Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Этапы становления социальной психологии в России






История социальной психологии в России имеет четыре периода:

1) 60-е гг. XIX в. – начало ХХ в.;

2) 20-е гг. – первая половина 30-х гг. ХХ в.;

3) вторая половина 30-х гг. – первая половина 50-х гг.;

4) вторая половина 50-х – 70-е гг. (и до нашего времени).

1. 60-е гг. XIX в. – начало ХХ в.

Работы Н.К. Михайловского. Социально-психологическая проблематика в правоведении представлена Л.И. Петражицким. Идеи психологии народов развивались в учении А.А. Потебни.

Огромный вклад в отечественную социальную психологию внес Владимир Михайлович Бехтерев. О его экспериментах мы говорили выше. Бехтерев формирует новое направление – «Рефлексологию». Суть коллективной рефлексологии сводится к унаследованным рефлексам коллектива, масс и толпы на биосоциальные раздражители.

Бехтерев провел классификации групп, ввел целый ряд новых понятий (возбудимость группы, коллективное настроение, коллективная сосредоточенность). Разработал множество методов исследования и статистической обработки. Дал характеристику коллектива как особенного явления.

2. 20-е гг. – 1-я пол. 30-х гг. ХХ в.

Поиск своего пути в психологии.

Построение марксистской социальной психологии

В основе отечественной социальной психологии лежат взгляды теоретиков марксистов. Маркс и Энгельс в своих концепциях социального развития не могли обойти вопросы общественной психологии, которые заключались в следующем: 1) в анализе общественной жизни Маркс и Энгельс использовали понятия «индивид, личность, производственные отношения»; 2) большую роль Маркс и Энгельс отводили субъективному фактору в жизни общества; 3) раскрыли специфику групповых общественных явлений.

Социальная психология оформлялась в самостоятельную науку одновременно с социальной психологией в Германии и США. Но в силу влияния идеологии отечественная социальная психология имела ряд особенностей:

1) материалистическая ориентация;

2) методологическая направленность (в силу необходимости борьбы с враждебной идеологией);

3) ориентация на особые элементы социальных явлений (классы, коллектив).

3. Вторая половина 30-х гг. – первая половина 50-х гг. К 40-м годам накоплен огромный материал по исследованию социально-психологических явлений. В этот период оформляется собственно отечественная школа психологии.

Можно отметить в 30 -е годы некоторый «педагогический» этап развития социальной психологии в России. Здесь следует упомянуть работы А.С. Залужного и А.С. Макаренко – которые разрабатывали проблемы детского коллектива и их психологическую характеристику.

Кроме этого стоит отметить в работах советского зоопсихолога В.А. Вагнера филогенетический принцип анализа социального поведения, Г.И. Челпанова – разработку методологических проблем социальной психологии.

Большой вклад в развитие социальной психологии в этот период внесли следующие ученые: В.Г. Ананьев, К.Н. Корнилов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев.

Но в конце 30-х годов по идеологическим причинам социальная психология резко затормозила. И только в 50-60 гг. возникает вопрос о восстановлении направления как самостоятельной науки.

4. Вторая половина 50-х – 70-е гг. (и до нашего времени)

Происходит возрождение социальной психологии и интеграция ее в систему всех наук.

Развитие промышленной социальной психологии.

Современное состояние отечественной социальной психологии и смена научной парадигмы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.