Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация государственного ветеринарного надзора на водном транспорте






 

Перевозки грузов животного происхождения и животных водным транспортом осуществляют при завозе по импорту, вывозе на: экспорт и внутрироссийских перемещениях. Государственный ветеринарный надзор возложен на территориальные управления Россельхознадзора, которые решают следующие основные задачи:

охрана рек и береговой территории от загрязнения возбудите­лями особо опасных заразных болезней животных;

контроль за ветеринарно-санитарным состоянием пристаней, речных портов, судов;

контроль за выполнением правил приема и перевозки живот­ных, продуктов и сырья.

Государственный ветеринарный надзор при перевозках живот­ных водным транспортом возложен на специалистов Россельхоз­надзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии.

На водном транспорте указанные грузы делятся на три катего­рии: живой груз, сырье животного происхождения и скоропортя­щийся груз. Животные транспортируют на судах специального на­значения, на палубе и в трюмах грузопассажирских судов, а также на судах-скотовозах на судоходных реках страны.

Государственный ветеринарный надзор на водном транспорте обращает внимание:

на состояние здоровья перевозимых животных;

правильность их размещения;

наличие запасов кормов и воды и организацию разового корм­ления и поения;

готовность судов к погрузке животных, продуктов и сырья (уст­ройство изолированных помещений, загонов, обшивку металли­ческих частей и палубы досками; оборудование стока для жидких нечистот, установление вентиляционных устройств);

наличие необходимого оборудования для перевозки продуктов и сырья;

наличие рефрижераторных помещений или изотермических и рефрижераторных контейнеров;

оформление транспортных документов, сертификатов каче­ства, ветеринарных сопроводительных документов (свидетельств, сертификатов);

чистоту, герметичность помещений, температурный режим транспортного средства, качество и термическое состояние про­дукции;

целостность упаковки; наличие маркировки.

 

6.6. ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОСЛЕ ПЕРЕВОЗКИ ПОДНАДЗОРНЫХ ГРУЗОВ

 

В соответствии с Инструкцией по ветеринарно-санитарной об­работке вагонов после перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения, утвержденной Министерством путей сообщения РФ 9 октября 2000 г. и Министерством сельского хо­зяйства РФ 4 октября 2000 г., государственный ветеринарный над­зор за проведением мероприятий по ветеринарно-санитарной об­работке вагонов после перевозки животных, грузов животного происхождения и других подконтрольных госветнадзору грузов осуществляют специалисты органа госветнадзора в соответствии с Законом РФ «О ветеринарии», другими нормативными правовы­ми актами Российской Федерации, ведомственными нормативны­ми актами в области ветеринарии, а также с требованиями, пре­дусмотренными данной инструкцией.

Ветеринарно-санитарную обработку вагонов проводят сред­ствами железной дороги за счет грузополучателей на дезинфекционно-промывочных станциях (ДПС), дезинфекционно-промывочных пунктах (ДПП) и пунктах промывки (ПП), где есть специ­алисты органа госветнадзора, основная задача которых — обеспечение надлежащего ветеринарно-санитарного состояния вагонов для перевозки подконтрольных грузов.

Категорию ветеринарно-санитарной обработки вагонов и ме­тод ее проведения на ДПС, ДПП и ПП определяет специалист органа госветнадзора, который выдает ветеринарное назначение на каждый вагон или рефрижераторную секцию после разгрузки подконтрольного груза.

Обработке по категории /подлежат вагоны, в которых перево­зили:

здоровых животных всех видов из пунктов, благополучных по заразным болезням;

мясо и мясопродукты от здоровых животных;

сырье животного происхождения от здоровых животных, полу­ченное на мясокомбинате;

отечественное кожевенное сырье, исследованное на сибирскую язву с отрицательным результатом, а также другое животноводче­ское сырье небоенского происхождения (кроме сборной и поле­вой кости), заготовленное в пунктах, благополучных по заразным болезням животных;

импортное сырье животного происхождения от здоровых жи­вотных, подвергнутое технологической обработке (полуфабрика­ты);

шерсть от здоровых животных, в том числе импортную, под­вергнутую горячей мойке на отечественных фабриках первичной обработки шерсти;

кость пищевую, в том числе вываренную сухую.

Обработке по категории I подлежат также вагоны, подаваемые для погрузки убойных животных, мяса, мясопродуктов, фуражно­го зерна и концентрированных кормов, перевозимых насыпью, если ранее вагоны не использовались под перевозку грузов животного происхождения, а также вагоны, направляемые для погрузки мяса и мясопродуктов на железнодорожные станции иностранных железных дорог.

Обработке по категории // подлежат вагоны, в которых перево­зили:

животных больных, подозреваемых в заболевании (или зараже­нии) заразными болезнями;

мясо, яйцо, сырье животного происхождения, полученные от животных из пунктов, неблагополучных по заразным болезням;

импортных животных и импортное кожевенное сырье боенского происхождения;

живую товарную рыбу, а также вагоны, подаваемые под погруз­ку живой рыбы, оплодотворенной икры, раков, предназначенных для целей разведения и акклиматизации;

импортное мясо на особых ветеринарно-санитарных условиях поставки;

отечественную шерсть, не подвергнутую горячей мойке;

импортную шерсть, подвергнутую горячей мойке в стране-экс­портере;

импортное мясо и кишечное сырье, направляемые на промыш­ленную переработку.

Обработке по категории II также подлежат вагоны, подаваемые для погрузки племенных, цирковых, зоопарковых животных и жи­вотных, отправляемых на соревнования, выставки, а также для погрузки животных, мяса, мясопродуктов и сырья животного про­исхождения на экспорт.

Обработке по категории ///подлежат вагоны, в которых в пути следования или при выгрузке обнаружены:

животные больные или подозреваемые в заболевании (или за­ражении) заразными болезнями: ящуром, везикулярным стомати­том, везикулярной болезнью свиней, чумой крупного рогатого скота и мелких жвачных, контагиозной плевропневмонией и за­разным узелковым дерматитом крупного рогатого скота, лихорад­кой долины Рифт, катаральной лихорадкой овец, оспой овец и коз, африканской чумой лошадей и свиней, классической чумой свиней, высокопатогенным гриппом птиц, болезнью Ньюкасла, а также сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, сапом, столбняком, эпизоотическим лимфангоитом, брадзотом овец, ор-нитозом, губкообразной энцефалопатией крупного рогатого ско­та, эпизоотическим лимфангитом;

трупы животных.

Обработке по категории III также подлежат вагоны, в которых перевозили:

кожевенное сырье небоенского происхождения и не исследо­ванную на сибирскую язву полевую или сборную кость;

импортное сырье животного происхождения, поступившее из стран Азии, Африки и Южной Америки;

импортную шерсть, щетину, волос, пух, перо, очес, линьку, не прошедшие дезинфекционной обработки и горячей мойки;

грузы животного происхождения, прибывшие без ветеринар­ных сопроводительных документов;

сырье и полуфабрикаты животного происхождения, поступив­шие из стран, неблагополучных по заразным болезням животных, не встречающихся на территории России.

Не подлежат ветеринарно-санитарной обработке вагоны после выгрузки скоропортящихся продуктов, полученных от здоровых животных и перевозившихся в твердой упаковке, топленых жиров животного происхождения, яиц, яичного меланжа, меда, воска, вощины и сот, пищевых сывороток и плазмы крови в заморожен­ном виде.

На ветеринарно-санитарную обработку вагоны отправляют со всем оборудованием, навозом и остатками кормов, с закрытыми дверями и люками, а при необходимости с запорно-пломбировоч-ными устройствами.

Вагоны для ветеринарно-санитарной обработки по категории I направляют по пересылочным ведомостям с указанием «На ветсанобработку» с приложением ветеринарных назначений специа­листа органа госветнадзора и с установкой на дверях «закрутки».

Вагоны для ветеринарно-санитарной обработки по категории II и III направляют по полным перевозочным документам с при­ложением ветеринарных назначений специалиста органа госвет­надзора с установкой запорно-пломбировочного устройства на дверях.

В перевозочных документах в графе «Наименование груза» на вагонах, подлежащих ветеринарно-санитарной обработке по этим категориям, указывается «В дезинфекцию» и категория обработки. На обеих сторонах дверей вагона работником станции должны быть нанесены наклейки или четкие меловые надписи «В дезин­фекцию».

Обработка вагонов по категории I. Процесс ветеринарно-сани­тарной обработки вагонов начинается с очистки. Ее выполняют до полного освобождения вагонов от всевозможных остатков перево­зимого груза. Очистке должны подвергаться не только вагон, но и все приспособления и оборудование вагона и инвентарь.

Навоз, остатки корма, подстилку, мусор удаляют из вагонов на специально отведенные для этого бетонированные или асфальти­рованные площадки.

На ДПС (ДПП, ПП) промывают вагоны внутри и снаружи. Ва­гоны и приспособления в них промывают струей горячей воды. Температура струи воды у стенки вагона должна быть 60—70 °С,

давление при выходе из брандспойта не менее 2 атм. После перво­начальной промывки вагон должен быть тщательно очищен от размокших частиц грязи. Затем проводят окончательную промыв­ку до полного исчезновения в стекающей воде помутнения.

Обработка вагонов по категории II. Вагоны, подлежащие ветеринарно-санитарной обработке, подвергают механической очистке, промывке и дезинфекции на специальных площадках или в депо. Очистку и промывку вагонов производят так же, как и при ка­тегории I.

Перед очисткой от навоза, мусора, грязи внутренние стены и пол вагона или поверхностный слой навоза, а также все находя­щиеся в вагоне приспособления увлажняют водой. Навоз из ваго­нов, подлежащих обработке, выгружают на специальнуюую пло­щадку. Он подлежит немедленному скучиванию для биотерми­ческого обезвреживания. Навоз после перевозки больных животных, подозреваемых в заражении инфекционной анемией, энцефаломиелитом, бешенством или другими острозаразными болезнями, сжигают под наблюдением работников транспортно­го госветнадзора.

После промывки вагон дезинфицируют как внутри, так и сна­ружи. Вначале обрабатывают пол, затем стены и потолок и вто­рично дезинфицируют пол.

Вагоны дезинфицируют осветленным раствором хлорной изве­сти, содержащим 2—3 % активного хлора, 2%-ным раствором формальдегида или 2—4%-ным горячим (60—70 °С) раствором ед­кого натра. Норма расхода дезраствора не менее 0, 5 л/м2.

Кормушки, корыта и прочее оборудование вагонов через 30 мин после дезинфекции тщательно промывают водой.

Обработка вагонов по категории III. Вагоны, подлежащие обра­ботке по данной категории, дезинфицируют только на ДПС, где имеются специальные сооружения для обеззараживания сточных вод, отдельные платформы или депо. Рядом с площадкой для об­работки вагонов размещают навозосжигательную печь.

Вагоны, обрабатываемые по категории III, очищают от загряз­нений и навоза, а затем дезинфицируют, промывают и вторично дезинфицируют.

Перед очисткой внутренние стены, пол или поверхностный слой навоза, а также все находящиеся в вагоне приспособления увлажняют дезинфицирующим раствором. Малоценные предме­ты внутреннего оборудования сжигают. Затем вагоны со всем оборудованием и постоянными приспособлениями дезинфици­руют с внутренней и наружной стороны осветленным раствором хлорной извести, содержащим не менее 5 % активного хлора, или 4%-ным раствором формальдегида. Норма расхода дезра­створа 0, 5 л/м2.

Через 30 мин после обработки вагоны с внутренней и наруж­ной стороны тщательно промывают струей горячей (60—70 °С) воды под давлением до полного исчезновения в стекающей воде помутнений и вновь дезинфицируют с внутренней стороны тем же раствором, расходуя 1 л/м2.

После вторичной дезинфекции двери вагона закрывают и тем же. раствором обеззараживают наружные стены вагона, ПОДНОЖКИ, тормозные площадки и ходовые части при расходе раствора 0, 5 л/м2. Через 30 мин после окончания дезинфекции вагон выпускают со станции.

Ветеринарно-санитарная обработка вагонов по категориям II и III производится только в присутствии и под контролем транспорт­ного госветнадзора.

Дезинфекция изотермических вагонов производится в том же порядке, что и крытых вагонов. Через 30 мин после дезинфекции изотермические вагоны вторично промывают горячей водой и проветривают.

Изотермические вагоны с оставшимся после дезинфекции по­сторонним запахом (после перевозки рыбы и т. д.) подвергают де­зодорации. В вагонах проводят специальную противоплесневую обработку.

На вагоны, прошедшие ветеринарно-санитарную обработку, специалист органа госветнадзора на ДПС, ДПП или ПП выдает удостоверение. Отправка вагонов с территории ДПС, ДПП и ПП без указанных удостоверений запрещается.

Авиационный транспорт после таких перевозок подвергают аэрозольной дезинфекции с применением бромистого метила (300 г на 1 м3 при экспозиции 48 ч и температуре не ниже 15 °С) или аэрозоля формальдегида (40%-й водный раствор из расчета 40 мл на 1 м3 при экспозиции 24 ч и температуре не ниже 12 °С).

Автомобильный транспорт после перевозки в нем животных и сырья животного происхождения каждый раз после разгрузки дол­жен быть очищен и продезинфицирован. При перевозках мяса и мясопродуктов ежедневно по окончании перевозок автотранспорт­ное средство тщательно очищают, моют горячей водой и дезинфи­цируют.

Автотранспорт для перевозки готовых пищевых продуктов, по­луфабрикатов в упакованном виде моют ежедневно, а дезинфици­руют не реже одного раза в 10 дней.

Автотранспорт после перевозки животных или продуктов их убоя из пунктов, неблагополучных по инфекционным болезням, подвергают очистке и вынужденной дезинфекции. Очистку и де­зинфекцию автотранспорта проводят в специально оборудован­ных местах по согласованию с государственной ветеринарной службой.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Перечислите объекты государственного ветеринарного надзора на транс­порте.

2. Что включает в себя система государственного ветеринарного надзора на транспорте?

3. Каковы основные задачи госветнадзора на транспорте?

4. Каков порядок проведения госветнадзора на транспорте?

5. Расскажите об организации государственного ветеринарного надзора на же­лезнодорожном транспорте.

6. Какие требования предъявляют при перевозке животных на железнодорож­ном транспорте?

7. Расскажите о перевозке скоропортящихся продуктов на железнодорожном транспорте.

8. Расскажите о государственном ветеринарном надзоре на шоссейных и грун­товых дорогах.

9. Каковы особенности госветнадзора на воздушном транспорте?

10. Как организован госветнадзор на водном транспорте?

11. Расскажите об организации ветеринарно-санитарной обработки транспорт­ных средств.

12. Как осуществляется обработка вагонов по категории I?

13. Расскажите о порядке обработки вагонов по категории II.

14. В каких случаях и как обрабатывают вагоны по категории III?

 

 

Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

 

7.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Наша страна имеет обширные внешнеторговые связи, завозит из-за границы племенных, пользовательных, зоопарковых, спортивных, убойных животных, различные продукты животного происхождения. Эти обстоятельства требуют осуществления стро­гого государственного ветеринарного надзора. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 г. ответ­ственность за организацию государственной ветеринарной служ­бы по охране территории Российской Федерации от заноса зараз­ных болезней животных из иностранных государств возложена на Министерство сельского хозяйства РФ; утверждено соответствую­щее Положение.

Государственный ветеринарный контроль в пунктах пропуска через границу и охрану территории России от заноса заразных бо­лезней животных осуществляют:

федеральный орган исполнительной власти в области ветери­нарного надзора — Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);

территориальные органы Федеральной службы по ветеринар­ному и фитосанитарному надзору;

пограничные контрольные ветеринарные пункты в морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях, в аэропортах, на автомобильных дорогах и почтамтах; ветеринарные врачи в пунктах таможенного контроля; Республиканская ветери­нарная экспедиция по борьбе с особо опасными болезнями;

научно-исследовательские ветеринарные учреждения и госу­дарственные ветеринарные лаборатории в субъектах Российской Федерации; межобластные лаборатории; ветеринарные службы Министерства обороны РФ и Министерства внутренних дел РФ.

Основные задачи пограничного государственного ветеринарного надзора:

* Глава написана с участием М. Н. Васильева.

контроль за соблюдением ветправил при международных пере­возках подконтрольных грузов, за ввозом в РФ и вывозом за рубеж возбудителей особо опасных болезней животных, биологических и химико-фармацевтических средств ветназначения и испытанием образцов зарубежных ветпрепаратов;

определение совместно с федеральными органами исполни­тельной власти пунктов пропуска через государственную границу РФ подконтрольных грузов;

разработка общегосударственных программ по охране от заноса из иностранных государств и распространения на территории РФ заразных болезней животных, контроль за их выполнением на ме­стах, а также проведением защитных ветеринарных мероприятий в пограничной зоне;

разработка проектов инструкций, положений и других норма­тивных документов по вопросам осуществления ветконтроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ и охране территории РФ от заноса заразных болезней животных из иност­ранных государств;

разработка требований при закупке и ввозе из иностранных го­сударств всех видов животноводческих грузов, условий их пере­возки, переработки и использования;

участие в разработке унифицированных правил отбора и лабо­раторных методов исследований возбудителей особо опасных бо­лезней животных;

контроль за ветеринарно-санитарным состоянием автомобиль­ного транспорта, судов, самолетов, вагонов, контейнеров, складс­ких помещений, карантинных баз, погрузочно-разгрузочных пло­щадок и других специальных сооружений перед погрузкой и после выгрузки животноводческих грузов, дезинфекционных и промы­вочных комплексов, а также за сбором и утилизацией сепарации в международных морских и воздушных портах, на пограничных же­лезнодорожных станциях и автотрассах.

Объекты государственного ветеринарного надзора на государ­ственной границе:

все виды животных, зверей, птиц, рыб, пчелы;

лекарственные средства для животных, в том числе биопрепа­раты;

предметы ухода за животными;

транспортные средства (автомашины, вагоны, суда, баржи, са­молеты);

корма для животных;

продукция животного происхождения;

карантинные базы;

погрузочно-разгрузочные площадки;

таможенные склады временного хранения грузов;

места для обезвреживания биоотходов в международных аэро­портах и на пунктах пропуска через государственную границу;

ветеринарные сопроводительные документы.

Должностные лица пограничного государственного ветеринарного надзора в пределах закрепленной зоны обслуживания имеют право:

проводить осмотр поступающих из иностранных государств и вывозимых за границу подконтрольных грузов и принимать реше­ние о возможностях и условиях их перевозки;

беспрепятственно входить на территории морских и речных портов, аэропортов, железнодорожных станций, почтамтов, ка­рантинных баз, погрузочно-разгрузочных площадок, хозяйств, различных предприятий и организаций, отдельных лиц, занимаю­щихся заготовкой, хранением, переработкой и экспортно-импорт­ными перевозками подконтрольных грузов;

получать от администрации таможен, портов, аэропортов, же­лезнодорожных станций, других предприятий и организаций все необходимые сведения о прибывающих, хранящихся и отправляе­мых грузах животного происхождения и соответствующие доку­менты;

задерживать подконтрольные грузы, ввозимые на территорию РФ без разрешения Главного госветинспектора РФ и соответству­ющих ветсертификатов, приостанавливать или запрещать выгруз­ку, погрузку и транзит этих грузов в случаях нарушений ветери­нарных условий их поставок;

давать обязательные для исполнения предписания об устране­нии обнаруженных нарушений ветеринарных правил при пере­возках подконтрольных грузов, принимать решения о порядке ре­ализации или уничтожения конфискованных подконтрольных грузов;

отбирать образцы проб животноводческой продукции для дос­мотра и последующих лабораторных экспертиз;

выдавать ветеринарные сертификаты и свидетельства, оформ­лять другие документы при импорте, экспорте и транзите через территорию РФ подконтрольных грузов.

В соответствии с Положением о применении средств и мето­дов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную гра­ницу РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 г., специалисты пограничного государственного ветеринарного надзора применяют следующие методы конт­роля:

проверку документов в целях установления их принадлежности, достоверности содержащихся в них сведений, правильности оформления, определения соответствия ввозимой продукции тре­бованиям международных договоров РФ;

устный опрос физических лиц, в том числе представителей организаций, владельцев товаров, животных, в целях предотвра­щения заноса и распространения особо опасных болезней живот­ных;

наблюдение, которое включает целенаправленное, системати­ческое или разовое наблюдение за территорией пунктов пропуска, физическими лицами, транспортными средствами, грузами, жи­вотными;

сопровождение транспортных средств, грузов, животных в целях исключения бесконтрольной погрузки и выгрузки грузов и живот­ных;

осмотр транспортных средств, грузов, животных в целях выяв­ления возбудителей болезней животных, обнаружения недоброка­чественной продукции животного происхождения;

досмотр транспортных средств, грузов, животных в целях пре­дупреждения и пресечения нарушений федерального законода­тельства и международных договоров РФ, обнаружения незаконно перемещаемых через границу грузов, животных, определения не­обходимости обеззараживания транспортных средств, грузов;

осмотр помещений и территорий пунктов пропуска через грани­цу для обнаружения незаконно перемещаемых грузов, животных;

отбор проб (образцов) для исследования в целях установления их качества, соответствия требованиям технических регламентов, выявления возбудителей заразных и массовых незаразных болез­ней животных, недоброкачественной продукции животного про­исхождения.

Пограничный государственный ветеринарный надзор осуще­ствляет свои задачи и функции во взаимодействии с Министер­ством безопасности РФ, Государственным таможенным комите­том РФ, Министерством внутренних дел РФ, Роспотребнадзором, Министерством транспорта РФ, Министерством связи РФ, Ми­нистерством иностранных дел РФ, АО «Российские железные до­роги», другими органами государственной власти.

 

7.2. ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ ЗАНОСА ЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ ЖИВОТНЫХ

ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

 

Комплекс мероприятий по охране территории Российской Фе­дерации от заноса заразных болезней животных включает:

разрешение Главного государственного ветеринарного инспек­тора РФ на экспорт, импорт и транзит грузов;

выдачу ветеринарных свидетельств и сертификатов учреждени­ями госветнадзора;

выполнение ветеринарных правил и требований гражданами и организациями при экспорте, импорте и транзите грузов;

контроль пропуска через государственную границу органами исполнительной власти РФ и ее субъектов;

контроль Министерством обороны РФ пропуска через государ­ственную границу военных объектов;

направление ветспециалистов в страны-импортеры для обеспе­чения безопасности ввозимых животных и продукции;

строгий ветеринарный режим для содержания животных в зоне международных аэропортов, морских, речных портов, железнодо­рожных станций и т. д.;

запрещение использования пищевых отходов с международных аэропортов и их утилизация.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору определяет возможности, порядок и условия ввоза в Рос­сию, транзита по ее территории и вывоза за рубеж всех видов жи­вотных, продуктов животного происхождения, кормов для жи­вотных, биологических препаратов, живых культур микроорга­низмов, патогенных для животных, коллекций и предметов коллекционирования по зоологии, анатомии и палеонтологии животных, ветеринарных химико-фармацевтических средств и других грузов; разрабатывает инструкции и другие нормативные документы по ветеринарному контролю на государственной гра­нице; устанавливает ветеринарные и ветеринарно-санитарные требования, нормы и правила при закупке, ввозе и использовании внутри страны подконтрольных грузов.

На пограничную ветеринарную службу возложен контроль за выполнением ветеринарных правил при международных пере­возках подконтрольных грузов, следующих через границу Рос­сии, за ветеринарно-санитарным состоянием автомобильного транспорта, судов, самолетов, вагонов, контейнеров, складских помещений, карантинных баз, погрузочно-разгрузочных площа­док.

Федеральным министерствам, Федеральной таможенной службе, Роспотребнадзору поручено обеспечить право работни­ков пограничного ветеринарного надзора осуществлять ветери­нарный досмотр всех видов транспортных средств и подконт­рольных портов, аэропортов, железнодорожных станций, пред­приятий и учреждений связи, карантинных баз и других объектов; получать от администраций перечисленных объектов необходимые сведения о прибывающих, хранящихся и отправля­емых грузах животного происхождения, задерживать подконт­рольные грузы, приостанавливать или задерживать выгрузку, по­грузку и транзит; выдавать предписания об устранении наруше­ний ветеринарных правил. Министерству обороны РФ поручено обеспечить в военных аэропортах, на военно-морских базах и других пунктах пропуска через государственную границу России военных транспортных средств выполнение установленных ветеринарно-санитарных ме­роприятий.

Роспотребнадзору, Россельхознадзору, Министерству обороны РФ, Федеральной таможенной службе поручено разрабатывать порядок досмотра и оформления транспортных средств и подкон­трольных грузов загранследования.

Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству эконо­мического развития РФ поручено заключать многосторонние и двусторонние соглашения (договоры, конвенции) о сотрудниче­стве в области ветеринарии в целях координации работы по охра­не территории от заноса заразных болезней животных при импор­те, экспорте и транзите подконтрольных грузов.

Заинтересованные министерства и ведомства обязаны обеспе­чить безопасность в ветеринарно-санитарном отношении импор­тируемых подконтрольных грузов путем направления в страны-экспортеры представителей Департамента ветеринарии Мини­стерства сельского хозяйства РФ и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопаснос­ти поручено своевременно извещать Министерство сельского хо­зяйства РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обо всех случаях перехода государственной границы России животными из сопредельных государств и при обнаруже­нии трупов животных.

Министерство иностранных дел РФ обязано прекратить или временно ограничить передвижение через государственную гра­ницу России, либо установить карантин для пересекающих грани­цу людей, животных, грузов животного происхождения в случае угрозы заноса и распространения особо опасных болезней живот­ных.

Федеральные министерства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечивать строгий ветеринарный режим по содержанию животных в хозяйствах и на­селенных пунктах, расположенных в пограничной зоне и в радиу­се не менее 20 км от международных воздушных, морских, речных портов, пограничных железнодорожных автостанций, предприя­тий по переработке импортируемых продуктов и сырья животного происхождения.

Запрещено использовать на территории России пищевые отхо­ды с международных авиарейсов, гостиниц, ресторанов, выставок, строек, мест проживания иностранных граждан. Пищевые отходы должны утилизироваться. В пунктах пропуска через государствен­ную границу России должны быть оборудованы дезинфекционно-промывочные блоки для обработки автотранспорта и одежды пас­сажиров. Подготовка квалифицированных работников погранич­ного государственного ветеринарного надзора возложена на Министерство сельского хозяйства РФ.

 

7.3. ПРИМЕНЕНИЕ ПЕЧАТЕЙ И ШТАМПОВ

ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

При осуществлении контрольно-надзорных функций органы Россельхознадзора и его территориальных управлений применяют соответствующие печати и штампы (утверждены приказом Рос­сельхознадзора от 20 мая 2005 г. № 171).

Печать 1 используют для оформления всех видов документов на пунктах пропуска через государственную границу, в пунктах таможенного оформления, а также внутри страны. Диаметр печа­ти 40 мм. Условные обозначения: код региона; номер контрольно-надзорного пункта; номер отдела; надзор на транспорте; внутрен­ний надзор.

Печать 3 используют для заверения постановлений по делам об административных правонарушениях. Диаметр печати 40 мм. Ус­ловные обозначения: код региона; порядковый номер печати.

Печать 4 используют для заверения изменений и дополнений, внесенных в разрешения на пользование объектами животного мира, отнесенными к водным биологическим ресурсам. Диаметр печати 30 мм.

Штампы имеют прямоугольную форму размерами 60 мм х 30 мм и 60 мм х 35 мм.

Штампы с подписью «Выпуск разрешен» применяют в местах таможенного оформления на ветеринарных сопроводительных до­кументах при наличии разрешения на ввоз и если груз отвечает российским ветеринарно-санитарным требованиям.

Штамп с надписью «Выпуск запрещен» применяется в местах та­моженного оформления на ветеринарных сопроводительных до­кументах и товаросопроводительных документах при отсутствии разрешения на ввоз или когда груз не отвечает российским вете­ринарно-санитарным требованиям.

Штамп с надписью «Ввоз разрешен» применяется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на ветеринарных сопроводительных документах и товаросопро­водительных документах при наличии разрешения на ввоз и когда груз отвечает российским ветеринарно-санитарным требоваНИЯМ

Штамп с надписью «Ввоз запрещен» применяют в пунктах про­пуска через государственную границу Российской Федерации на ветеринарных сопроводительных документах и товаросопроводи­тельных документах при условии, если груз ввозится из неблаго­получной по особо опасным болезням животных страны по фаль­сифицированным документам или груз неизвестного происхождения.

Штамп с надписью «Транзит разрешен» применяют в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на ветеринарных сопроводительных документах и товаросопрово­дительных документах при наличии разрешения на транзит по территории Российской Федерации.

Штамп с надписью «Транзит запрещен» применяют в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на ветеринарных сопроводительных документах и товаросопрово­дительных документах при отсутствии разрешения на транзит по территории Российской Федерации.

Штамп с надписью «Возврат груза» применяют в пунктах про­пуска через государственную границу Российской Федерации, если ввозимый груз не отвечает российским ветеринарно-сани­тарным требованиям по качеству и безопасности и получено со­гласие импортера и экспортера на возврат.

Штамп с надписью «Погрузка запрещена» применяют при экс­порте груза, если груз не отвечает требованиям страны-импортера или транспортные средства не подготовлены в ветеринарно-санитарном отношении для их перевозки.

Штамп с надписью «Предъявить госветнадзору по месту при­бытия груза» применяют в пунктах пропуска через государ­ственную границу Российской Федерации на ветеринарных со­проводительных документах и товаросопроводительных доку­ментах, когда в пунктах пропуска через границу не проводится ветеринарное оформление груза из-за отсутствия условий. В та­ких случаях груз будет досмотрен и оформлен по месту его при­бытия.

Штамп с надписью «Выгрузка в изолированных условиях СВХ» применяют в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, когда при оформлении груза появляются сомнения в подлинности ветеринарных сопроводительных доку­ментов или подозрения по качеству и безопасности ввозимой про­дукции.

Штамп с надписью «Выпуск разрешен на корм животным» при­меняют на сопроводительных ветеринарных документах, когда по результатам лабораторных экспертиз ввезенная продукция непригодна в пишу людям, а ее использование в корм животным возможно.

Штамп с надписью «Выпуск разрешен без права реализации» при­меняют в пунктах пропуска через государственную границу Рос­сийской Федерации, когда требуется проведение лабораторных исследований (соевый шпрот на ГМО и др.). Далее вопрос реша­ется по результатам лабораторных экспертиз по месту прибытия груза.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите объекты пограничного государственного ветеринарного надзора.

2. Каковы основные задачи пограничного государственного ветеринарного надзора?

3. Дайте характеристику методам государственного ветеринарного надзора, применяемым на государственной границе Российской Федерации.

4. Что включает в себя комплекс мероприятий по охране территории Российс­кой Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных госу­дарств?

5. Перечислите печати и штампы ветеринарного надзора, используемые под­разделениями Россельхознадзора при выполнении контрольно-надзорных функ­ций. Дайте их характеристику.

 

 

Глава 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ

 

8.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЕТЕРИНАРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Всемирная ветеринарная ассоциация. Для координации ветери­нарных мероприятий, имеющих международное значение, в 1863 г. в Гамбурге состоялся Первый Международный ветеринарный конгресс, который рассматривал вопросы борьбы с эпизоотиями чумы крупного рогатого скота, повальным воспалением легких, ящуром, бешенством, оспой овец, а также проблемы организации ветеринарной службы в европейских странах и регулирования движения животных, достижения ветеринарной науки. Для пери­одического проведения таких конгрессов был образован Постоян­ный комитет, который впоследствии был преобразован во Все­мирную ветеринарную ассоциацию (ВВА).

Всемирная ветеринарная ассоциация — внеправительственная международная организация, объединяющая национальные вете­ринарные ассоциации, специализированные ассоциации ветери­нарных специалистов.

Основные задачи ВВА:

расширение связей между национальными ветеринарными ас­социациями;

подготовка и проведение всемирных ветеринарных конгрессов;

обмен печатной информацией по ветеринарии;

помощь в совершенствовании ветеринарного образования;

содействие укреплению социального положения работников ветеринарной профессии;

установление отношений с организациями, цели которых свя­заны с целями ВВА.

В структуре ВВА центральное место занимает Постоянный ко­митет, объединяющий представителей национальных ветеринар­ных ассоциаций, ассоциированных членов международных ассо­циаций ветеринарных специалистов, членов со статусом наблюда­телей (ФАО, Международный союз женщин-ветеринаров, Панамериканская ветеринарная ассоциация, Европейский союз ветеринаров, Азиатская ассоциация ветеринаров), представителей международных промышленных фирм, поддерживающих деятель­ность ВВА.

В период между заседаниями Постоянного комитета работой ВВА руководит Бюро в составе президента, вице-президента, сек­ретаря-казначея и его заместителя. Действует фондовый комитет, регулирующий вопросы финансирования ВВА. В составе ВВА ра­ботают комиссии, занимающиеся вопросами защиты животных, охраны дикой фауны и ветеринарного образования.

В состав ассоциированных членов ВВА входят всемирные ассо­циации: ветеринарных анатомов; физиологов; фармакологов и биохимиков; ветеринарных паразитологов; по гигиене продуктов животного происхождения; по животноводству; ветеринарных па­тологов; микробиологов, иммунологов и специалистов по инфек­ционным болезням; по мелким животным; по болезням крупного рогатого скота; болезням свиней; болезням птиц; истории ветери­нарной медицины.

Международный обмен результатами научно-практической де­ятельности в области ветеринарии оказал большую помощь в изыскании средств и методов борьбы с болезнями животных. Международные ветеринарные конгрессы сыграли заметную роль в координации научных исследований и практической деятельно­сти, в разработке методов борьбы против инфекционных болезней животных, в ликвидации многих эпизоотии в мировом масштабе. Всего было проведено 24 Всемирных ветеринарных конгресса.

Международное эпизоотическое бюро (МЭБ). В январе 1924 г. в Париже представители 28 государств подписали соглашение о со­здании ветеринарной научно-технической организации — Меж­дународного эпизоотического бюро (МЭБ). Советский Союз присоединился к Международному соглашению об учреждении МЭБ в 1927 г.

МЭБ поддерживает научно-технические связи с ветеринарны­ми учреждениями, отвечающими за организацию ветеринарной службы в различных странах. Оно функционирует под руковод­ством и контролем Постоянного комитета, состоящего из пред­ставителей стран-участниц и административной комиссии. МЭБ возглавляет генеральный директор, который избирается из числа авторитетных ученых мировой службы эпизоотии. Первым гене­ральным директором был избран академик Г. Рамон. В последую­щие годы на этом посту работали профессора Е. Лакланш, Р. Виттоз, М. Блажан, Д. Бланку.

В организационной структуре МЭБ кроме Постоянного коми­тета есть региональные комитеты по Европе, Азии, Африке и Америке, административная комиссия и постоянные комиссии по ящуру, сальмонеллезу, эхинококкозу, гельминтозам, болез­ням рыб, болезням пчел, стандартизации биопрепаратов, экспорту и импорту, анаэробной инфекции, выживаемости вирусов в мясе и др.

Ежегодно в мае в Париже МЭБ проводит Генеральную сессию. В конце каждой сессии разрабатывается программа очередной сессии, которую утверждает Постоянный комитет. МЭБ поддер­живает связи с ветеринарными службами государств, которые еще не являются его членами, с другими международными организа­циями, имеющими отношение к защите животных.

МЭБ организовало Всемирную службу информации. Все стра­ны — члены МЭБ, а также некоторые страны, не входящие в эту организацию, регулярно (один раз в месяц) направляют сведения о возникновении инфекционных болезней: ящура, чумы крупного рогатого скота, повального воспаления легких, сибирской язвы, оспы овец, случной болезни, чумы свиней, везикулярной болезни свиней, узелкового дерматита, блутанга, чумы лошадей, африкан­ской чумы свиней, болезни Тешена, чумы птиц и болезни Нью­касла. Один раз в квартал страны направляют информацию о бо­лезнях списка В (40 инфекционных болезней крупного рогатого скота, лошадей, свиней, птиц, рыб, пчел, пушных зверей) и один раз в год — болезнях списка С (68 заболеваний), для борьбы с ко­торыми необходимо международное сотрудничество. При появле­нии особо опасных болезней в странах, где до этого заболевание не регистрировалось, информацию немедленно направляют в МЭБ.

Сведения, собранные МЭБ, сообщаются странам и заинтересо­ванным организациям: немедленно — о вспышках особо опасных инфекционных болезней; ежемесячно — по болезням списка А и результатам идентификации типов и вариантов вируса ящура.

МЭБ регулярно публикует материалы международных совеща­ний по ветеринарии, обзоры по эпизоотологии и профилактике инфекционных и паразитарных болезней животных, тексты меж­дународных соглашений по ветеринарии, официальные извеще­ния. Один раз в год выпускается ежегодник, содержащий стати­стические данные по заболеваемости в каждой стране.

В последние годы МЭБ разработаны рекомендации по борьбе с ящуром, лейкозом, бешенством, классической и африканской чу­мой свиней, бруцеллезом, туберкулезом животных, распростра­ненными болезнями птиц и др. Они широко используются в вете­ринарной практике на различных континентах.

Ученые и руководители ветеринарной службы нашей страны принимают постоянное участие в работе Международного эпизо­отического бюро. К основным задачам деятельности нашей вете­ринарной службы в МЭБ относятся: изучение и обобщение но­вейшей научной информации по вопросам борьбы с эпизоотиями сельскохозяйственных животных, получение образцов вакцин, сывороток и других ветеринарных препаратов и материалов, ис­пользуемых для предотвращения эпизоотии.

Материалы МЭБ служат основным источником информации об эпизоотическом состоянии в странах мира. На их основе разра­батываются мероприятия по охране территории нашей страны от заноса инфекции при импорте скота, продуктов и сырья животно­го происхождения.

 

8.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ КОДЕКС

 

Международный ветеринарный кодекс — совокупность юриди­ческих норм, охватывающих область профессионального труда ве­теринарных специалистов, связанных с международной торговлей животными и продукцией животного происхождения.

Цель Международного ветеринарного кодекса — обеспече­ние санитарной безопасности при ведении международной тор­говли наземными животными (млекопитающими, птицами и пчелами) и животноводческой продукцией путем определения санитарных мер, которые должны выполнять ветеринарные власти импортирующих и экспортирующих стран в целях недо­пущения передачи патогенных возбудителей болезней живот­ных и человека.

Международный ветеринарный кодекс включает в себя сани­тарные нормы, основные направления и рекомендации, утверж­денные Международным комитетом Международного эпизоотиче­ского бюро, а также санитарные и фитосанитарные меры, согласо­ванные со Всемирной торговой организацией (ВТО). Руководствуясь положениями Международного ветеринарного кодекса, ветеринар­ные власти отдельных стран могут устанавливать свои санитарные требования (как правило, более строгие), которые должны быть обоснованы научной оценкой рисков.

Международный ветеринарный кодекс состоит из четырех ча­стей.

Часть 1. Общие положения, включающие правовые нормы по вопросам: извещения о болезнях; обязательств и этики в междуна­родной торговле; анализа риска при импорте; процедур при им­порте и экспорте; анализа риска, связанного с биологическими продуктами ветеринарного назначения.

Часть 2. Рекомендации, включающие правовые нормы: по бо­лезням списка А; общим болезням для животных разных видов списка Б; болезням крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец и коз, птиц, кроликов, пчел списка Б; болезням, не входя­щим в списки А и Б (зоонозы, передаваемые приматами, кроме человека, и сальмонеллезы).

Часть 3. Приложения, включающие диагностические тесты при ведении международной торговли: сбор и обработка семени; сбор и обработка яйцеклеток/эмбрионов; санитарно-гигиенический контроль в хозяйствах; рекомендации по карантину; рекоменда­ции по уничтожению патогенных возбудителей и насекомых-пе­реносчиков; рекомендации по перевозке животных; системы эпи­демиологического наблюдения.

Часть 4. Образцы международных ветеринарных сертификатов на животных и животноводческую продукцию.

Термины, принятые в Международном ветеринарном кодексе. В Международном ветеринарном кодексе представлено более 70 тер­минов, большинство из которых применяется специальными вете­ринарными (эпизоотологией, ветсанэкспертизой, организацией и экономикой ветеринарного дела, зоогигиеной) и зоотехническими науками. Подробное описание значений терминов служит гаран­тией того, что пользователи смогут интерпретировать эти терми­ны и выражения одинаково, без каких-либо разночтений.

Ветеринарная администрация — правительственная ветеринар­ная служба, обладающая полномочиями на всей территории стра­ны, в задачу которой входит обеспечение и надзор за выполнени­ем ветеринарно-санитарных мер и ведением процедур междуна­родной сертификации, рекомендуемых МЭБ (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Департа­мент ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ).

Ветеринарные власти — ветеринарная служба, находящаяся под руководством ветеринарной администрации, несущая прямую от­ветственность за выполнение ветеринарно-санитарных мероприя­тий. В их задачи также могут входить выдача международных вете­ринарных сертификатов и надзор за надлежащим ведением этой работы на определенной территории страны (органы исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации в области вете­ринарии; территориальные управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору).

Официальный ветеринарный вран — специалист, назначенный ветеринарной администрацией страны для ведения инспектирова­ния товаров в целях защиты здоровья человека и (или) животных.

Официальный ветеринарный контроль — положение, при кото­ром ветеринарным властям известно местонахождение животных, личность их владельца или содержателя и они в любой момент могут обратиться к проведению необходимых ветеринарно-сани­тарных мер.

Превалентность — общее количество случаев или вспышек бо­лезни в определенной популяции восприимчивых животных в те­чение ограниченного времени и в определенной географической зоне.

Стемпинг-аут — комплекс мероприятий, включающих убой больных и зараженных животных стада, а в случае необходимости и животных других стад, которые могли иметь прямой или непря­мой контакт с животными неблагополучного стада, способный привести к передаче возбудителя. Все животные должны быть убиты, а туши уничтожены путем сжигания. Стемпинг-аут сопро­вождается проведением очистки и дезинфекции.

Транспарентность — подробное документирование всех сведе­ний, данных, предположений, методик, результатов, обсуждений и заключений, используемых при анализе риска. Заключения дол­жны вытекать из объективного и логического обсуждения, а доку­ментация подкрепляется ссылками на них.

Общие принципы, предусмотренные Международным ветери­нарным кодексом. К таким принципам относятся: ветеринарное информирование; сертификация; оценка рисков, связанных с импортированием; процедуры экспортирования и импортиро­вания.

Ветеринарное информирование. Данный принцип предусмат­ривает свободное циркулирование информации в мировом масштабе в целях предупреждения распространения заболева­ний животных из одной страны в другую. Ветеринарное ин­формирование предусматривает установление прямого диалога между национальными ветеринарными властями и международ­ным эпизоотическим бюро.

Информация должна предоставляться в определенные сроки и содержать все элементы, которые позволили бы составить пра­вильную картину эпизоотического происшествия и оценить воз­можные санитарные и экономические последствия.

Сертификация. Перед установлением требований к междуна­родной торговле животными и продукцией изучают эпизоотиче­скую обстановку в стране-импортере, стране-экспортере и тран­зитной стране.

Ответственность страны-импортера:

условия импорта должны гарантировать благополучие по инфекционным болезням и соответствовать уровню защиты здоровья животных и населения, установленному этой стра­ной;

условия импорта должны гарантировать недопущение болез­ней, против которых в стране или зоне ведется официальная про­филактическая программа, и не должны быть выше тех, что дей­ствуют внутри импортируемой страны;

при передаче сертификатов и других сведений непредставите­лям ветеринарной администрации страны копии этих документов должны быть направлены в ветеринарную администрацию.

Ответственность страны-экспортера: страна-экспортер передает стране-импортеру по ее запросу следующие данные: эпизоотическую обстановку в стране, нацио­нальную систему извещения о болезнях животных, информацию о законоположениях и инструкциях по поддержанию благополучия; оперативную информацию о появлении заразных болезней; ин­формацию о возможности страны для профилактики и ликвида­ции болезней списков А и Б; информацию о структуре ветеринар­ной службы и ее полномочиях; техническую информацию о тес­тах, вакцинах, используемых в стране.

Ветеринарная администрация экспортирующей страны должна:

установить официальную процедуру назначения ветеринарных врачей-сертификаторов; обеспечить их инструкциями; убедиться в их честности и непредвзятости при выполнении своих обязанно­стей; устанавливать ответственность в случае возникновения на­рушений.

Ветеринарная администрация страны-экспортера должна уве­домить страну-импортера обо всех случаях появления болезней, и, наоборот, страна-импортер должна сообщить стране-экспортеру о заболевании импортных животных.

Выписка ветеринарного сертификата должна основываться на строгих этических правилах, в том числе защите и уважении про­фессиональной честности ветеринарного врача.

Сертификаты должны быть составлены с соблюдением следую­щих правил:

на бланке ветеринарной администрации страны;

просто, ясно, без искажения истинного смысла;

на языке страны-импортера и на языке, понятном ветврачу-сертификатору;

содержать идентификацию животных и продукции;

не должны требовать подтверждения фактов, которые неизве­стны ветеринарному врачу;

содержать список исследований, который требуется перед под­писанием сертификата;

исправления вносятся путем зачеркивания и подтверждаются подписью и печатью.

Копия сертификата не заменяет его подлинник.

Ветеринарные врачи-сертификаторы должны удостоверять только то, что им достоверно известно; не иметь коммерческой заинтересованности от сделки и быть независимыми от торговых партнеров.

Международные ветеринарные сертификаты могут иметь и электронную форму с такими же данными, как и бумажные.

Оценка рисков. Риск — вероятность возникновения в импорти­руемой стране неблагоприятного для ветеринарии и здравоохра­нения события и его масштаб.

 

Импорт животных и продукции несет определенный риск за­носа и распространения заразных болезней животных. Страна-импортер должна иметь объективный, верный метод оценки рис­ка. Схема анализа риска представлена на рис. 7.

Идентификация опасности — это идентификация патогенных возбудителей, которые могут содержаться в товарах, подлежащих импортированию.

Определение риска — этап анализа, когда пытаются оценить риск, несущий угрозу. Определение риска может быть качествен­ным и количественным.

Качественное определение риска обеспечивает получение ре­зультатов, касающихся вероятности заноса заразных болезней и размера последствий (повышенный, средний, слабый и незначи­тельный).

Количественное определение риска дает результаты, выражае­мые числовыми значениями.

Управление риском — определение, отбор и реализация мер, принимаемых в целях снижения риска.

Анализ риска при импорте позволяет определить, оценить риск и управлять им.

Определение риска включает несколько этапов.

Определение эмиссии (заноса) патогенного возбудителя сво­дится к поочередному учету следующих факторов:

биологических (вид, возраст, порода животных, места рас­пространения возбудителя, эффективность вакцинации, диагно­стических тестов, лечения и карантина);

факторов страны (заболеваемость, оценка ветеринарной служ­бы);

факторов товаров (количество, контаминация возбудителя, эф­фект технологических методов, эффект складирования и транс­портировки).

Определение подверженности заключается в описании биоло­гических механизмов распространения риска, которые выражают­ся такими понятиями, как количество, время, частота, длитель­ность, пути подверженности и др.

Идентификация опасности   Определение риска   Управление риском
           
         
      Извещение о риске      

Рис. 7. Компоненты анализа риска заноса и распространения заразных болезней






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.