, мир, мы единство, мы любовь».

Рефлексия.

Упражнение № 7 «Ролевой образ»

Цели: актуализация чувственного опыта; телесно-ориентированная терапия.

Планируемое время: 20 минут.

Участникам тренинга предлагается вначале самостоятельно, а потом в парах выполнить простейшие действия: гордо и независимо, как если бы вы снимались в рекламном ролике, «пронести себя по воде»; «зайти в бурную горную реку»; «пробираться по лужам»; «проплыть в тумане»; «пройти сквозь строй злобных зулусов» и др.

Рефлексия проводится по схеме:

1) Какие ощущения вы испытывали?

2) Какая качественная разница была в этих пяти состояниях?

3) Оценить, как влиял партнер на выполнение задания: затруднял или облегчал выполнение задания?

4) Что было легко, а что трудно?

Упражнение № 8 «Почувствуй меня»

Цели: развитие чувствительности и интуиции; телесно-ориентирован-ная терапия.

Планируемое время: 25 минут.

Члены группы закрывают глаза. Один из участников группы передает какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения, а тот, в свою очередь, должен передать это чувство дальше, сохранив его содержание, но выразив его с помощью других средств. Таким образом, одно и то же чувство, выраженное с помощью различных прикосновений, обходит весь круг. Тот, кто передал чувств, может открыть глаза, оценивая происходящее.

Упражнение выполняется дважды: один раз по часовой стрелке и один - против часовой стрелки.

Рефлексия.

Упражнение № 9 «Ты дорог мне потому…»

Цели: развитие эмпатии.

Планируемое время: 25 минут.

Каждый участник тренинга должен по очереди обратиться к каждому, начиная обращение так: «Ты дорог мне потому…». Он должен завершить предложение аргументацией. После завершения первого круга высказываний, первый участник начинает новый круг обращений со слов «Ты мне нравишься тем, что….». Все участники должны высказаться трижды. Третий круг начинается со слов: «Я буду помнить тебя потому…».

Рефлексия.

Упражнение № 10 «С днем рождения!»

(автор Т. Киселева)

Цели: закрепление на когнитивном, чувственном и телесном уровнях установок на конструктивный здоровый образ жизни; телесно-ориентированная терапия.

Планируемое время: 30 минут.

Оснащение занятия: свечи по числу участников, зажигалка.

Тренер говорит примерно следующее: «Наши совместные занятия на природе по формированию стрессоустойчивости подходят к завершению. Осталось сделать последний шаг, родиться заново, но уже с обретенным на тренинге багажом знаний и чувственного опыта. Упражнение, которое мы будем с вами сейчас выполнять, поможет освободиться от негативных воспоминаний, отреагировать травмирующий опыт, а также обрести желаемые бесценный опыт осознания нового рождения. Сегодня мы будем поздравлять друг друга с днем рождения. Каждый из нас переживет заново момент появления на свет. Оставьте в прошлом печаль, страхи, проблемы, обиды и болезни. Создайте образ, наполненный силой, любовью, оптимизмом, стремлением жить. Поставьте новые цели и определите пути их достижения. Позвольте себе свободу творца, чтобы войти в новую жизнь с новым потенциалом».

Каждому участнику раздаются свечи и зажигаются. Играет тихая музыка. Всем предоставляется возможность в течение 3 - 5 минут подумать над тем позитивным ценным базисом, который они обрели в жизни и за период тренинга. Участники тренинга смотрят на огонь свечи и думают о том позитивном, что надо сохранить, развить и приумножить и о том, от чего надо избавиться, что изменить или забыть как ненужное.

Тренер обращается к группе: «Поставьте свечи вместе на камень. Подготовьтесь к новому рождению, к появлению на свет в новом образе. В добрый путь!»

Участники делятся на пары и выстраиваются в две шеренги лицом к лицу. Садятся рядом на коврики, образуя тоннель: ноги вместе, располагаются параллельно друг другу; руки на плечах партнера; головы, прижимаясь, замыкают кольцо. Таким образом, создается «родовой путь». Задача группы: плотно сжимая новорожденного, выталкивать и продвигать его к новой жизни, желая добра, счастья, целеустремленности и т.п.

Участнику, исполняющему роль новорожденного, свободный партнер (или тренер) завязывает глаза (пока тот говорит или думает, от чего он хочет избавиться и что обрести в новой жизни) и направляет в тоннель с добрыми напутствиями. Он же встречает новорожденного приветствием, когда тот проползет внутри «родовой трубы», развязывает ему глаза и дарит символический подарок - новую свечу, которую они вместе зажигают и ставят в условное место. Группа аплодирует и поздравляет его с днем рождения. Далее оба участника заменяют в «родовой трубе» новую пару. Эта пара повторяет упражнение. В итоге все участники тренинга должны пройти ритуал рождения.

Упражнение завершается тем, что все встают, берут в руки горящие свечи и бокалы с соком (или с шампанским) и говорят друг другу добрые пожелания на память.

Рефлексия упражнения, занятия и всего тренинга.

Примечания: Проползая родовой путь, участники должны проявить максимум гибкости и быть очень осторожными, чтобы не причинить боль тем, кто составляет тоннель.

Непогода - осень - куришь,

Куришь - все как будто мало.

Хоть читал бы…..

А.А. Фет






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.