Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии детского творческого мышления. Условия успешного решения творческих задач






Представленные психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития.

Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

Исследования детского творчества позволили выделить 3 стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

1. Н а г л я д н о – д е й с т в е н н о е м ы ш л е н и е.

Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей.

К 4- 5 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка – дошкольника называется наглядно-действенным.

Важным для развития мышления являются задания на исследование образа -представления. Дети обучаются:

· расчленять представления на отдельные части (пример, 0);

· анализировать контуры предметов (С. 31, №1);

· сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие (С. 150, №2);.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления.

Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Отметим психологические качества, необходимые для фантазирования:

· четкое и ясное представление образов предмета;

· хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

· способность мысленно сопоставлять два и больше предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

· способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазии являются:

Ø незаконченные рисунки (С. 146, №3);

Ø неопределенные образы типа черных пятен и каракулей (С. 139, №4);

Ø описание обычных, новых свойств предмета (С. 34, №5).

Фантазия ребенка на I стадии развития творческого мышления еще очень ограниченна. Ребенок мыслит реалистично, не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. Например, если ребенку – дошкольнику рассказать сказку о докторе, который, уходя к больному, попросил чернильницу посторожить свой дом, то ребенок с этим соглашается, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако ребенок начинает активно возражать, если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла. Это не соотносится с реальными свойствами чернильницы. Чаще всего дети предлагают другие, более реалистичные способы воздействия чернильницы на разбойников: разбрызгивание чернил, удары чернильницей по голове и т.д.

Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов (оригинальность), связь далеких, не связанных обычно в жизни, образов предмета.

2. П р и ч и н н о е м ы ш л е н и е - выход за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрение ее в более широком теоретическом контексте.

Например, если дошкольники объясняют окончание дня наступлением ночи, т.е. воспроизводят временную последовательность привычных событий, то уже младшие школьники объясняют смену времени суток вращением Земли вокруг своей оси, основываясь на модели Солнечной системы.

Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности.

К 8-10 годам дети формулируют поисковые вопросы, сами находят ответы. Например, почему вода превращается в лед; почему масло тает на сковороде?

Они стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий.

Основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления являются: самостоятельность и критичность мышления, благодаря которым ребенок учится управлять своим мышлением:

Ø ставит исследовательские цели,

Ø выдвигает гипотезы причинно-следственных зависимостей,

Ø рассматривает известные факты с позиций выдвинутых гипотез.

Методы и приемы стимулирования творческой активности:

· прием образного сравнения (сложный процесс сравнивается с более простым). Используется при составлении загадок, поговорок, пословиц (С. 36, № 6);

· метод мозгового штурма (коллективное решение проблемы) (автор А. Осбон). Критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. (Критика может помешать творчеству, т.к. гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены). Благодаря мозговому штурму возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций (С. 93, 94; № 7);

· метод комбинационного анализа. В основе лежит сочетание двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов). Ребенок то ли, например, придумывает предложение с таким сочетанием, то ли говорит, что такое сочетание невозможно, например, пример с чернильницей, которая залаяла, когда пришли разбойники.

3. Э в р и с т и ч е с к о е м ы ш л е н и е – позволяет решать сложные, неопределенные проблемные ситуации опираясь на критерии избирательного поиска. «Эврика» - гр. – «я нашел», восклицание приписываемое греческому ученому Архимеду, восклицание радости.

Эвристическое мышление формируется к 12-14 годам. В этот период высокая исследовательская активность, детей задают много поисковых вопросов, концентрируют внимание на одной или нескольких гипотезах.

От решающего требуется умение построить проблемную ситуацию:

- выделить проблему,

- критерии оптимального решения,

- отделить главное от второстепенного,

- ранжировать предметы и объекты по степени важности.

Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлениипоспешное принятие решения. Для преодоления этой опасности необходимо найти несколько вариантов решения и сравнивая выбрать наилучшее.

Пономарев, С. 192 «В подлинном творчестве надо стремиться к предельному упрощению вопроса, к его предельной схематизации».

Условия успешного решения творческих задач:

· применение новых способов;

· успешное преодоление сложившихся стереотипов;

· умение идти на риск;

· сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения;

· разнообразие знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы.

У творческих людей:

· зрелость мышления;

· глубокие знания;

· разнообразные способности;

· умения и навыки;

· своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.