Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественные монополии






Государственная монополия – нет определения, регулируется фрагментарно, в нескольких законах.

ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» п.2 ст.4 - госмоноплия военно-техническое сотрудничество и совершение экспортно-импортных операций в отношений этой продукции (Рособоронэкспорт);

ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» ст.5 – госмонополия на производство и оборот, культивирование ….

ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» п.3 ст. 10 - государствная монополия на опробирование и клеймение ювелирных изделий;

ФЗ «Об оружии» - оружие может делать только гос-во.

и т.д.

 

Госмонополия – монополия на хозяйственную деятельность, не на управленческую деятельность (например, сюда не относится монополия ЦБ на эмиссию денег). ГосЗнак – государственная монополия, а ЦБ – нет.

 

Естественные монополии (отдельный ФЗ «О естественных монополиях») – состояние товарного рынка (рынка работ, услуг), при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции.

Причины (3 в ФЗ):

1. существенное понижение издежек по мере увеличения объёмов производства;

2. не взаимозаменяемость товаров/услуг;

3. неэластичность спроса (т.е. при изменении цен спрос не изменится).

 

Сферы (ст. 4):

1. транспортировка нефти по трубе (Транснефть)

2. транспортировка газа по трубе (Газпром)

3. ж/д первозка (ОАО РЖД)

4. услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

5. общедоступная электросвязь и почтовая связь (почта России);

6. услуги по передачи электроонергеии

7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

8.услуги по передаче тепловой энергии;

9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

10.захоронение радиоактивных отходов;

11. водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

 

Методы регулирования естественых монополий:

1) ценовое регулирование осуществляет Федеральная служба по тарифам (ФСТ) => установление цен (тарифов);

2) определение потребителей, которых монополии обязаны обслужить + объёмы обслуживания (ст. 6 ФЗ «О естественных монополиях»)

 

Б. Образуются без участия государства, контролируются рыночные монополии») – лишь контроль со стороны государства. Не защищены от конкуренции.

Цены не регулируются гос-вом, кроме нарушений.

В. Монополии-обладатели исключительных прав (часть 4 ГК РФ) – монополия на результаты интеллектуальой деятельности => вытекает из самой природы данных прав (патенты, права на изобретение, полезную модель, товарные знакие, коммерческое обозначение и т.д.) => защищены от конкуренции.

Например, Apple запатентовал изобретение => монополист на рынке IPhone.

Доминирующее положение на рынке

«Доминирующее положение на рынке» - положение ХС или группы лиц на рынке определённого товара, которое даёт возможность 1) влиять на условия обращения товаров, или 2) устранять с этого рынка других ХС, или 3) затруднять доступ другим ХС (ст. 5 ФЗ)

 

Доминирующее положение - правовая характеристика монополий.

 

Само доминирующее положение не является нарушением, просто включается реестр, нарушением будет злоупотребление доминирующим положением => в этом проявляется КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ.

Правила ведения реестра в Постановление Правительства РФ от 19.12.2007 N 896.

 

Критерии:

1. Качественный => возможность

1) влиять на условия обращения товаров,

2) устранять с этого рынка других ХС,

3) затруднять доступ другим ХС.

2. Количественный (вспомогательный)=>

А. индивидуальное доминирование =>

а) если доля на рынке более 50% - презумпция доминирования, (можно опровергнуть, доказать, что нет качественного критерия)

б) если доля на рынке менее 50% - ФАС должен доказать, т.е. презумпция недоминирования, но может доминировать, если, например, доля остальных очень мала (Приказ ФАС «Административный регламент по установлению доминирующего положения», ПП РФ «Об утврерждении правил ведения реестров…» 19.12.2007 № 896).

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35% процентов, кроме исключений (ч.3, 6 и 6.1 ст. 5 ФЗ) => на рынке энергетики и рынке связи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.