Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительно-психологическое изучение развития психики у детенышей животных и детей






В изучение психики человекообразных обезьян с точки зрения возникновения и развития человеческого сознания большой вклад внесли отечественные исследователи Ладыгина-Котс, Новоселова, Фабри.

Ладыгина-Котс – эксперимент по воспитанию детеныша в «развивающей среде» (сравнительное описание познавательной деятельности детеныша шимпанзе и собственного ребенка).
Ею написана книга «Дитя шимпанзе и дитя человека». Отмечая черты сходства их поведения, пришла к выводу, что развитие психики ребенка идет другими темпами и на ином качественном уровне.

Характерные особенности и формы мышления у антропоидов. Ладыгина-Котс считала, что обезьяны имеют элементарное конкретное (наглядно-действенное) мышление (интеллект), способны к абстракции и обобщению. Но их интеллект качественно, принципиально отличен от понятийного мышления человека, оперирующего словами как сигналами сигналов.

Наблюдения за шимпанзе на воле показали, что они используют 3 способа для коммуникации: при помощи жестов, тактильный и вибраторный – ударами рук по стволам деревьев.

Голосовые сигналы высших обезьян. Звуки обезьян, хотя и чрезвычайно многообразны, но выражают лишь их эмоциональное состояние. Наблюдения Ладыгиной-Котс позволили выделить 12 звуков у 4-летнего шимпанзе, связанные с эмоциональным состоянием. Шимпанзе издавал звуки при наличии приятных раздражителей, связанных с предложением ему вкусной еды; кряхтел и глухо постанывал, поедая вкусную пищу; хрипел от неудовольствия при отказе ему в чем-либо; гаркал при сильной ярости; подвывающе лаял при сильном страхе.

Исследования американских психологов
Супруги Гарднер показали возможность обучения шимпанзе языку глухонемых. В возрасте 3 лет Уошо освоила 130 знаков, объединяла слова в небольшие предложения
Примэк – работал с шимпанзе Сарой, которую он обучал языку пластиковых жетонов, каждый из которых обозначал предмет, свойство или понятие. Такие жетоны располагались в той или иной последовательности на магнитной доске.
Рамбо с сотрудниками разработал установку, где обезьяна должна была нажимать на клавиши с изображением лексиграмм-значков, каждый из которых обозначал название предмета, действия или определения (язык «Йеркиш). Шимпанзе Лана (2 года) научилась составлять фразы.

Психика антропоидов характеризуется:
способностью к образованию довербальных понятий, использованию символов, являющихся основой языка общения человеком.
Они овладевают словарем в несколько сотен «слов», из которых строят предложения.
Способность узнавать себя в зеркале, «осмысленное» применение орудий, умение предвидеть действия партнера формируются у шимпанзе в возрасте 4-4, 5 лет. В этот период достигает своего максимального развития и овладение языками-посредниками.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.