Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условие Процесс Операции Результат Формы






Тема 3

Тема: Психологическая организация мышления в творческом процессе

План

1. Проблема мышления в творческом процессе. Этапы ВПД (внутренний план действий), особенности развития.

2. Характеристика психологической организации творческого мышления. Сущность дискурсивного мышления.

3. Творческое мышление – психологический механизм познания. Психологические компоненты творческой деятельности взрослого.

4. Стадии детского творческого мышления. Условия успешного решения творческих задач.

 

Проблема мышления в творческом процессе. Этапы ВПД (внутренний план действий), особенности развития.

 

Творческое мышление – воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, нетрадиционный способ мышления.

Творческое мышление имеет следующие особенности: (Д. Гилфорд)

· оригинальность и необычность идеи, интеллектуальная новизна (Творческий человек всегда стремится найти свое собственное, отличное от других решение)

· способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, применение на практике

· образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть все новые стороны объекта, скрытые от наблюдателя

· семантическая спонтанная гибкость (сопоставление различных идей в неопределенной ситуации).

Схема решения творческих мыслительных задач

Условие Процесс Операции Результат Формы

Возникновения анализ реализации

синтез Продукт суждение

Проблемная Мышление сравнение мышления понятие

ситуация обобщение умозаключение

 

Серьезным препятствием на пути творческому мышлению:

1. Склонность к конформизму (стремление быть похожим на других);

2. Боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным в своих суждениях;

3. Страх ошибиться и страх критики;

4. Завышенная оценка собственных идей;

5. Высокий уровень тревожности;

6. Психическая и мышечная напряженность.

Большой вклад в развитие психологии творчества внес Я.А. Пономарев. Он проводит экспериментальный анализ способностей действовать «в уме», анализ так называемого внутреннего плана действий (ВПД). Я.А. Пономарев анализирует психологические способности интеллекта и выделяет в умственном развитии ребенка, в развитии его внутреннего плана действий 5 различных этапов. Особенности развития ВПН этих этапов отражены в таблицах (показ).

 

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.