Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование транспортной деятельности






Источники транспортного права

 

ГК:

- главы 40

- главы 27-29 (Общие положения о договоре)

- главы 21-26 (Общие положения об обязательствах)

- главы 9 (Общие положения о сделках)

 

Транспортные уставы и кодексы:

1) ВК

2) КТМ

3) КВВТ

4) УЖТ

5) УАТ (наземного и электрического транспорта)

 

Иные ФЗ (ч.2 ст. 784 ГК):

1) ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ " О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";

2) ФЗ от 08.11.2007 N 261-ФЗ " О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

3) ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ " О транспортной безопасности";

4) ФЗ от 24.07.1998 N 127-ФЗ " О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения";

5) Закон РФ «О защите прав потребителей» 1992 года – к пассажирским перевозкам.

 

Правила, принятые в соответствие с уставами и кодексами и иными ФЗ (ч.2 ст. 784 ГК):

1. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 " Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом";

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 " Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом";

3. Постановление Правительства РФ от 15.12.2004 N 787 " Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте";

4. Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 " Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности";

5. Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 N 72 " Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте";

6. Приказ Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N 45 " Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" и т.д.

 

 

Особенности транспортного законодательства:

1. Очень системно, систематизировано по 5 видам транспорта;

2. Есть горизонтальная и вертикальная структура.

 

Государственное регулирование транспортной деятельности

Осуществляет государственное регулирование Минтранс РФ, а также подведомственные ему ОИВ:

1) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);

2) Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);

3) Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)!!! отличать от госкомпании;

4) Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор);

5) Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

 

Функции государства:

1) лицензирование;

2) контроль и надзор;

3) техническое регулирование (ФЗ «О техническом регулировании») => обязательная сертификация ТС, вагонов и т.д.;

4) регулирование деятельности естественных монополий => установление тарифов;

5) регулирование безопасности движения => ПДД.

6) выделение земель под нужды транспорта (есть специальная категория земель для транспорта, устанавливается полоса отвод ж/д и автодорог, устанавливается придорожная зона и зонах охраны ж/д)

Система транспортных договоров

Цель транспортной деятельности: перемещение объектов в пространстве.

1) транспортировка (перевозка, транспортировка для собственных нужд и иная безвозмездная транспортировка);

2) иное перемещение (сплав древесины, подъём рояля на 15 этаж).

 

Транспортный договор - соглашение сторон, по которому транспортная организация (индивидуальный предприниматель) обязуется оказать возмездные услуги, направленные на обеспечение или осуществление перевозки грузов, пассажиров или багажа из одного пункта в другой, а другая сторона обязуется уплатить за оказанные услуги согласованную плату.

 

В системе транспортных договоров можно выделить 11 основных видов договоров:

1. реальный договор перевозки груза;

2. договор перевозки пассажира;

3. договор фрахтования (близок к аренде, т.к. одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких ТС на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК РФ).);

4. договор о подаче ТС к перевозке и предъявлении груза к перевозке;

5. договоры об организации перевозок:

а) общие договоры об организации перевозок в зависимости от видов транспорта (либо отдельный договор либо заявками),

б) договоры о подаче и уборке вагонов

в) договоры об эксплуатации подъездных железнодорожных путей;

6. договоры между транспортными организациями:

а) узловые соглашения

б) договоры на централизованный завоз и вывоз грузов;

7. договор буксировки (оказываются только услуги тяги (толкания) ТС без его передачи во владение второй стороне) => урегулировант только в КТМ и КВВТ, но в принципе можно применять и на других видах транспорта;

8. договор транспортной экспедиции (Пугинский считает, что агентский договор)

 

Есть ещё договор о перевозке прямым смешанным сообщением (1 документ, несколько видов транспорта) => должен быть принять отдельный закон, но пока не принят.

 

Классификация:

I. По моменту заключения договора:

1) реальный договор перевозки конкретного груза;

2) все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т.д.).

 

II. По предмету договора:

1) договоры перевозки пассажиров;

2) договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор на организацию перевозок);

3) договор фрахтования (чартер).

 

III. По субъектному составу:

1) договоры, заключаемые с пассажирами;

2) договоры, заключаемые грузоотправителями;

3) договоры, заключаемые между транспортными организациями.

 

IV. По цели:

1) договоры, направленные на организацию перевозок (целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества подаваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправителей и перевозчиков);

2) договоры между транспортными организациями (направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (например, узловые соглашения));

3) конкретные договоры перевозки, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).

 

V. По статусу перевозчика:

1) публичные договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом общего пользования;

2) договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.

 

VI. По форме договора:

1) договоры, оформляемые транспортной накладной или коносаментом (реальные договоры перевозки конкретного груза);

2) договоры, заключаемые путем совершения конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя; договоры перевозки пассажиров, приобретающих билеты непосредственно в автобусе, и т.п.);

3) договоры, заключаемые в общем порядке (консенсуальные договоры).

 

VII. по территории (в основном на автомобиле)

а) городские (в черте города) (получатель может отказаться от ненадлежащего груза)

б) пригородные (50 км от черты города) (получатель может отказаться от ненадлежащего груза)

в) междугородные (за 50 км от города) (получатель может отказаться от ненадлежащего груза, НО обеспечивает ОТВЕТСТВЕННОЕ ХРАНЕНИЕ)

VIII. по кол-ву транспорта (в основном на ж/д)

а) местная (1 вид транспорта, 1 транспортная организация);

б) прямая (1 вид транспорта, 2 и более транспортных организаций);

в) прямая смешанная (2 и более видов транспорта, но груз перемещается по единому транспортному документу).

г) непрямая смешанная (2 и более видов транспорта, но разные транспортные документы)

 

 

Договор перевозки груза

Договор перевозки груза – договор, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу(получателю) а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК).

 

Особенность: реальный договор.

 

Двухсторонний в пользу 3его лица VS трёхсторонний:

Есть 2 позиции на договор перевозки груза

1. двухсторонний в пользу 3его лица (Брагинский)

2. трёхсторонний (Елизаров)

3. Пугинский говорит, что обе позиции неверны, т.к.:

1) не двухсторонний, т.к. у получателя не только права, но и обязанности;

2) не трёхсторонний, т.к. получатель не подписывает договор.

=> особая конструкция составного обязательства: двусторонний договор (перевозчик – отправитель) + факт принятия груза влечёт взоникновение ПиО у получателя (сможет предъявлять требования к перевозчику + обязан довнести провозные платежи, штраф за задержку выгрузки и т.д.)

Правовое положение перевозчиков, не участвовавших в заключении договора:

1. концепция «единого перевозчика» - все последующие перевозчики также являются стороной договора;

2. у последующих перевозчиков нет ПиО в отношении отправителя/получателя груза, но они выполняют свою часть обязательств оп перевозке;

3. последующте перевозчки выступают в роли 3их лиц, на которых должником (первым перевозчиком) возлагается исполнение обязательства, вытекающего из заключенного им договора перевозки

 

Форма:

В подтверждение выдаётся траспортный документ, на деле транспортный документ и есть сам договор (Пугинский).

 

Договор перевозки пассажира

Договор перевозки пассажира – договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

 

В предмет входят ещё и провоз ручной клади и багажа.

Форма: устная, подтверждается билетом или багажной квитанцией.

 

Договор буксировки

Договор буксировки – договор, по которому оказываются только услуги тяги (толкания) транспортного средства без его передачи во владение второй стороне.

 

Используется на водных видах транспорта, поэтому есть только в КТМ (ст. 225) и КВВТ (ст. 88). На море 2 вида: морская и портовая.

Но иногда используется и на других видах транспорта, но нет в УАТ, УЖТ, ВК.

 

Договор фрахтования

Договору фрахтования (чартер) – договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких ТС на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

 

На практике отличается от обычно перевозке нерейсовым характером:

Перевозка Фрахтование (ст. 787 ГК) Фрахтование на время (аренда ТС с экипажем) (см. ст. 632 ГК)
Перевозка по расписанию, например перевозка общественным транспортом Перевозка без распиания, например фрахтование легкового такси. Аренда, а не первозка, т.к. могут приказывать экипажу направлять ТС куда хочу.

 

Для перевозки пассажиров нерейсовый характер – единственное отличе.

Для перевозки грузов есть и другие отличия: например, индивидуализация ТС, фрахтование может быть консенсуальным, специальное оформление.

 

Нужно отличать от договора фрахтования на время, т.е. договора аренды ТС с экипажем (ст. 632 ГК) => разновидность аренды ТС => при аренди ТС могут им управлять как хочу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.