Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение 4 страница






Общим ориентиром могут служить следующие рекомендации1: ♦ в психологическом кабинете для окрашивания потолка рекомендуется голубой цвет, возможен подвесной светящийся потолок;

' Рекомендации ЦНИИ «Электроника».

псНпвн ые виды деятельности практического психолога образования ________Ш

стены светло-желтые, светло-зеленые (в южных регионах — светло-голубые тона), возможна обивка стен драпировочной тканью, что способствует дополнительной звукоизоляции;

4 в оформлении кабинета желательно использовать элементы ланд-щафтотерапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, естественные краски которых содержат основную гамму цветов от голубого до зеленого, декоративно-художественные композиции из комнатных растений);

+ полы со звукоизоляционным слоем: рекомендуется мягкое ковровое покрытие темно-зеленого цвета или других природных цветов (однотонных или в сочетании: песочный, темный беж и т. п.);

«желательно использовать двойные двери или двери с тамбуром;

+ окна при необходимости (просмотр видеозаписей, слайдов) должны завешиваться шторами из плотной светонепроницаемой ткани в тон стен, что создает зрительное увеличение комнаты;

♦ расположенные в кабинете кресла должны быть мягкими или полумягкими, с удобными спинками и подлокотниками, а в зоне релаксации — с подголовниками или высокими спинками.

В помещениях для психологической работы не рекомендуется:

♦ использовать блестящие поверхности;

♦ использовать лампы накаливания (люминесцентные лампы почти не искажают цвет, тогда как излучение ламп накаливания насыщено теплыми тонами, из-за отсутствия в спектре ламп накаливания синего и фиолетового излучения холодные тона окружающей обстановки выглядят серыми и грязными);

♦ цветовая подсветка не должна быть яркой и мелькающей;

♦ не рекомендуется одновременное использование всех компонентов ландшафте- и фитотерапии, их расположение необходимо продумать таким образом, чтобы они не становились отвлекающими факторами.

Удобная и функциональная мебель, разумно подобранная и расставленная, является неотъемлемой частью интерьера психологического кабинета. К числу обязательных компонентов меблировки относятся:

♦ рабочий стол психолога;

♦ шкафы (для хранения методических пособий, материалов обследования, техники и др.);

152 _______________ Часть I. Введение в практическую психологию образова нна

♦ сейф (если в шкафу нет замыкающегося на ключ отделения);

♦ рабочие места для детей (количество зависит от размеров помещения и специфики проводимой психологом работы);

♦ журнальный стол;

♦ кресла (небольшие, полумягкие, удобные);

♦ стулья.

Техническое оснащение кабинета. Рабочее место современного специалиста немыслимо без соответствующего технического оснащения, позволяющего экономить и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-раз-вивающей работы и т. д. Исходя из этого, психологу необходимо иметь в кабинете;

♦ копировальную технику (или возможность ею свободно пользоваться);

♦ систему видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;

♦ систему звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей;

♦ компьютер.

Специфика образовательных учреждений (детский сад, школа, детский дом и др.) во многом определяет приоритетные направления деятельности работающего психолога. Содержательные различия будут отражаться в оформлении и организации психологических кабинетов этих учреждений. Поэтому при соблюдении общих рекомендаций возможна достаточно широкая вариативность в подходе к организации рабочего места психолога.

Так, например, в работе с дошкольниками ведущая роль отводится использованию разнообразных игровых приемов. Поэтому в кабинете психолога детского сада должно быть предусмотрено место для проведения игровых занятий, игровой терапии, сказкотерапии и пр.

Школьные психологи нередко получают в свое распоряжение классную комнату. В зависимости от приоритетов, выбираемых психологом в работе, психологический кабинет может быть организован по-разному. Это может быть кабинет, построенный по «зональному» типу (рис. 3)-

ви ды деятельности практического психолога образования _________153

Рис. 3. Кабинет психолога, размещенный в классной комнате

В другом варианте классная комната может быть сохранена как учебное помещение (это важно, если психолог ведет в школе уроки психологии); в этом случае для проведения групповых, тренинговых занятий парты могут быть установлены по кругу или отодвинуты к стенам.

Кабинет психолога при любой его организации, независимо от размера помещения и меры материально-технического оснащения (напомним известную поговорку: «Не место красит человека, а человек место»), является своеобразным «лицом» работающего в нем специалиста, отражает индивидуальность психолога как профессионала и как личности.

В этом кабинете должно быть комфортно не только самому психологу, но и приходящим туда детям и взрослым. Доверие и расположение к психологу, мера его полезности, эффективность оказываемой им помощи не зависят напрямую от количества и качества стоящей в кабинете мебели, а определяются прежде всего профессиональными качествами самого психолога (см. часть I, раздел II, глава 4),

154 _______________ Часть I. Введение в практическую психологию образова н

Глава 3. Принципы деятельности практического психолога образования

Главная цель деятельности практической психологии образования — психологическое здоровье детей. Она не только определяет основные задачи службы, но и обусловливает основные принципы деятельности практического психолога.

Прежде всего — это принцип индивидуального подхода к человеку любого возраста на основе понимания и признания индивидуальности человека как ценности и принцип профессионального взаимодействия и сотрудничества психолога со всеми субъектами образовательного пространства — родителями, воспитателями, педагогами, любыми другими взрослыми, имеющими отношение к ребенку.

§ 1. Понимание индивидуальности человека как ценности

Практический психолог образования безусловно принимает тот факт, что любой ребенок самоценен уже потому, что он появился на свет, что ему дарована жизнь. Каждый ребенок интересен сам по себе: послушный и непослушный, успевающий и неуспевающий, красивый и не очень и др.

Отсюда основной принцип в работе практического психолога — подход к каждому ребенку как к единственному и неповторимому, как к зарождающейся индивидуальности.

Этот принцип известен в педагогической практике как индивидуальный подход. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике — дело очень непростое. Доказательством служит тот факт, что пока еще об индивидуальном подходе больше говорят, чем претворяют его в реальной работе с ребенком.

Под индивидуальными особенностями личности в психологии принято понимать такие особенности, которые отличают данную личность от другой. При одних и тех же целях, программах, методах воспитания и обучения мы видим у всех детей индивидуальные особенности, индивидуальное своеобразие. С возрастом, чем образованнее и воспитаннее становится человек, тем ярче, интереснее, значительнее его индивидуальные особенности..

В основе обсуждаемого принципа лежат важнейшие психологические закономерности: постепенность, неравномерность, индивидуальное своеобразие всех психических процессов и свойств личности, асинхронность психического развития, индивидуальные варианты

лоин' (ипы деятельности практического психолога образования ____________1jj5

00хождсния возрастных этапов онтогенеза. Поэтому нельзя зацикливаться на сегодняшней неудаче, слабости ребенка.

Если до недавнего времени основное внимание при обучении и воспитании уделялось наиболее слабым местам, «зонам отставания», имеющимся у ребенка, то теперь признается иное: опора на субъективно «спешную (интересную, привлекательную, любопытную) для ребенка область знания или деятельности оказывает прогрессивное влияние на становление его личности, позволяет развиваться его интересам, уверенности в своих силах, способностям.

французский психолог А. Валлон, анализируя ход психического развития ребенка, пришел к исключительно важному для практического психолога выводу: создаваемые на каждом возрастном этапе развития психики внутренние предпосылки намного богаче их последующей реализации. Иначе говоря, только часть (притом относительно небольшая) интеллектуальных резервов ребенка плодотворно реализуется. Очевидно, что выявление этих резервов выступает необходимой предпосылкой нахождения наиболее целесообразных и действенных методов индивидуального развития детей. У каждого ребенка свой потенциал развития, надо помочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реализовать. При этом и учеба приобретает для него личностный смысл и не будет создавать особых проблем ни самому ребенку, ни учителю, ни родителям.

Отсюда задача индивидуального подходанаиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. В этом смысле индивидуальный подход нужен так называемым благополучным детям не меньше, чем трудным. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, которые можно развить и которые могут превратиться в его сильные стороны. Вообще развитие способностей У ребенка всегда должно быть связано с развитием у него особых, только ему присущих черт. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а изучать, развивать потенциальные возможности детей и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Ребенку необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя, дать почувствовать, что у него все хорошо и в него верят. Прекрасно эту мысль высказал М. М. Пришвин: «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».

Почему мы нередко не даем такого шанса ребенку? Да мы его чаще всего не знаем. Знаем уровень развития той или иной психической

156_______________ Часть I. Введение в практическую психологию образова ние

функции или всех функций, того или иного психического свойства качества... Но как все эти знания свести воедино, соотнести с возрастом ребенка и с его индивидуальными особенностями и индивидуальным темпом развития? Это сложно, требует больших интеллектуальных затрат и профессионального мастерства.

Мы должны помнить предупреждение Л. С. Выготского о том, что «...целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой должно лечь в основу всех исследований» (1983, т. 5, с. 177).

Что такое «целостное изучение личности»? Обратим внимание на труды еще одного замечательного отечественного психолога — С. Л. Рубинштейна.

Он писал: чтобы понять сущность личности, надо попытаться ответить на три вопроса:

что хочет человек? Ответ на этот вопрос раскроет направленность личности — ее потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки и т. д.;

что может человек? Это вопрос о способностях: общих и специальных, об уровне этих способностей: таланте, гениальности и др.:

что он есть? Вопрос о характере человека: можно много желать, на многое быть способным, но не достичь успеха в жизни и деятельности из-за особенностей характера, который определяет нравственное и волевое отношение к себе, к людям, к миру.

И на наш взгляд, правомерен четвертый вопрос: что чувствует человек? Эмоции, чувства, переживания лежат в основе внутреннего мира человека и делают этот мир богатым или скудным.

Ребенок сначала чувствует отношение к себе людей и свое отношение к людям, предметам, миру, чувствует у себя способности к той или иной деятельности, а затем уже осознает все это.

Только ответив на все эти вопросы, проанализировав все взаимосвязи и взаимовлияния обозначенных психологических явлений в контексте возраста и пола ребенка и с учетом индивидуального варианта его возрастных изменений, можно подойти к пониманию сути его проблем в психическом развитии и становлении личности.

Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно назвать хоть одно какое-то свойство, черту, качество человека, которые не входили бы в круг этой проблемы. Известно, что дети в одном и том же классе очень отличаются друг от друга. И тем не менее центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Психическое развитие ребенка без развития его способностей — невозможно.

ийпипь 1 деятельности практического психолога образования _____________157

Именно способности определяют личностное становление ребенка, именно они обуславливают степень яркости его индивидуальности. Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Развитие способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов или неудач в той или иной деятельности.

А. Н. Леонтьев (1960) считал, что способности человека к общественно-исторически сложившимся формам деятельности, т. е. специфические человеческие способности, представляют собой подлинные новообразования, формирующиеся в индивидуальном развитии.

Личность не может быть понята и не может рассматриваться вне способностей. Весьма условно можно представить такую схему развития личности: чувство —> направленность - характер — > способности.

Уровень развития и предметная специфика способностей являются как бы результатом положительного переживания себя в той или иной деятельности, желания и умений заниматься этой деятельностью, уверенности в своих силах, а следовательно, и мобилизации этих сил.

Например, о благоприятном завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребенок:

хочет учиться;

♦ может (умеет) учиться;

♦ верит в свои силы;

♦ ему хорошо, интересно, комфортно в школе (во всяком случае, он идет туда не со страхом и не с отвращением).

Известно, что в подростковом возрасте внутри ведущей для подростков деятельности — общения со сверстниками — формируются такие личностные новообразования, которые и делают человека человеком, а именно: умение понимать чувства, настроения других людей и строить свое поведение в соответствии с этим (см. Давыдов В. В., 1979).

О благополучном для становления личности завершении этана отрочества можно судить по таким «расшифрованным суждениям» под-Ростка:

♦ мне интересны люди, я хочу с ними общаться;

♦ я умею общаться, я нахожу общий язык с людьми;

158 _______________ Часть I. Введение в практическую психологию образова нна

♦ я верю, что интересен людям, что им приятно со мной общаться;

мне хорошо в кругу сверстников.

Мы видим, что успех в любой деятельности основан на нехитрых понятиях: мне нравится, я хочу, умею, верю в себя. Но всякая психологическая реальность, которая скрывается за этими глаголами, не дана ребенку изначально.

Становление способностей требует со стороны взрослых терпения, внимания и бережного отношения к малейшим успехам ребенка.

Взрослым предстоит раскрыть интересность, привлекательность той или иной деятельности, пробудить у ребенка желание ею заниматься. Как пробудить школьника к преодолению трудностей учебного материала, а следовательно — развитию познавательных способностей? «Один из способов, — отмечает Дж. Брунер, — бросить ему вызов испытать свои силы, заставить его выложиться полностью, открыть для него радость успешного совершения трудной работы. Хороший учитель знает силу этого соблазна. Ученик должен испытать чувство полного поглощения работой, в то время как в школе с ним это редко происходит» (1977, с. 377).

Но нужно не только пробудить интерес к деятельности, например, познавательной или коммуникативной, но и научить этой деятельностью заниматься, создать ситуацию заслуженного и всеми понимаемого успеха, позволяющую ребенку поверить в свои силы, свои способности.

Американский психолог У. Глассер справедливо отмечал, что слишком много учащихся в школах страдает от неудач. Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, уровня материального благосостояния человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном.

К успеху ведет собственная активность ребенка, основанная на заинтересованности, любознательности, жажде поиска и открытий. Пробудить такую активность в школе — не просто. Но без нее ни о каком развитии способностей говорить не приходится. К успеху, к развитию способностей нельзя привести ребенка через насилие, упреки, указы, приказы: «...я понял эзотерический принцип невозможности насилия, т. е. бесполезности насильственных мер для достижения каких бы то ни было целей. С несомненной ясностью я увидел... что насильственные меры в любом случае приведут к отрицательным результатам, противоположнным тем целям, ради которых они были примене-

Hi п ы деятельности практического психолога образования ____________Н|9

То, к чему я пришел, было похоже на толстовское непротивление; 0 это совсем не было непротивлением, так как я пришел к нему не с • тической, а с практической точки зрения, не с точки зрения благого дли злого, а с точки зрения более успешного и целесообразного» (Успенский П., 1992, с. 305).

Известно, что «зону ближайшего развития» ребенку задает взрослый. и эт0 касается не только развития отдельных функций и психических качеств, но личности в целом. Л. С. Выготский подчеркивал, что сотрудничество взрослого с ребенком — один из центральных факторов детского культурного развития.

Сотрудничество в учебной деятельности создает зону ближайшего развития познавательных способностей ребенка.

Общение взрослого с ребенком — это тоже сотрудничество, но оно прежде всего ответственно за создание зоны ближайшего развития личностных характеристик ребенка.

«Зона ближайшего развития» способностей и личности для каждого ребенка индивидуальна. Это осложняет деятельность педагогов, которые работают по стандартным программам, каждая из которых, даже самая инновационная, ориентируется на некую общую «зону ближайшего развития» вообще ребенка определенного возраста. И не всякий ребенок в нее попадает: одни еще не готовы туда войти, другим там уже скучно, нечего делать. Следовательно, всякий раз на каждом уровне ребенок попадает или не попадает в результате сотрудничества с учителем в свою «зону ближайшего развития». От этого в значительной степени зависят и результаты обучения, и самочувствие ребенка, него различные межличностные отношения — с одноклассниками, учителями, родителями.

Интересно, что в случаях неважных учебных результатов в школе всегда «виноватым» бывает ребенок. А его «вина» нередко заключается лишь в том, что взрослые не определили пространство его сегодняшних возможностей, не учли его самочувствия в учебной деятельности. «Ребенок не знает, не расслышал, не понял, прослушал, ошибся, не сумел, не может — все это его вина. Невезение или плохое самочувствие, каждая трудность — это вина и злая воля», — писал Я. Корчак (1966, с. 286). Е ели в таком контексте неуспешности формируется самооценка ребенка — одно из центральных личностных образований, т° неизбежно возникнут сложнейшие проблемы с его психологическим здоровьем.

Известно, что есть два механизма оценивания: собственные ощущения и оценки окружающих.

160 _______________ Часть I. Введение в практическую психологию образова ние

По утверждению К. Роджерса, собственные оценки неосознанны, ц0 истинны. Оценки окружающих — осознаны, но противоречивы и часто ложны. И у ребенка — неискушенного и неопытного — могут возникнуть конфликты между внутренними и внешними оценками. Эти конфликты могут вызвать формирование неосознаваемых защитных реакций в виде искажения реальности: либо искажение оценок других людей либо искажение собственной самооценки. Все это осложняет становление личности ребенка и требует активного внимания психолога.

Психологическую службу школы можно рассматривать как посредника между системой образования и отдельным конкретным ребенком.

Задача психолога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для каждого ребенка способы оптимального развития его интересов, способностей, личности в целом, возможностей самовоспитания и самоорганизации. Самое главное — совместными усилиями психолога и педагогов попытаться понять особенности ребенка как формирующейся личности в контексте конкретных жизненных условий с учетом истории его воспитания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и на этой основе определить программу дальнейшей работы с ним.

Одной из форм изучения индивидуальных особенностей ребенка является психологическая характеристика или психологический портрет. Эти документы должны содержать глубокие и тонкие описания характерных, отличительных качеств, свойств, достоинств кого-либо. Профессионально составленная характеристика должна не только содержать в себе конкретные данные о ребенке — об условиях его жизни и воспитания, об особенностях его поведения, деятельности, характерных чертах личности, взаимоотношений с окружающими и т. п., но и показывать перспективу дальнейшего развития личности школьника. Материалы для характеристики накапливаются путем систематического наблюдения, проводимого в различных жизненных ситуациях. В характеристиках следует категорически избегать любых оценочных моментов: только факты, их анализ и интерпретация, выводы, в которых сформулированы конкретные пути дальнейшей работы с ребенком, направленной на его оптимальное развитие.

§ 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество психолога с субъектами образовательного пространства

Категория взаимодействия людей широко представлена в психолого-педагогической литературе. В самом общем виде взаимодействие

иНнип ы деятельности практического психолога образования ____________ ]& \

■ одей можно определить как систему взаимных связей субъектов, ко-

опая обуславливает их взаимное влияние.

В педагогической практике нередко употребляются понятия «воздействие», «воздействовать» (например, воздействовать на ученика

процессе воспитания). Но воздействия и взаимодействие — разные понятия. Их принципиальное различие заключается в том, что

первом случае мы имеем дело с субъект-объектными отношениями, тогда как во втором — с субъект-субъектными отношениями, а только такие отношения рассматриваются в практической психологии как нормальные.

Взаимодействие людей — это сложное психологическое явление, в основе которого лежат целостные системы взаимных действий и реакций, между которыми возникает причинная зависимость. Взаимодействие включает в себя ряд необходимых компонентов. Во-первых, это обмен мыслями, знаниями, идеями, то есть информацией (коммуникативный компонент), во-вторых, — обмен действиями (деятельно-стный компонент), в-третьих, — процесс восприятия партнерами друг друга (перцептивно-эмоциональный компонент). Только в совокупности все эти компоненты обеспечивают взаимопонимание людей. А это и есть главное, именно взаимопонимание определяет полное взаимодействие. Если люди не понимают друг друга, ни о каких взаимных действиях не может быть и речи.

Психологическая служба образования — это своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми (администрация, врачи, социальные педагоги), в центре этого взаимодействия находятся интересы ребенка как формирующейся личности. Безусловно, успешное решение сложных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит от деятельности всего педагогического коллектива образовательного учреждения, от каждого педагога, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры. Опора на опыт воспитателей и учителей — людей, в течение длительного времени постоянно общающихся с детьми, наблюдающих их в самых различных ситуациях, необходима в работе практического психолога. Он, помимо прочего, осуществляет синтез педагогического опыта с данными психологической науки. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество на всех стадиях работы и с отдельными детьми, и с детскими коллективами следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы СлУжбы.

6 Зак. 746

162 _______________ Часть I. Введение в практическую психологию образов ания

К сожалению, нередко взаимодействие в образовательном пр0. странстве рассматривается преимущественно как «парное взаимодей. ствие»: учитель—ученик, родитель—ребенок, учитель—родитель, психолог—ребенок и пр.

Самое же интересное здесь заключается в том, что профессиональное взаимодействие в сфере образования значимо прежде всего по целостной, всесторонней включенности в него ребенка, ученика. «Парное» взаимодействие ребенка с любым взрослым ограничивает эту включенность, у него не формируется единого представления о целостном образовательном пространстве, а следовательно и о своем месте в данном пространстве. В этом нередко заключается источник конфликта ребенка, школьника с воспитателем, учителем или родителями или и с теми и другими вместе.

Ребенок один, а взаимодействуют с ним многие взрослые, это хорошо, так как в сотрудничестве и взаимодействии со взрослыми его развитие и происходит. Известный отечественный философ и психолог Э. Ильенков писал о том, что если мы хотим, чтобы человек стал личностью, то надо поставить его с самого начала — с детства — в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью. Надо суметь организовать весь строй его взаимоотношений с людьми так, чтобы он умел делать все то, что делают они, но только лучше.

Взрослый на основе ведущей для того или иного возраста деятельности создает для ребенка «зону ближайшего развития». На каждом возрастном этапе имеется какая-то центральная фигура взрослого, которая является как бы «первой скрипкой» в ансамбле взаимодействий. Этой фигуре и надо бы подыграть.

Существует психологический фольклор о постепенном развитии самосознания ребенка:

дошкольник: «Я так делаю, потому что так мама сказала»;

младший школьник: «Я так делаю, потому что так сказала Мария Ивановна»;

подросток: «Я так делаю, потому что все ребята так делают»;

старший школьник: «Я так делаю (поступаю), потому, что так считаю сам».

Только последний уровень самосознания свидетельствует о личностной зрелости молодого человека. Чтобы помочь ребенку дойти Д° такого уровня развития, взрослым надо много поработать, не мешать

,.ui 1ипы деятельности практического психолога образования ____________163

о веДУШемУ ДЛЯ становления личности взаимодействию на той или «ой ступени возрастной лестницы.

Для дошкольника «главная» — мама (или тот, кто ее заменяет). RceM взрослым — бабушкам, соседям, воспитателям — следует учиты-

ть эТ0 в общении и взаимодействии с ребенком и друг с другом. Младшему школьнику «зону ближайшего развития» создает учитель. Теперь так важно, чтобы мама (другие родственники) это понимала и взаимодействуя с учителем, строила общение с ребенком в рамках «теперешней зоны» его развития. В подростковом возрасте личность ребенка развивается прежде всего в общении со сверстниками, но сотрудничество со взрослыми все равно очень значимо. Однако теперь уже и маме (родителям), и учителям бесперспективно напрямую противопоставлять и доказывать правоту своих представлений о жизни, ценностях, привычках и прочем тому, что «принято» в подростковой среде, лучше попытаться узнать, понять эту среду, организовать содержательную жизнь и общественнозначимую деятельность подростков, стараться задавать им нравственные образцы путем своего собственного поведения и своих собственных отношений с детьми и друг с другом, создавая тем самым благоприятную среду для становления личности взрослеющих детей.

И, наконец, «зону ближайшего личностного развития» задает для себя сам молодой человек: сам определяет для себя цели, ценности, притязания и предпочтения в жизни, в выборе профессии, области труда, карьеры, отношений, любви и пр. Но для укрепления своих позиций молодому человеку все равно необходимы сотрудничество и взаимодействие со взрослыми. «Зона ближайшего развития» подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самооорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, Иными словами, формируются личностные смыслы жизни. Быть мо-*ет, основной смысл развития в подростковом и раннем юношеском возрасте состоит в осознании школьником уникальности своей личности, своей индивидуальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.