Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников






Www.sovr.ru

Www.history.ru

Www.romanov-center.ural.org/school/laureat2005/prov.htm

Http: //his95.narod.ru/sem10.htm

Http: //madigtyasy.narod.ru

Http: //civil.consultant.ru/reprint/books/169.html.

https://slovari.yandex.ru/

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема № 1. Социально-экономический и политический строй Древней Руси (IX – XIII вв.)

 

План занятия:

 

1. Причины и предпосылки образования Древнерусского государства.

2. Социально-экономическое развитие Киевской Руси.

3. Социально-политическое устройство и политическое развитие Киевской Руси в IX – XI вв.

4. Русь в период политической раздробленности XII – XIII вв.:

4.1. Причины политической раздробленности Древней Руси

4.2. Основные центры древнерусской государственности в XII – XIII вв.

4.3. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в.

 

Источники:

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. Учебное пособие / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. – М., 1987.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие / Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М., 2000.

 

Литература:

 

Горский А.А. Русские земли в XII – XV веках: Пути политического развития. – М., 1996.

Данилевский И.Н. Княжеская власть и вечевое устройство в Древней Руси // Представительная власть в России: История и современность / Под общей ред. Л.К. Слиски. – М., 2004. С. 8 – 38.

Он же. Административные реформы Древней Руси // Административные реформы в России: История и современность / Под общей ред. Р.Н. Байгузина. – М., 2006. С. 8 – 29.

Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. Очерки социально-политической истории. – Л., 1987.

Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971

Майоров А.В. Галицко-Волынская Русь. Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. Князь, бояре и городская община. – СПб., 2001.

Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства: историко-географическое исследование. – СПб., 2002.

Пресняков А.Е. Княжое право Древней Руси. Лекции по русской истории. – М., 1993.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1993.

Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л., 1983.

Седов В.В. Славяне в древности. – М., 1994.

Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. – М., 1995.

Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. – СПб., 1998.

Творогов О.В. Древняя Русь. События и люди. – СПб., 1994.

Толочко П.П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. – Киев, 1987.

Фроянов И.Я. Древняя Русь. – СПб., 1995.

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Главные черты социально-экономического развития. – СПб., 1999.

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. – Л., 1980.

Хрусталев Д.Г. Русь: от нашествия до «ига» (30 – 40 гг. XIII в.). – СПб., 2004.

Янин В.Л. Новгородские посадники. – М., 2003.

 

Методические рекомендации:

 

В ходе работы над темой семинарского занятия студентам предстоит выяснить важнейшие особенности социального, экономического и политического укладов жизни древнерусского общества IX – XIII вв. При подготовке к семинару необходимо помнить о существующих в современной исторической науке подходах к характеристике социально-экономического и политического строя Киевской Руси. Некоторые историки относят Русь IX – XI вв. к раннефеодальным государствам (для выяснения сути этой концепции студенты могут обратиться, в частности, к трудам Б.А. Рыбакова и М.Б. Свердлова). Сторонники второй концепции (например, И.Я. Фроянов) утверждают, что Русь находилась в рассматриваемый период на дофеодальной стадии развития (на этапе разложения родоплеменного строя) и представляла собой не единое раннефеодальное государство, а крупный межплеменной союз. Рассмотрение конкретно-исторического материала позволит студентам определить свое отношение к вышеназванным точкам зрения.

При подготовке первого вопроса семинара следует вспомнить основные признаки государства как особой общественно-политической организации (территориальный принцип размещения населения; наличие стоящей над обществом власти и аппарата управления, издающих законы; сбор налогов, идущих на содержание государственного аппарата). Необходимо учитывать, что Древнерусское государство формировалось под воздействием как внутренних (социально-экономических и политических), так и внешних факторов. Объясните, какую роль в этом процессе сыграло разложение родоплеменных отношений у восточных славян и переход от родовой общины к соседской (территориальной) общине? Какие особенности хозяйственного уклада восточных славян благоприятствовали образованию государства? Какое значение для образования Древнерусского государства имел внешнеполитический фактор?

Второй вопрос следует подразделить на две части. Анализируя социальную структуру древнерусского общества, выделите следующие категории населения: привилегированное (князья, бояре, духовенство) и непривилегированное (крестьяне-общинники) свободное население и несвободное население (закупы, холопы и др.). План характеристики каждой из перечисленных социальных групп может быть следующим:

а) правовой статус;

б) источники формирования (пополнения);

в) экономическое положение;

г) особенности жизни, быта и деятельности;

д) взаимоотношения с властью или с другими социальными группами.

Характеризуя экономический строй Киевской Руси, обратите внимание на комплексный характер экономики, роль экстенсивного пашенного земледелия, соотношение частного и общинного землевладения, значение внеземельных доходов киевской знати (дани и кормлений), уровень развития внутренней и внешней торговли и ремесленного производства.

При подготовке к третьему вопросу занятия определите функции великого князя, местных князей, дружинников (бояр), народного собрания (вече) в политическом строе Древней Руси. Далее необходимо назвать великих князей, правивших на Руси в IX – XI вв., и охарактеризовать основные направления их внутренней и внешней политики.

Последний, четвертый вопрос занятия предполагает, во-первых, характеристику политических и социально-экономических причин удельной раздробленности Руси, во-вторых, анализ особенностей исторического развития Галицко-Волынской, Новгородской и Владимиро-Суздальской земель в XII – XIII вв. (определите, в чем состояли общие черты и особенности их развития в указанный период) и, в-третьих, рассказ о борьбе Руси против немецкой и шведской агрессии с запада и против монгольского нашествия с востока в XIII веке. Обратите внимание на связь политической раздробленности страны и ослабления ее военно-политического потенциала.

В завершение работы сделайте выводы о том, насколько применимы к Киевской Руси такие характеристики, как «раннефеодальная монархия», «русский суперсоюз», «рабовладельческое» и «феодальное» общество. Ответ аргументируйте.

 

Темы докладов и сообщений:

 

· Восточные славяне и их соседи в VI – IX вв.: проблемы взаимодействия и взаимовлияния.

· Влияние географического и природно-климатического факторов на экономическое развитие Древней Руси.

· «Русская правда» – крупнейший юридический памятник средневековья и славянского права.

· «Норманнская теория» – ее сторонники и противники.

· Цели и особенности деятельности первых русских князей в IX – X вв.

· Христианизация Руси: причины и последствия.

· Вторжение монголов на Русь в XIII веке. Установление «ига».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.