Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уважаемые студенты! К 10 ноября письменно выполняете задания 4-5, 1-3 на распечатке; готовитесь отвечать на вопрос 1. Задания 6-16 к 17 ноября.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 – 7

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Уважаемые студенты! К 10 ноября письменно выполняете задания 4-5, 1-3 на распечатке; готовитесь отвечать на вопрос 1. Задания 6-16 к 17 ноября.

Контрольные вопросы.

1. Какие варианты падежных окончаний существительных есть в русском языке? Укажите, какой характер носят различия между этими вариантами.

2. Каковы нормы употребления полных и кратких форм имен прилагательных, форм степеней сравнения?

3. Расскажите о нормах сочетаемости собирательных числительных с существительными.

4. Какие ошибки могут возникнуть при употреблении тех или иных форм местоимений?

5. Какими выразительными возможностями обладают грамматические категории именных частей речи?

6. Каковы основные нормы употребления форм глагола в речи? Перечислите наиболее типичные ошибки, возникающие при употреблении глагольных форм.

7. Расскажите об изобразительно-выразительных возможностях глагола в речи.

8. Какие ошибки могут возникнуть при употреблении наречий, предлогов, союзов, частиц?

9. Каковы изобразительно-выразительные функции наречий, предлогов, союзов, частиц?

ЗАДАНИЕ 1. Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетания по схеме «прил. + сущ.». Укажите критерии определения рода.

1) скворушка, хлебушко, хвостище, пожарище, городишко, пальтишко, домина, голосина;

2) рояль, фамилия, рельс, туфля, толь, туннель, табель, мозоль;

3) забияка, сладкоежка, сирота, жертва, судья, декан, врач, инженер, директор;

4) диван-кровать, плащ-палатка, кресло-диван, штык-нож, ковер-самолет, кресло-качалка;

5) перила, такси, ножницы, очки, плоскогубцы, тапочки, валенки, лыжи, носки;

6) МХАТ, ООН, СМИ, СМУ, КБ, НИРС, ООО, РБ, ФРГ, ВВС, МВД;

7) салями, хиппи, кофе, какао, какаду, пари, авеню, бра, боа, цунами, пенальти, киви, жюри, Батуми, Калахари, Миссисипи.

ЗАДАНИЕ 2. Пользуясь словарями, определите родовую принадлежность выделенных курсивом существительных в современном русском языке. Сравните норму их употребления в настоящее время и в языке писателей XIX – XX веков.

1. Со шляпой на голове, зеленым вуалем и распущенными кудрями, вошла она в переднюю (Тургенев). 2. Большая зала была освещена (Вересаев). 3. Его нужно… куда-нибудь в санаторию отправить в Швейцарию (Вересаев). 4. Осмотревшись, Лев Васильевич поднял туфлю и засмеялся (А.Н.Толстой). 5. Из-под манжеты вытекла и поползла в ладонь струйка крови (Федин). 6. Перед домом начинался темный строевой лес, через него шел просек в Звенигород (Герцен). 7. На селе били в рельс, ибо колокол лопнул набатный (Мартынов). 8. Я торопливо соскочила с постели и толкнула ставень (Серафимович). 9. Габуния окликнул Сему. Спазма сжала его горло (Паустовский). 10. Вынимает он из шкафа длинноногого жирафа (Маршак).

ЗАДАНИЕ 3. Какая из форм данных существительных является нормативной, а какая устаревшей? Используйте словари.

Фильм – фильма, рельс – рельса, метод – метода, арабеск – арабеска, бакенбард – бакенбарда, клипс – клипса, ботфорт – ботфорта, туфель – туфля, банкнот – банкнота, бот – бота, клавиш – клавиша, ставень – ставня.

 

ЗАДАНИЕ 4. Образуйте от данных существительных формы единственного числа именительного падежа, определите их род и согласуйте с ними подобранные определения.

Степи, скирды, неряхи, яблоки, ставни, шинели, унты, клавиши, манжеты, занавески, рояли, рельсы, босоножки, бандероли, погоны, залы, шампуни, мозоли, судьи, боты, спазмы, заусенцы, шимпанзе.

 

ЗАДАНИЕ 5. Подберите к данным существительным соотносительное существительное по роду. Определите семантические и стилистические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Балерина, женщина, доярка, маникюрша, машинистка, сиделка, солистка, ткачиха, адвокат, бакалавр, бригадир, врач, генерал, директор, доктор наук, космонавт, защитник, кондуктор, научный сотрудник, педагог, слесарь.

ЗАДАНИЕ 6. Образуйте форму именительного падежа множественного числа существительных. Укажите возможные вариантные формы.

Адрес, бант, баржа, бухгалтер, век, ветер, выговор, год, джемпер, директор, договор, доктор, зуб (во рту), зуб (зубцы), клапан, корень (растения), корень (сушеные овощи), лектор, ордер, токарь, торт, офицер, редактор, профессор, рапорт, ректор, шофер, сектор, слесарь, слог, снег, сорт, трактор, трюфель, якорь.

 

ЗАДАНИЕ 7. Определите различие в семантике данных парах слов.

Образы – образа, цветы – цвета, поясы – пояса, ордеры – ордера, счеты – счета, тоны – тона, проводы – провода, мехи – меха, лагери – лагеря.

ЗАДАНИЕ 8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Укажите возможные варианты и стилистические различия между ними.

Абрикос, апельсин, башкир, ботинок, валенок, варежки, вафля, верховье, витамин, вишня, гербарий, грамм, грузин, доля, дядя, конюшня, кочерга, кухня, мандарин, место, мордвин, нападки, носок, платье, полотенце, поместье, сапог, свеча, серьга, солдат, сумерки, туфля, узбек, цыган, чулок, яблоко.

 

ЗАДАНИЕ 9. Образуйте, где возможно, краткую форму мужского и женского рода единственного числа от данных прилагательных. Обозначьте ударение.

Безынтересный, короткий, безболезненный, доблестный, важный, кофейный, горький, сильный, теплый, передовой, пегий, близкий, деловой, мелкий, бедный («несчастный»), бедный («неимущий»), сиреневый, существенный, болезненный, славный («симпатичный»), славный («прославленный»), круглый («имеющий форму круга»), круглый («полный»), вороной, родной, ограниченный, уверенный, тяжкий.

 

ЗАДАНИЕ 10. Каковы смысловые и стилистические различия между полными и краткими формами следующих прилагательных.

Должен – должный, дорог – дорогой, благодарен – благодарный, обязанный – обязан, готов – готовый.

 

ЗАДАНИЕ 11. Образуйте, где возможно, форму простой сравнительной степени от данных имен прилагательных. Обозначьте ударение. Составьте с ними словосочетания, укажите семантические и стилистические различия.

Скучный, громоздкий, свободный, ранний, широкий, страшный, красивый, светлый, захудалый, ломкий, далекий, злой, робкий, молодой, крутой, плохой, хорошо, блеклый, поздний, комический, ручной, деловой, ласковый, мягкий, хрупкий.

 

ЗАДАНИЕ 12. Образуйте, где возможно, все возможные формы превосходной степени. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Глубокий, хороший, дальний, здоровый, глазастый, молодой, близкий, сухой.

 

ЗАДАНИЕ 13. Образуйте, где возможно, словосочетания «числит. + сущ.».

Двое (трое, четверо): ребенок, очки, мы, девочка, взрослый, кошка, портной, сапожник, ножницы, день, сутки, дом, щенок, собака, лыжи, брюки.

Расскажите о нормативном употреблении собирательных числительных с существительными.

 

ЗАДАНИЕ 14. Образуйте форму Р., Д, Т., П. падежа данные имена числительные.

12, шестеро, 34, 97, 6/100, 251, 685, тридцать первый, обе, полтораста.

 

ЗАДАНИЕ 15. Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. В каких словосочетаниях нарушены нормы?

Трое солдат – три солдата; четверо девушек – четыре девушки; семеро козлят – семь козлят; двое профессоров – два профессора; к обоим друзьям – к двум друзьям; к обоим соседкам – к двум соседкам; о тысяче мелочей – о тысяче мелочах; с тысячей солдат – с тысячью солдат; в полтораста метрах – в полутораста метрах.

 

ЗАДАНИЕ 16. В данных предложениях определите правильность / неправильность образования (употребления) падежных форм числительных.

1. Класс с двадцати пятью учениками поехал на экскурсию в столицу. 2. К двум третьих прибавить одна десятая получится двадцать три тридцатых. 3. С обоими подругами мы познакомились на дискотеке. 4. Книга была открыта на двухсот пятой странице. 5. На остановке ждали троллейбуса только четверо женщин, громко разговаривавших. 6. Каждый из двоих в этом коллективе работал добросовестно. 7. На монете изображен двуглавый орел.

 

ЗАДАНИЕ 17. Распределите данные предложения по 3 группам: а) требующие только глаголов несовершенного вида, б) требующие только глаголов совершенного вида, в) допускающие употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

1. – Постой, - сказал он Архипу, - кажется, второпях я (запирал, запер) двери в переднюю, поди скорей отопри. – Сам губернатор ежедневно (приносил, принес) ему кушанье на стол, (запирал, запер) дверь и (удалялся, удалился). 2. Сильвио взял мел и (записывал, записал) слова. – В будни ходил он в плисовой курточке, сам (записывал, записал) расход. 3. Греция (оживала, оживила), могущественная помочь Севера (возвратила, возвращала) ей независимость и самобытность. – Печальные, печальные мечты Вчерашняя мне встреча (оживала, оживила). 4. Зарецкий тридцать два шага Отмерил с точностью отменной, Друзей (разводил, развел) по крайний след, И каждый (брал, взял) Свой пистолет. – Отроду он не (брал, взял) карты в руки. 5. Да, я тот несчастный, которого ваш отец (лишал, лишил) куска хлеба, (выгонял, выгнал) из отеческого дома и (посылал, послал) грабить на больших дорогах. – Подъезжая к лесу, увидел он соседа своего, гордо сидящего верхом и поджидающего зайца, которого мальчишки криком и трещотками (выгоняли, выгнали) из кустарника. (По А.С. Пушкину)

 

ЗАДАНИЕ 18. Образуйте, где возможно, форму 1 и 2 лица единственного числа от данных глаголов.

Понять, звонить, печь, коробить, коробиться, недоглядеть, принять, лечь, лгать, начать, переломиться, переключиться, помянуть, попахивать, портить, выздороветь, отвлечь, развести, развеселиться, развертеться, рифмоваться, ржаветь, ездить, сыпать, удить, удобрить, угораздить, наградить, холодить.

ЗАДАНИЕ 19. Объясните, чем по смыслу или стилистически различаются выделенные курсивом глагольные формы.

1. Вино струится, брызжет пена (П.) – Ветер бесшумно брызгает в стекла водяной пылью (М.Г.). 2. Но ползут по кругу стрелки, - время движется вперед (Марш.). – Каждый раз казалось, что дело не двигается (Катаев). 3. С трудом двигаются усталые лошади (Короленко) – Им движет посторонняя ужасная сила (Дост.). 4. Яд каплет сквозь его кору (П.) – Из дедовых глаз капают … маленькие мутные слезы (М.Г.). 5. Лошадь махает хвостом (С.-Щ.) – Он мне тихо машет (Огарев). 6. Струя бежит и плещет (Тютч.) – Плескает на песок хрустальная струя (Бун.).

 

ЗАДАНИЕ 20. Какие формы настоящего времени признаются нормативными для данных глаголов.

Кудахтать, полоскать, мурлыкать, махать, тыкать, метать, колыхать, плескать.

 

ЗАДАНИЕ 21. Поставьте существительные в нужном падеже, составьте предложения с данными словосочетаниями.

1. Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).

2. Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение).

3. Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие).

ЗАДАНИЕ 21. Составьте предложения с синонимичными предлогами. Охарактеризуйте особенности употребления этих предлогов.

Вследствие – из-за.

Ввиду – в силу – в связи – по причине – благодаря.

О – про – насчет – относительно.

Вопреки – невзирая на – несмотря на.

 

ЗАДАНИЕ 22. Найдите иисправьте грамматические ошибки в данных предложениях.

1. Наконец мы приехали в маленькое городишко. 2. На высокой домине сидела пара голубей. 3. Из-под вуаля на меня глянули лукавые глазки. 4. Наконец нам подали ароматное кофе. 5. Город разрушило сильной торнадой. 6. Им интересовало рынок сбыта. 7. Если нет объективных условий, то ни трое, ни тридцать трое уже ничего сделать не смогут. 8. Четверо учениц участвовало в олимпиаде по русскому языку. 9. Каждая из этих движений старается донести до населения свои программы и идеи. 10. Поздравляем наших мужчин с Двадцать третьим февралем. 11. Художник написал свой автопортрет. 12. В ихнем классе много отличников. 13. На молодежной тусовке собралось много битл. 14. Постоянно выполняя все желания ребенка и балловая его, родители незаметно для себя делают его эгоистом. 15. После рынка овощи моются под горячей водой. 16. Нашенская команда выиграла. 17. Заведующий кафедры рассказал об изменениях в программе по литературе. 18. Обоих студенток наградили ценными подарками. 19. За проезд следует оплачивать сразу после посадки в троллейбус. 20. В статье рассказывается о роли паровой машины, преобладающей в течение многих десятилетий в хозяйстве многих стран мира в начале прошлого столетия. 21. Надо помогать детям учиться и проявить свои способности. 22. В новом учебном году институт оснастится новейшими лабораториями по физике, химии. 23. В семье моей бабушки было двенадцатеро детей. 24. Костер располагался метрах в полтора от палатки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Задание №2.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.