Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постановка проблемы






Болей четверти века назад, в процессе исследования функций госу­дарства, в отечественной юридической науке был сформулирован ряд положений о необходимости рассмотрения фундаментальной в теории государства категории " функция государства" как сложного по своей структуре, внутренне противоречивого явления, было проанализировано содержание его с позиции философских категорий сущности и явления, основы и обоснованного, должного и сущего, структуры и элемента и др. Это помогло преодолеть господствовавшее в те годы в теории госу­дарства и права упрощенное понимание функции государства как " направление деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач", повторявшееся из одного учебника по теории государства и права в другой, из одной научной работы в другую.

Автором этой главы было предложено рассматривать функцию госу­дарства как сложное по своему содержанию явление, включающее со­циальное назначение государства как основу и сущностную сторону функции (" должное") и практическую деятельность государства по реа­лизации его назначения как динамичный элемент функции, выражаю­щий ее жизнедеятельность (" сущее").

Дальнейший анализ структуры функции государства показал, что каждый из названных компонентов функции, в свою очередь, имеет собственную сложную структуру.

Социальное (т.е. с точки зрения потребностей гражданского общест­ва) назначение государства включало такие компоненты, как его сугубо классовое и общесоциальное назначение. Выявились и другие уровни социального (например, " национальное"), также получившие отражение в понятии " социальное назначение государства". Оказалось, что именно общество как высокоорганизованная " органическая" (по К. Марксу) система задает (или, по крайней мере, должно задавать) параметры, на­правления деятельности государству, определяет его функции, " программу" его деятельности. Ибо государство - " слуга" общества, создаваемый обществом институт, главное назначение которого выпол­нять те задачи и функции, которые общество ему задает, адресует, дик­тует. Речь шла о служебной роли государства по отношению к общест­ву. Такая постановка вопроса о " социальном (всеобщественном) назна­чении" государства была нетрадиционной хотя бы потому, что офи­циальной идеологией пропагандировался тезис о классовой сущности государства (" диктатура господствующего класса"), а всеобщественная,

общеполезная сторона его сущности либо отвергалась, либо недооцени­валась, либо рассматривалась в качестве несущественного компонента его классовой сущности и назначения.

Сложным по внутренней структуре оказалось и другое слагаемое функции - фактическая деятельность государства по реализации его социального назначения, которая включала такие компоненты, как предметная (объектная) направленность этой деятельности (ибо бес­предметных функций не бывает), ее цели (бесцельных функций также не должно быть), формы (организованные, правовые и др.), методы, способы государственной деятельности. Функция государства предстала не как нечто нерасчлененное, а как сложное, богатое содержанием, внутренне противоречивое явление, включающее определенный набор элементов и связей, отношений между ними. Эти связи, отношения, противоречия обнаружились между социальным назначением государст­ва и его деятельностью, между деятельностью и целями функции, между целями и методами деятельности и т.д.

Такой подход, обозначенный здесь в общих чертах, позволил уг­лубиться в исследуемое явление, познать его природу.

В свою очередь, такой подход позволил сформулировать ряд ме­тодологических принципов функционального анализа, оказавшихся при­годными при функциональном исследовании других государственных и правовых явлений. В последующем они были использованы при иссле­довании таких явлений, как функции прокурорского надзора, функции права, функции правового воспитания, управления и др.

Следует особо отметить, что понятия " структура функции", " эле­мент структуры функции", " связи элементов структуры функции", пред­ложенные применительно к функции государства четверть века назад, " прижились" в теории государства и права, пополнили понятийный ап­парат функционального метода исследования государственных и право­вых явлений. Эти понятия оказались пригодными для познания сложной природы, структуры, внутренней противоречивости функций государст­ва (как и права, управления и др.). Такой подход позволил углубиться в функцию государства, познать ее сущность первого, второго и так далее порядков.

Функциональный метод и деятельностный подход открыли новые возможности в исследовании такого феномена, как " сущность госу­дарства", - понятия, до сих пор в теории государства и права остаю­щегося дискуссионным. Привыкнув цитировать известное высказывание К. Маркса о том, что "...государство не может рассматриваться просто как действительность, оно должно рассматриваться как деятельность, как различенная деятельность" 1, мы не всегда задумываемся над его методологическим смыслом. Данное положение К. Маркса, как пред-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 234.

Ю-6343

ставляется, нацеливает на исследование государства и как формы дея­тельности, и как формы бытия классового общества, но опять же через призму деятельности государства. Через призму государственной дея­тельности, его функции в новом ракурсе могут быть освещены многие традиционные в общей теории государства понятия: не только механизм государства, государственная власть и управление, деятельностная, функциональная природа которых очевидна всем, но и сущность, со­держание и форма государства, а также многие другие " моменты" (Гегель) государственности. Все они " деятельны", " функциональны", " работают", выполняя определенную роль в общей структуре государст­ва, в политической системе, в обществе в целом, а потому глубокий анализ их возможен прежде всего через исследование их назначения, функций, деятельности, реализацию их свойств1. Следовательно, функ­циональный метод и деятельностный подход позволяют глубже проник­нуть в сущность государства, исследовать ее различные уровни - от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

Попытка исследования сущности государства через его деятельность в теории государства и права предпринималась Э.Л. Кузьминым. «Сущность государства, - отмечал он, - раскрывается не только в его деятельности (хотя именно она здесь главное, так сказать, " сущность первого порядка"), но и в способах, формах, посредством которых эта деятельность осуществляется, иными словами, в организации власти (назовем это " сущностью второго порядка")»2. В этом суждении при­влекает внимание мысль о том, что путь к познанию сущности государ­ства лежит через познание его деятельности и функций, что эта сущ­ность имеет несколько порядков, в процессе познания которых научная мысль все дальше и дальше уходит в глубинные пласты сущности. Хотя надо признать, что конкретные выводы автора как об уровнях сущно­сти, так и о последовательности их познания, не бесспорны. Дело в том, что " формы и способы" (как и " методы", " принципы") деятельности не следует отрывать от самой деятельности (чтобы не нарушить диалекти­ческого требования анализа явлений в единстве их содержания и фор­мы) и конструировать их самостоятельный порядок сущности.

Цельное представление о деятельности государства (которую мы со­гласно нашему пониманию структуры функции государства рас­сматриваем как " сущее" - внешнее проявление функции) можно полу­чить при анализе ее в единстве с формами, способами, методами, целя­ми осуществления. Поэтому функциональная деятельность государства в

См.: Глебов А.П. О деятельностном подходе в исследовании государства // Актуальные проблемы теории и практики государственной деятельности: Меж-вуз. сб. науч. трудов. Воронеж, 1990. С. 9.

Кузьмин ЭЛ. Демократия: Некоторые вопросы теории, методологии и практики. М., 1986. С. 151.

единстве ее содержания, форм, методов, способов, принципов и целей составляет один из уровней сущности государства. Причем это не сущ­ность " первого порядка", как полагает Э.Л. Кузьмин. Эта " различенная деятельность" (К. Маркс) представляет собой один из наиболее глубо­ких уровней сущности. Именно в функциональной деятельности госу­дарства отчетливее всего проявляется особая сущность государств раз­личных исторических типов.

По нашему мнению, сущность государства первого порядка является совокупностью его свойств, характеризующих государство как полити­ко-территориальную организацию власти - то, что у К. Маркса обозна­чено словами " просто как действительность", то, что наглядно и ближе лежит к поверхности.

Однако представления о государстве как политико-территориальной организации власти недостаточно для раскрытия всей его сущности. Логика познания сущности (и не только логика, но и гносеология) тре­бует исследования более глубоких пластов сущности - сущности второ­го и т. д. порядков.

Сущностью государства второго порядка следует признать его клас­совую сущность. На этом уровне мы познаем, интересы каких классо­вых сил или социальных групп выражает государство, каково соотно­шение в сущности государства сугубо классового и общесоциального начал.

Еще более глубокий уровень познания сущности государства - вы­явление его основы. По Гегелю, основание показывает, на чем держится сущность. Оно является самым глубоким моментом сущности: "...сущность определяет самое себя как основание" 1. «Без понятия " основа" невозможно раскрыть сущность исследуемого объекта... Осно­ва - это базовый источник сущности и сущностных отношений объекта. Основа составляет главное в сущности. Другая часть сущности - со­вокупность необходимых свойств и отношений - есть обоснованное».

Такой основой государства, по нашему мнению, выступает сово­купность производственных отношений, и прежде всего отношений соб­ственности, способ производства, обусловленная ими социальная струк­тура общества, а в целом - гражданское общество. Можно выделить и такой уровень сущности государства, как субстанциональный. Субстан­циональный " порядок" сущности на глубоком уровне вбирает в себя другие порядки сущности и замыкает их в единую сущностную целост­ность.

Этот срез позволяет осмыслить государство на уровне общества в целом, познать свойства государства, дает ключ к уяснению соци-

Гегель Г.В.Ф. Наука логики: М., 1971. Т. 2. С. 70.

2 Марксистско-ленинская диалектика: В 8 кн. Кн. 1 " Материалистическая Диалектика как научная система" / Под ред. А.П. Шептулина. М., 1983. С. 241.

ального назначения государства, его функций и роли в жизни общества, взаимодействия государства с окружающей средой. Не случайно у Ф. Энгельса в " Происхождении семьи, частной собственности и государст­ва" исходным и завершающим пунктами научного анализа государства было исследование соотношения общества и государства: причин воз­никновения государства, его признаков, форм, роли в обществе; а затем лишь анализировались условия, при которых произойдет обратное по­глощение государства обществом, отмирание государства и перспектива его ухода в " музей древности", где место ему будет " рядом с бронзовым топором и прялкой".

Разумеется, углубление в сущность государства не исчерпывается этими уровнями, ибо, по Цицерону, " углубление в науку может быть бесконечным''.

На субстанциональном " порядке" сущности государства наиболее четко проявляется взаимосвязь двух методов исследования социаль­ных явлений: сущностно-субстанционального и функционального. Функциональный метод настолько близко соприкасается с сущностно-субстанциональным, что частично сливается с ним, образуя единый сущностно-субстанционально-функциональный анализ. Функция госу­дарства сама по себе уже является выражением его сущности, и в тео­рии государства и права в определениях функции государства, как пра­вило, подчеркивается, что функции - это такие направления деятельно­сти государства, в которых выражается его сущность (М.И. Байтив, Н.В. Черноголовкин, М.Н. Марченко, В.Н. Хропанюк и др.). В фило­софской литературе соотношение функций и сущности объекта иссле­довалось Л.В. Удачиной, высказывавшей мысль о непосредственном выражении сущности в функциях1.

В юридической литературе иногда эта связь абсолютизируется. " Сущность государства выявляется при анализе его функций", - пишут Ю.А. Дмитриев и А.В. Мицкевич2. Мысль правильная, хотя и неудачно выраженная. Буквально можно понять и так, что сущность государства выявляется только путем исследования его функций. А это было бы крайней позицией, поскольку сущность государства выявляется не только через познание его функций. Возможно, авторы имели в виду, что из всего понятийного ряда теории государства (содержание государ­ства, форма государства, механизм государства и др.) именно функции государства ближе к его сущности. Так было бы правильнее, ибо функ­ции, по нашему мнению, важнейший компонент содержания государст­ва. Другой компонент, обусловленный функциями, - механизм государ­ства.

См.: Удачина Л.В. Структура и функции как выражение сущности // Взаимосвязь категорий: Сб. статей. Свердловск, 1970.

2 Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С. 55.

Связующим звеном между сущностно-субстанциональным и функ­циональным анализами является исследование свойств объектов (государства, права и т.д.) и реализация этих свойств в отношениях с другими объектами в функциях. Между сущностью объекта (в фило­софском смысле) и функциями объекта лежат его свойства. Это один из исходных принципов функционального исследования любых социальных и естественных объектов.

Введением в понятийный аппарат функционального исследования го­сударства (права и др.) понятий " свойство" и " отношение" мы хотим пополнить систему категорий функционального метода исследования, использовавшихся нами в ранее проведенных исследованиях. Дело в том, что философские категории " свойства вещи", " способность ве­щи" и " отношение" лежат в основании категории " функция". Их объ­яснительные возможности в познании функции государства, права и других явлений поистине огромны и уникальны. Именно с них, а не только с " социального назначения государства", как мы полагали ранее, должен начинаться функциональный анализ государственных и право­вых явлений. Они - базовый источник функции, ее основание.

По К. Марксу, "...свойства данной вещи не возникают из ее отно­шения к другим вещам, а лишь обнаруживаются в таком отношении...".

Свойства вещи относятся к ее сущности. Эти свойства прояв­ляются в отношении вещи к другим вещам (предметам), обнаруживают­ся в ее функциях. Поэтому в философии " функция" в самом общем смысле определяется как " внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений". Данные свойства имплицитно (внутренне), генетически присущи объекту (государству, праву и т.д.). Они проявляются в процессе функционирования объекта, в его отноше­ниях с другими объектами. Причем в отношениях с другими объектами свойства данного объекта (предмета) проявляются не все, а какая-то их часть. Это обстоятельство лежит в основе выделения конкретных функ­ций объекта, построения их системы исходя, во-первых, из сущностных свойств самого объекта (например, государства, права и т.п.), его по­тенциальных способностей и, во-вторых, из характера предмета, с кото­рым этот объект вступает в отношения, на который он функционально воздействует.

В этом смысл отстаиваемого нами подхода к функции государства (и права) как к единству его социального назначения, определяемого " заданностью", императивами общества к государству и связанными с этой " заданностью" свойствами государства; объектной направленности функции (отношение к другим предметам - объектам функции) и про­цесса функционального воздействия.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 67.

2 Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. М., 1968. С. 389.

Мысль о том, что функции обусловливаются прежде всего свойст­вами функционирующего социального явления, все более утверждается в научной литературе и, что важно, в исследованиях таких феноменов, которые до последнего времени еще не были (или почти не были) объ­ектом функционального анализа. " Функции государственной службы, -справедливо отмечает Ю.Н. Старилов, - обусловливаются ее внутрен­ними свойствами и принципиальными чертами, раскрывающими ее сущность и социально-правовые назначения".

Возможно, в цитированном высказывании союз " и" в первом упот­реблении было бы правильнее заменить выражением " и другими", по­скольку " внутренние свойства" государственной службы относятся как раз к " принципиальным чертам" сущности этого явления.

Свойства государства, которые непосредственно порождают его от­ношения к объектам функционального воздействия, являются ос­нованием функции. Эти свойства объективно присущи государству, за­ложены в нем генетически. Пока нет объекта функционального воздей­ствия, указанные свойства существуют как возможность, предрасполо­женность, потенциальная способность.

По Аристотелю, свойства вещи не могут существовать в отрыве от самой вещи: свойства придают вещи определенность, являются ее при-знаками: Указанные выше " предрасположенность", " потенциальная спо­собность" в философии называются диспозиционными свойствами предмета.

В юридической литературе в исследованиях по функциям тех или иных государственных и правовых явлений можно встретить утвержде­ния, что свойства, например, государства или права якобы включают отношения с объектом и являются результатом взаимодействия феноме­на (государства, права и т.д.) с объектами функционального воздейст­вия. " Когда говорят о свойстве, - пишут К.Д. Лубенченко и А.А. Ма-тюхин, - то подразумевают имплицитно, что оно есть результат взаимо­действия данного объекта с другими явлениями, т.е. результат его функционирования" 2. Выше отмечалось: свойства данной вещи не воз­никают из ее отношения к другим вещам, а лишь обнаруживаются в таком отношении (К. Маркс). Суждение К.Д. Лубенченко и А.А. Ма-тюхина неточно, ибо свойства права (и государства) есть нечто внут­ренне присущее праву. Они не возникают из взаимодействия права с другими объектами, а лишь обнаруживаются в них; они не результат взаимодействия, а только обнаруживаются в нем.

1 Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Воро­неж, 1996. С. 46.

2 Лубенченко К.Д., Матюхин А.А. О функциональном подходе к ис­следованию социалистического права // Методологические проблемы юридиче­ской науки: Сб. науч. трудов / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1985. С. 7.

Свойства права (государства) существуют в силу наличия, бытия са­мого права (государства). Они могут существовать как предраспо­ложенность, диспозиция, как принадлежащий праву (государству) при­знак, образуя лишь основание функций этих явлений. Переводя эти фи­лософские положения на язык права, предлагаем следующую цепь рас­суждений, ведущих к уяснению природы, генезиса функции.

Проиллюстрируем это на примере понятия функции права, давно и во многом успешно разрабатываемого как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках. Считаем, что предлагаемый подход к выявлению природы, генетических корней функции права применим для уяснения природы функций других феноменов, в частности государства и государственного управления.

Свойства права, например, быть регулятором общественных отноше­ний, заложенные в самом праве, его природе, выступают как предрас­положенность права к регулированию этих отношений, возможность и способность права воздействовать на общественные отношения и пове­дение людей, которые являются объектами функций права. Тем самым свойства права входят в его функции, но это еще не функции права как целое, а только их основание.

Для того чтобы свойство и потенциальная способность права воздей­ствовать на общественные отношения приобрели характеристики функ­ций права, включаясь в функцию, необходимо возникновение отноше­ния права к предмету его функционального воздействия. Для уяснения такого отношения в методологическом плане представляет интерес суж­дение К. Маркса о различии реального отношения и потенциального свойства при определении им понятия " способность веши": " Отношение одной вещи к другой есть отношение этих двух вещей ме­жду собой... способность вещи есть, наоборот, нечто внутренне прису­щее вещи, хотя это внутренне присущее ей свойство может проявляться только... в ее отношении к другим вещам" 1.

Диспозиционные свойства права, понимаемые как потенциальные возможности права, его способность регулировать общественные отно­шения вместе с обусловленным потребностями гражданского общества социальным назначением права, составляют в функции права должное в правовом воздействии на объекты функции, ведущую (сущностную) сторону содержания функции права. Через эту способность и социаль­ное назначение права, заложенные в праве возможность и социальную потребность (должное) происходит " перелив" сущности права в его функциональную деятельность (сущее), в конкретные взаимодействия, в которые право вступает в процессе своего функционирования. Функция права в таком понимании несводима ни к социальному назначению пра­ва или его потенциальной способности, например, регулировать обще-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. 3. С. 143.

ственные отношения, ни к содержанию функционального воздействия, деятельности. Указанные социальное назначение и способность права могут существовать в потенции, оставаться в большей или меньшей степени нереализованными. С другой стороны, правовое воздействие (" деятельность") не всегда бывает функциональным (может быть и дис­функциональным) и сущностным для права. Фактическая деятельность может нести в себе элементы субъективизма, волюнтаризма, бюрокра­тизма и других негативных проявлений, которые в особых условиях мо­гут сопровождать процесс функционирования права (как и государства). Сущностные свойства права, понимаемые как проявления его сущности, и социальное назначение права целенаправляют, упорядочивают, при необходимости корректируют правовое воздействие в соответствии с функцией, являясь ее элементом и тем самым придавая функции объек­тивный характер (тогда как другое слагаемое функции - деятельность -субъективна по своей природе). В функции права " способность" права и его социальное назначение (должное) соотносятся с функциональным действием (сущее) как сущность и проявление сущности.

Через свойства права и его социальное назначение функция связана с сущностью права. Сущность права обусловливает его свойства и вме­сте с ними образует его субстанцию. Как уже отмечалось, свойства права не могут существовать в отрыве от его сущности. " Из других ря­дов сущего ни один не может существовать отдельно, лишь одна сущ­ность может" 1.

Другие ряды сущего - свойства и отношения права. Они придают праву определенность, являются его признаками. В процессе функцио­нирования права его свойства, способности и социальное назначение реализуются в реальные отношения. Превращаясь в реальные отноше­ния, диспозиционные свойства и проявляются в них.

В философской литературе отмечалось, что свойства недостаточно понимать только как потенциальные возможности, они суть и признаки, реально присущие предмету сами по себе. Отмечалась также способ­ность предмета приобретать новые свойства, новые отношения к другим предметам. Отношения между предметами и порождаются свойствами этих предметов, и порождают их свойства. Противоречие здесь кажу­щееся. Право, обладая свойством регулировать общественные отноше­ния, в процессе своего функционирования оказывает регулирующее воздействие на эти отношения. В свою очередь, в процессе функциони­рования право приобретает новые регулирующие свойства и способно­сти воздействовать на эти отношения.

С этими свойствами и способностями права связаны процессы до­стижения все большей эффективности и целостности правового воз­действия, а также происходящие в известных границах расширение и углубление правового регулирования.

1 Аристотель. Метафизика. М.Л., 1934. С. 188.

Реализуя свои регулятивные и иные свойства, право приобретает но­вые свойства, связанные с развитием его регулятивной (или иной) спо­собности. Развивая эти способности, право получает и способность при­обретать новые отношения к объектам правового воздействия, расши­рять свое воздействие на эти объекты вглубь и вширь. Этим методоло­гическим принципом можно объяснить широко распространенные на страницах юридической печати высказывания об усложнении функций права, возрастании его роли (что связано прежде всего с потребностями формирования правового государства и гражданского общества), под­вести под них, так сказать, методологическое обоснование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.