Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особые функции рынка.






Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (со­единяет) сферы произ-ва и потребления. Без рынка товарное произ-во не может служить потреблению, а область потреб­ления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

Другая функция: рынок выполняет роль главного контролера конечных результатов произ-ва. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по эконом: для продавцов — доходно или убыточно реализовывать тоззры, для покупателей — разорительно или выгодно их приобретать?

Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления эконом интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...». Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.

 

23. Характеристика видов рынка в зависимости от объектов купли- продажи.

Рынок потребительских продуктов (он подразделяется на мно­жество подотраслей, реализующих продовольственные и непро­довольственные блага, рынок жилья и т. п.); рынок средств произ-ва (здесь приобретаются вещест­венные факторы произ-ва: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.); рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: ком­мунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги); рынок труда (для работодателей и наемных работников); рынок научных и опытно-конструкторских разработок (про­дуктов научных исследований, готовых для освоения в произ­водстве); рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях); рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход); рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностран­ных денежных единиц и $ расчеты с другими гос-вами); рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов ин­теллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

 

 

24. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Виды рынков несовершенной конкуренции.

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хоз-ва за лучшие усло­вия произ-ва, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителямилями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действен­ный механизм стихийного регулирования пропорций об­щественного произ-ва. Объективны­е условия: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Совершенная конкуренция это соперничество много­численных производителей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Черты: 1)наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. (Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен); 2)возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным произ-ным секретам.

Совершенная, или свободная, конкуренция - была характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охваты­вают отраслевые рынки. Активизируется влияние гос-ва на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и гос-ва.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.