Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 10. Налоговый учет оплаты труда






Заработная плата – это, в соответствии со ст.1 Закона об оплате труда, вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу. Размер такого вознаграждения зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия.

Расходы на оплату труда являются основной составляющей объекта для исчисления всех платежей. Единственные отчисления, чья база выходит за пределы заработной платы, – пенсионные взносы. Хорошо известные пенсионные сборы, которые рассчитывались исходя из заработной платы, преобразовались в пенсионные взносы и никакого отношения к налоговым платежам теперь не имеют. Изменился и перечень плательщиков.

Рассмотрим объект для расчета страховых платежей в Пенсионный фонд.

Работодатели исчисляют взносы от:

- суммы фактических расходов на оплату труда (денежного обеспечения) работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом об оплате труда, подлежащие обложению налогом на доходы от физических лиц;

- выплат вознаграждений физическим лицам за выполнение работ (услуг) по соглашениям гражданско-правового характера, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц;

- суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, которая осуществляется за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности.

Сумму взносов, которые должны уплачивать работники, работодателю нужно определять от совокупного налогооблагаемого дохода. Удержание проводят по ставке 1% (если описанный в пп.4.4 Инструкции о пенсионных взносах объект меньше 150 грн.) или 2% (если объект больше 150 грн.).

Прочие социальные взносы (как удержания так и начисления) исчисляют от одного объекта – фактических расходов на оплату труда наемных работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработных плат, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом об оплате труда, и подлежащие обложению налогом с доходов физических лиц.

Однако если прочесть внимательно Закон о налоге с доходов, становится понятным: сегодня единственной зарплатной выплатой, с которой при определенных условиях может не удерживаться налог с доходов, является материальная помощь, предоставленная по правилам, установленным для необлагаемой нецелевой благотворительной помощи. Таким образом, исчисляя непенсионные социальные платежи, в первую очередь следует руководствоваться принадлежностью получаемого работником дохода к расходам на оплату труда.

На доходы взносы в Фонд социального страхования по временной нетрудоспособности начисляют по ставке 2, 9%, удерживают по ставке 0, 5%, в Фонд социального страхования на случай безработицы – 1, 3% и 0, 5% (если доход менее прожиточного минимума на 1 января отчетного года) и 1% (если доход превышает прожиточный минимум на 1 января отчетного года) соответственно.

С 2004 года заработную плату облагают налогом с доходов по ставке – 13% (независимо от того, где хранится трудовая книжка наемного лица). Но благодаря пп.3.5 Закона о налоге с доходов действует особый механизм: объект налогообложения определяют, уменьшая начисленную заработную плату на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, которые в соответствии с Законом взимаются за счет дохода наемного лица.

Таким образом, налогово-зарплатный алгоритм выглядит так:

1) начислить зарплату;

2) рассчитать размер удержаний в Пенсионный фонд, Фонд страхования от нетрудоспособности и Фонд страхования от безработицы за текущий месяц;

3) вычесть из первоначальной суммы зарплаты исчисленные удержания (промежуточный результат);

4) из полученной уменьшенной зарплаты исчислить налог с доходов с учетом льгот по этому налогу (см. ниже);

5) отняв от промежуточного результата сумму налога, получить чистую зарплату.

Закон о доходах предоставляет каждому право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму одной минимальной месячной заработной платы, установленной Законом на 1 января отчетного налогового года.

Отдельные категории плательщиков на основании Закона о доходах имеют право на специальные повышенные льготы – 150% или 200% общего размера. По сравнению с прошедшими годами право на льготу в налогообложении доходов утратили чернобыльцы III и IV категории.

Кроме того, среди особых льготников не упомянуты:

- военнослужащие и призванные на учебные, проверочные сборы военнообязанные, которые проходили службу в составе ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан и в других странах, где в этот период велись боевые действия;

- родители и один из супругов военнослужащих, погибших или умерших, либо пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей.

Для них действует общая льгота.

Теперь рассмотрим правила предоставления налоговых социальных льгот с позиции работодателя.

Для получения налоговой льготы работник должен подать работодателю заявление о ее применении, форма которого утверждена приказом № 461. Льготу начинают применять с доходов того месяца, в котором работник подал заявление.

С 1 января 2004 года налоговую льготу предоставляют по месту получения налогоплательщиком основного дохода (определенному в трудовой книжке) без подачи заявления о применении льготы (Закон о налоге с доходов). Вместе с тем, если работник имеет право на повышенный размер льготы, без заявления ему не обойтись. Нужно предоставить в бухгалтерию еще и дополнительные подтверждающие документы, перечень которых определен Порядком предоставления документов для льготы.

Налогоплательщик имеет право самостоятельно изменить место применения налоговой социальной льготы, подав работодателю заявление об отказе от нее. Именно начиная с доходов того месяца, в котором подано заявление, льготу больше не предоставляют (п.п.4 и 8 Порядка предоставления документов для льготы). Это заявление не нужно при увольнении с работы – предоставление льготы приостанавливается с месяца такого увольнения (п.4 Порядка предоставления документов для льготы).

Право на льготу теряет плательщик, который в течение месяца получил заработную плату больше суммы месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1, 4 и округленного до ближайших 10 гривень (пп. 6.5.1 Закона о доходах).

Закон о налоге с доходов полностью изменил налогообложение выходного пособия при увольнении (ст.44 КЗоТ) и компенсации за задержку выплаты заработной платы (ст.34 Закона об оплате труда). Согласно Декрету о подоходном налоге такие компенсационные выплаты налогообложению не подлежали, если предоставлялись в пределах установленных законом. Теперь сумму компенсации за задержку зарплаты нужно включать в налогооблагаемый месячный доход и учитывать при начислении и удержании взносов во все фонды социального страхования (как расходы на оплату труда), а из выходного пособия (которое не является расходами на оплату труда) только удерживать налог с доходов и пенсионные взносы.

Инструкция о подоходном налоге содержала особый пп.9.4, благодаря которому при выплате из части полученной суммы отпускных налог не удерживали, а взимали его при выплате дохода за следующий месяц. Необходимость в такой норме была связана со шкалой ставок. В свою очередь, Пенсионный фонд в пп.5.4.3 Инструкции о пенсионных сборах указывал: следует начислять и удерживать сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на суммы выплат, которые включаются в совокупный налогооблагаемый доход, период которых больше одного месяца (пособие в связи с временной нетрудоспособностью, оплата ежегодного отпуска и т.п.), отдельно за каждый месяц. Причина такого требования – применение максимальной величины зарплаты, с которой исчисляют пенсионные платежи. Что касается других соцфондов, то исчислять взносы из «продолжительных выплат» (относительно отпускных) отдельно по месяцам, на которые они приходятся.

В новую Инструкцию Пенсионный фонд перенес тот же порядок удержания и начисления пенсионных взносов из выплат за продолжительный период (пп.5.1.7 и пп.5.2.4), который был в Инструкции о пенсионных сборах. А описанный выше механизм налогообложения доходов, начисленных в виде заработной платы (частью которой являются отпускные), просто не оставляет иного пути, как исчислять налог с доходов отдельно за каждый из месяцев.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими законодательными документами регламентируется налоговый учет оплаты труда?

2. Как определить базу для исчисления суммы налога с доходов физических лиц?

3. Какие ставки удержаний сбора в Пенсионный фонд существуют согласно действующему законодательству?

4. В чем различия исчисления базы обложения сбором в Пенсионный фонд и сборов в Фонды социального страхования?

5. По каким ставкам происходит удержание сбора в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай временной потери трудоспособности?

6. По каким ставкам происходит удержание сбора в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы?

7. Как определить размер налоговой социальной льготы по налогу с доходов физических лиц на отчетный год?

8. Как определить размер дохода работника, при котором может быть применена налоговая социальная льгота по налогу с доходов физических лиц?

9. Какие ставки начислений на заработную плату производятся согласно действующему законодательству?

10. Какие ставки налога с доходов физических лиц применяются согласно Закону Украины «О налоге с доходов физических лиц»?

 

Темы рефератов:

  1. Налогово-зарплатный алгоритм.
  2. Порядок расчетов предприятий по социальному страхованию работников.
  3. Обзор законодательных актов, регламентирующих расчеты предприятий по социальному страхованию работников.

Литература: [8, 5, 12, 16, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 38, 39, 41, 42, 43, 44, 55, 59, 60, 65, 68, 69, 70, 73, 75, 76, 79, 81, 98, 99 ]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.