Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как применить деньги, когда они есть?






Четыре препятствия и пять нот менеджмента. Как успехи в составлении своих финансовых отчетов? Надеюсь, что хорошо! «Ну и для чего мы все это делали?», - спросите вы. Уж конечно не для того, чтобы бежать сломя голову в налоговую инспекцию. А всего лишь для того, чтобы получить достоверную картину вашей финансовой ситуации на сегодняшний момент. Этакий срез фактической действительности или набор действительных фактов (кому как больше нравится), необходимый нам в качестве отправной точки для дальнейшего движения вперед по дороге с облаками к благополучию и достатку. Путь, естественно, предстоит не гладкий, а скорее похожий на бег с барьерами. Вот, например, некоторые из них:

· отсутствие направления движения

· долги (пассивы)

· инфляция

· налоги

Особенно важным «препятствием» является «отсутствие направления движения». Куда пойти, куда податься… Ох, похоже мы направление движения потеряли…Надо возвращаться.

Так вот, финансовое планирование или финансовый менеджмент, как процесс управления финансовыми ресурсами для достижения поставленных целей, и призван эти барьеры на вашем пути устранять. Финансовое планирование включает в себя работу в 5 ключевых областях:

1. Управление целями.

2. Управление наличными деньгами.

3. Управление рисками

4. Планирование пенсии

5. Управление инвестициями

Управление целями. Здесь сложно сказать что-либо новое. О необходимости постановки целей написана не одна книга. Ну а если коротко, то, пожалуй, Льюис Кэрролл сможет это сделать лучше всего:

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, - ответил Кот.

- Да мне почти все равно, - начала Алиса.

- Тогда все равно, куда идти, - сказал Кот.

- Лишь бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.

- Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот, - конечно, если не остановишься на полпути.

Льюис Кэрролл. Алиса в стране Чудес

Управление наличными деньгами. Помогает изыскать дополнительные деньги или создать новые источники доходов. Оно подразумевает:

· Управление потоком наличных денег.

· Создание фонда для непредвиденных расходов.

· Правильное распределение расходов.

· Увеличение доходов.

Управление рисками. Я бы включил сюда:

· Финансовую защиту в случае непредвиденных событий

· Страхование жизни

· Медицинское страхование

· Страхование недвижимости и автомобиля.

Эти виды страхования, думаю, покрывают 90-95% процентов существенных рисков, а именно ущерб здоровью (для себя и членов семьи), ущерб автомобилю (своему и чужому по вашей вине) и ущерб имуществу в результате пожара.

Планирование пенсии. Здесь нужно понять, что делать с накопительной частью пенсии и определиться с выбором негосударственного пенсионного фонда, а так же рассмотреть вариант покупки полиса накопительного страхования с возможностью выплат по достижению определенного возраста.

Управление инвестициями. Безусловно, самый сложный из аспектов персонального планирования. В целом, коротко сформулировать цель любого инвестора поможет Джон Темплтон. По его словам, «цель любого инвестора – достигнуть устойчивой комбинации между безопасностью инвестиций, получаемым доходом и ростом капитала».

«ЗаКоН» или «Защита -> Комфорт -> Независимость». Именно в таком порядке должен быть составлен и реализован ваш финансовый план. Сначала защитите себя и своих близких, затем добейтесь комфортного существования, а уж затем «кидайтесь во все тяжкие» по достижению финансовой независимости.

План защиты – фундамент, на котором вы будете строить следующие этажи вашего дома. Это возможность, при появлении неожиданных обстоятельств, некоторое время и дальше жить на том же уровне, что и раньше. Попробуйте понять, насколько важна финансовая защищенность ответив для себя следующие вопросы:

· Что я буду делать, если у меня завтра исчезнет источник дохода?

· Что будут делать мои близкие в случае, если я не смогу получать доход?

· Знаю ли я размер моей будущей пенсии?

Когда я, сталкиваясь с этими вопросами на разных этапах своей жизни, отвечал на них – все сразу вставало на свои места и прояснялось. Лезешь в гору – привяжи страховку! В качестве примера – цитаты из книг и реальной жизни:

Мир переполнен парнями, которые хотят лишь одного – быть богатыми. Проблема в том, что большинство парней, таких как ты, не добьются этого, потому что все вы не понимаете, что такое быть в безопасности или чувствовать себя комфортно в финансовом отношении. И в то время, как некоторые люди, такие как ты, рвутся к богатству, реальность такова, что путь к благосостоянию устелен сломанными судьбами. Разрушенными надеждами, обломками крушения жизней безрассудных людей, людей, похожих на тебя.

Р. Кийосаки «Путеводитель по инвестициям»

Так как я уволился достаточно внезапно, то никаких финансовых запасов не создал, да и раньше не стремился создать, всегда считал, что деньги для человека, а не человек для денег и их лучше потратить на что-нибудь приятное, чем они будут лежать, накапливаться, " душу греть". Евгений, рассылка Школы Своего Дела

Основа роста личного состояния - накопление. Основной элемент накопления - инструменты с фиксированной доходностью и страховки. Проще всего начать с банковских депозитов и страховок жизни. Дмитрий Пейль

Вот такая «се ля ви». Стелить соломку, чтобы не грохнуться со всего размаху. Как? Да все на уровне здравого жизненного прагматизма.

Первое – НЗ (Неприкосновенный Запас), «подушка безопасности» или денежный резерв. Помните, мы посчитали, сколько составляют ежемесячные расходы? Теперь подумайте – если вы вдруг потеряли работу, не получили прибыль т.е. лишились средств к существованию – за какое время вы сможете восстановить свой денежный поток? В среднем такой срок составляют от трех до девяти месяцев.

Скажем, ваши расходы составляют 15.000 руб. в месяц, и вы в состоянии «подняться» за полгода. Тогда запас должен быть:

15.000 руб. * 6 мес. = 90.000 руб.

Второе – страхование жизни и трудоспособности. Как-то даже сложно подобрать аргументы для объяснения пользы наличия такой «соломки» в силу ее очевидной необходимости. Это экономическая защита ваших близких в случае потери Вас или Вашей трудоспособности. Здесь вопрос только один - какого страховщика выбрать. Но об этом позже.

Третье – забота о своем будущем и создание пенсионных накоплений. Демографические тенденции таковы, что обеспечивать свою собственную старость нам придется самим. Пенсионные программы не работают уже даже на «развитом Западе». Вот, пожалуйте:

«Сегодня в Германии лица старше 65 лет составляют 18, 3% от всего населения, во Франции – 16, 4%, в Италии – 19, 1%. В целом по миру это показатель составляет лишь 7, 3%. По оценкам ООН, к 2009 году при сохранении нынешних демографических тенденций, в развитых странах лица старше 65 лет будут составлять 35-45% населения, что сделает сохранение нынешних пенсионных систем невозможным – в некоторых странах на одного работающего будет один пенсионер.»

Выполнение плана защиты должно стать вашей первой ближайшей целью. И эта цель не должна быть очень большой (в денежно-числовом выражении). Обходясь меньшим – экономите больше и достигаете цели быстрее. И только защитив себя и своих близких от большинства рисков – переходите к реализации следующего шага – обеспечению комфорта.

Под комфортом здесь имеется в виду не покупка квартиры-машины-дачи (хотя такие приобретения, безусловно, могут быть самостоятельными целями), а возможность жить на те средства, которые «заработали» вам ваши деньги. Т.е. когда «мы сидим, а денежки идут».

Нам снова пригодится цифра ваших ежемесячных расходов, которая включает в себя те статьи, по которым нам приходится платить в любом случае. Скажем, это будут те же $ 500. Далее, давайте предположим получать в среднем всего 10% годовых с вложенного капитала. Тогда получим следующие результаты:

$ 500 * 100 * 12 / 10 = $ 60.000 или 12.000 р. *100 *12 / 10 = 1 440.000 руб.

Сумма большая, но вполне реальная. Конечно, $ 500 – это не «мечта жизни» - скажете вы и будете правы. Но именно они позволят вам иметь больше свободного времени и заниматься достижением финансовой независимости.

Независимость – это возможность не просто «жить на проценты», но и осуществлять «сбычу мечт» и заставлять «бледнеть» свои желания перед лицом своих возможностей. Однако здесь есть одно «но»! Никогда не трогайте ваш капитал, который работает на вас. Вместо этого старайтесь делать все большие покупки в кредит, включая ежемесячные выплаты по кредиту в цифру ваших ежемесячных расходов при расчете необходимого капитала. Например, учитывая выплаты по кредиту на приобретение всего образа жизни вашей мечты (включая все те же дома – машины – путешествия и т.д.), вам необходим месячный доход в $ 2.500. Тогда легко посчитать необходимую вам сумму:

$ 2.500 * 100 * 12 / 10 = $ 300.000.

Цифра уже более весомая, но уже сам факт определения стоимости ваших желаний значит уже очень много. Даже если вы не достигните конечной суммы – все равно вы получите уже очень многое. Большие цели – лучше видно и их сложно заслонить маленькими препятствиями.

Этапы большого пути. Планирование личных финансов ничем не отличается от составления любых других планов и как правило состоит из нескольких этапов. Вот, например, какие этапы включает в себя это процесс, по мнению Yeske & Company, одной из многочисленных в США (в отличие от России) компании, предоставляющей услуги финансового планирования:

1. Определение целей

2. Сбор необходимых данных

3. Анализ данных в свете поставленных целей

4. Разработка соответствующих решений

5. Реализация разработанных решений

6. Регулярное обновление плана

Схема достаточно разумна, универсальна и основана на обычном здравом смысле. Тем не менее, давайте попробуем поподробнее разобраться в каждом из пунктов.

Определение целей. Здесь надо просто понять, что вы хотите иметь. Хотя понять это – не просто. Какой доход вы хотите получать до пенсии? Какую пенсию вы хотите иметь? Какой вам нужен дом? Или квартира? Какой автомобиль? Какое образование вы хотите дать своему ребенку? Какое дополнительное образование хотите получить вы или ваши близкие?

Запишите свои цели, их стоимость (мы же все-таки о деньгах говорим) и не забудьте расставить приоритеты.

Сбор необходимых данных. По идее, если вы составили личные финансовые отчеты, о которых мы говорили ранее, то считайте что необходимая информация у вас в руках.

Анализ данных. Достижимы ли ваши цели в разрезе вашего текущего финансового состояния? Возможно, стоит скорректировать свои цели, чтобы они не остались только на бумаге, а воплотились таки в жизнь. Или – оставить существующие цели, но на этапе разработки решений включить в план пункты по увеличению своего текущего дохода.

Разработка решений. Для достижения каждой из ваших целей необходимо найти соответствующее решение. Нужно определиться с временным горизонтом для достижения цели, допустимым уровнем риска и выбрать приемлемые инструменты. При составлении плана этот пункт требует особо тщательной работы. Это – основа реализации вашего плана. Уделите ему максимум времени и внимания. Привлекайте сторонних консультантов, анализируйте тенденции в работе того или иного инструмента – и только после этого принимайте решение.

Реализация решений. Просто ДЕЛАЙТЕ то, что задумано согласно разработанному плану. ДЕЙСТВУЙТЕ, иначе ваш план – всего лишь никому не нужный набор букв и цифр.

Регулярное обновление плана. План – это не результат, это процесс. Постоянно контролируйте этапы исполнения намеченного и при необходимости корректируйте цели и/или выбранные инструменты.

Вполне возможно, что при составлении плана вы столкнетесь со многими вопросам, лежащими вне области ваших знаний. В этом случае можно и даже нужно воспользоваться помощью экспертов в данной области. Постепенно у вас может сформироваться некая «виртуальная» команда, помогающая вам на пути к реализации ваших планов.

Я обратил внимание, что слишком много людей считают, что им следует всё делать самому. Но ведь иногда необходимо иметь команду.

Финансовая информация помогает вам понять, когда делать самому работу, а когда прибегать к помощи.

В вашу финансовую команду могут входить:

1. Финансовые планировщики.

2. Банкиры.

З. Экономисты

4. Юристы

5. Брокеры

6. Бухгалтеры

7. Страховой агент

8. Успешный наставник

Роббер Киосаки «Руководство по инвестициям»

Формирование портфеля. Разрабатывая стратегию реализации той или иной цели, приходится рассматривать с помощью каких методов и инструментов она может быть достигнута. Анализируя эти инструменты, необходимо учитывать три основных фактора, которые и влияют на характер вашей стратегии. Вот эти факторы:

· Надежность (или рискованность – как обратная характеристика)

· Доходность

· Ликвидность, т.е. насколько быстро возможно превратить активы в живые деньги.

О рисках стоит помнить следующее. Есть так называемые «рыночные риски» и «валютные риски».

· Рыночный риск – это риск того, как может измениться стоимость инвестиций в зависимости от положения компании и/или отрасли экономики, в которую предполагается инвестировать

· Валютный риск – риск изменения курса валют и влияние этого изменения на стоимость активов.

Страховкой от этих рисков является, соответственно, распределение инвестиций по уровню рыночного риска и создание мультивалютного портфеля.

Поэтому, для каждого из планов (защиты, комфорта, независимости) приоритеты между этими факторами будут расставлены по-разному.

Для защиты распределение будет следующим:

1. Надежность. В первую очередь с вашими деньгами не должно ничего случиться. Никакого риска. Максимально возможная надежность. Распределение по разным активам – часть на депозите, часть наличными в банковской ячейке, часть – страховые программы.

2. Ликвидность. Вы должны всегда иметь возможность воспользоваться вашими средствами.

3. Доходность. Как следствие вы должны мириться с недостаточной доходностью.

Для комфорта представляется логичным вот такое распределение:

1. Надежность. Все еще остается на первом месте. Эти деньги вас «кормят». Мое решение таково: оставьте 40-50% средств в высоконадежных инструментах, и 10-20% в высокорискованных. Остальное – в инвестиции со средним уровнем соотношения «Риск/Надежность»

2. Доходность. Средняя доходность должна быть достаточной, чтобы вы получали необходимые вам проценты.

3. Ликвидность. Вряд ли у вас резко возникнет необходимость в этих средствах.

Для независимости я бы расставил приоритеты так:

1. Доходность. Для получения доходности 20-30% приходится идти на риск.

2. Ликвидность. В силу высокой рискованности должна быть возможность быстро «выдернуть» свои инвестиции.

3. Надежность. Половина – высокий риск, половина – средний.

Можно не разделять планы и составить единую структуру своих инвестиций, в которой риски распределены тем или иным образом. В зависимости от этого распределения можно различать консервативные, умеренно-консервативные и агрессивные инструменты и стратегии инвестирования.

Консервативные инструменты гарантируют максимальную сохранность ваших сбережений, но и получение минимальной, но тоже гарантированной доходности (на данный момент - до 15% годовых).

· Страховые компании и пенсионные фонды.

· Облигации эмитентов с рейтингом не ниже А

· Банки и фонды, инвестирующие средства в такие облигации

(банковские депозиты)

К умеренно-агрессивным инструментам (со средней доходностью 15-35% годовых в долгосрочном периоде) можно отнести:

· Акции крупных компаний («голубые фишки»)

· Паевые фонды (смешанных инвестиций)

При инвестировании в агрессивные инструменты всегда существует риск потери части капитал, но при этом существует возможность заработать 35-40% и более процентов годовых.

· Производные ценных бумаг

· Акции мелких и средних компаний

· Валютный рынок

Не стоит забывать и на разделение инвестиций по временному признаку – на долгосрочные (более 10 лет), среднесрочные (от 3 до 10 лет) и на краткосрочные (1месяц -3 года). Долгосрочное инвестирование применяется при создании пенсионных накоплений и капитала на обучение детей. Инвестирование на средний период времени является, по сути, умеренно-консервативным и позволяет пережидать колебания рынков и получать достаточно высокую доходность, а вот работа с агрессивными инструментами подразумевает и более короткие сроки вложения.

Составляя свой собственный портфель, стоит учитывать все вышеперечисленные факторы и с течением времени пересматривать структуру своих инвестиций, оптимально подбирая в них долю высоко-рискованных инструментов.

Как определить оптимальное соотношение инструментов? Универсальной формулы, естественно, не существует. На этот вопрос вы должны ответить сами, используя тесты на определение вашего инвестиционного профиля и приемлемого именно для вас уровня риска.

А прежде чем перейти к рассмотрению конкретных финансовых инструментов, хочется привести выдержки из статьи «Структура личного капитала» известного финансового консультанта Исаака Беккера:

«Задумывались ли вы когда-нибудь о структуре своего капитала?

Я хорошо помню первого клиента, который обратился ко мне с подобными вопросами. Это было в 1995 г. Ему было 40 лет, он был совладельцем небольшой компании по производству продуктов питания, имел двух сыновей (пяти и 12 лет). Он хотел к 50 годам отойти от бизнеса и " немного пожить для себя". Львиную долю его капитала (90%) составлял его бизнес, остальное - недвижимость (7%) и хранившиеся дома деньги (3%). Он интересовался, правильно ли это и какая структура лучше всего подойдет ему? Могу ли я предложить ему план оптимизации активов и помочь реализовать его?

Разумеется, универсального рецепта, как оптимизировать структуру личного капитала, нет и быть не может - каждый случай уникален. Например, 90% активов в cash - такой же риск, как 90% в бизнесе. Но эта проблема всегда интересовала человека. Древняя книга Талмуд гласит, что каждый мужчина должен делить свой заработок на три равные части: одну вложить в дело, другую - в землю, а оставшиеся деньги должны остаться в резерве. Эти слова написаны более 2000 лет назад, и они дают нам основание думать, что уже тогда люди сталкивались с тем, что мы сегодня называем " надежностью", " риском", " гарантиями" и т. д.

Эта философия здравого смысла актуальна и теперь, хотя структура капитала может иметь и много других " красок". Структура капитала должна меняться вместе с вашими жизненными целями. А проверить ее надежность очень просто: достаточно спросить себя: " А что будет, если?.." Делать это лучше с каждой составляющей капитала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.