Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты и особенности государства






Государство как институт и организация всегда выделялось среди других окружающих его негосударственных институтов и организаций своей ключевой ролью в политической системе общества, а также своими специфическими признаками, чертами.

Констатируя данное обстоятельство, известный русский ученый-юрист Н.М. Коркунов еще в конце XIX в. писал, что среди разнообраз­ных форм человеческого общения " первенствующее значение должно быть бесспорно признано за государством". Было время, рассуждал ав­тор, когда государство охватывало собой все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек " совершенно поглощался гражданином государства". Да и в настоящее время, делал

Evans P. The Eclipse of the State? Reflections on Stateness in Era of Global­ization. World Politics. 1997. № 1. P. 62-87.

2 Scholte J. Global Capitalism and the State. International Affairs. 1997. № 3. P. 427.

вывод Н.М. Коркунов, хотя наряду с государством существует немало других форм общественного единения людей, " государство все-таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным обра­зом государственной деятельностью" 1.

Исходя из центральной роли, которую неизменно, на протяжении всей истории своего развития, играло государство, оно всегда привлека­ло к себе самое пристальное внимание многочисленных исследователей, пытавшихся понять специфические особенности государства, выявить и раскрыть его основные признаки и черты.

За всю историю развития человечества сложилось множество раз­личных представлений об основных признаках государства и права, ко­торые были высказаны великими мыслителями и политическими деяте­лями разных времен.

Древнегреческий ученый и философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал, например, специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. " Хорошо управляемое государство, - писал он, - есть величайший оп­лот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а поги­бает оно, с ним вместе и все погибает".

Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106-43 гг. до н.э.) рассматривал государство как дело, " достойное народа". Причем под народом им понималось " не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопро­сах права и общностью интересов".

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. В чем оно заключалось? Говоря кратко, в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и законов; в существовании тем или иным образом организованной поли­тической власти. " Все государства, все державы, обладавшие и обла­дающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо госу­дарства, управляемые единовластно", - писал он в своем знаменитом сочинении " Государь".

Каковы же основные признаки, отличающие государственную орга­низацию от догосударственной и негосударственной (политических пар­тий, общественных организаций и пр.)?

Прежде всего это наличие выделенного из общества и нередко стоя­щего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение власт­ных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 235.

материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или за­мещения. Основными составными частями аппарата власти и управле­ния, т.е. аппарата государственной власти, являются органы законода­тельной власти, исполнительной власти, суда, прокуратуры и др.

Каждое общество надеется иметь в государственных органах, у госу­дарственного руля своих лучших представителей. Еще древнегреческий мыслитель; философ Платон (427-347 гг. до н.э.) мечтал об идеальном государстве как справедливом правлении " лучших и благородных". Главную отличительную особенность такого государства Платон видел в том, что в нем преодолевается раскол на бедных и богатых, на безраз­дельно властвующих и полностью подвластных. Обычное государство он рассматривал в виде " множества государств", в котором " заключены два враждебных между собой государства: одно - бедняков, другое - бога­чей; и в каждом из них опять-таки множество государств".

Основным признаком государства является также наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принуди­тельных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.).

Аппарат власти и управления вместе с особыми отрядами вооружен­ных людей в литературе нередко называют публичной властью, прида­вая ей первостепенное значение.

Следует отметить, что в науке нет одинакового понимания и одно­значного толкования публичной власти. Обычно ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства, иногда как сино­ним государства.

Однако, несмотря на подобные расхождения, все авторы едины в том, что наличие публичной власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, в корне отличающей ее от догосударственной, первобытно-общинной организации.

В условиях первобытного строя власть имела общественный харак­тер. Она целиком совпадала непосредственно с населением. В общест­ве не было людей, которые не занимались бы производительным трудом, а только властвовали и управляли. Непосредственно производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объединений, существовавших в рамках первобытно­общинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях госу­дарственной организации, а самими занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общества.

Властные функции осуществлялись как через систему органов само­управления - советы родов, фратрий, племен и др., так и непосредст­венно, путем участия в собраниях родовых и иных объединений. Ста-

рейшины родов, военачальники, жрецы и другие лица, выполнявшие властные функции, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа самых уважаемых членов рода. Не в пример государственным чиновникам, за которыми стоит государство с его разветвленным аппа­ратом и принудительными органами, любой вождь, жрец или старейши­на рода опирался лишь на моральный авторитет, уважение и поддержку членов этого объединения.

Общественная власть, возникшая и укрепившаяся в условиях перво­бытного общества, основанного на материальном и социальном равенст­ве всех его членов, не могла успешнр функционировать на более позд­них этапах, в условиях общества, расколотого по материальному и дру­гим признакам на имущие и неимущие классы, социальные слои и группы. Общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью. Говоря о социальной роли публичной власти, необ­ходимо отметить, что, распространяясь и охватывая своими велениями все общество, она всегда и во всех государствах обслуживала в первую очередь интересы господствующих кругов. При этом она неизменно бы­ла яблоком раздора между противостоящими друг другу классами.

Среди основных признаков государства выделим такой признак, как разделение населения по территориальным единицам. В отличие от первобытного строя, где общественная власть распространялась на лю­дей по кровно-родственному признаку, в зависимости от их принадлеж­ности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. С образованием государства жители, по меткому замечанию исследователей, " в политическом отношении пре­вращались в простую принадлежность территории".

Независимо от кровно-родственных связей они выступают на терри­тории государства либо как граждане (в условиях республики), либо как подданные (в условиях монархии), либо лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства, под действие его законов.

Территория государства - своего рода материальная база, без кото­рой оно не может существовать. Это естественное (а не какое-либо иное, в том числе общественное) условие существования и функциони­рования государства.

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательство в дела " своего" общества и государства иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности.

Территориальное деление населения и распространение государст­венной власти лишь на население определенной территории неизбежно

влекут за собой административно-территориальное деление. Вся тер­ритория государств разбивается на ряд административно-территориаль­ных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, про­винции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назна­чение и функции едины - организация государственной власти и управ­ления на занимаемой ими территории.

Одним из основных признаков государства является суверенитет. Что он означает? Во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И во-вторых, независимость ее на международной арене.

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государ­ственных и партийных, общественных органов и организаций.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридиче­ское выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выра­жается способность государства независимо от других государств фор­мировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

В мире всегда существовали и существуют государства с формаль­ным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юри­дически и политически провозглашается, а фактически, в силу распро­странения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, на­пример, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств -победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Известный французский теоретик государства и права М. Ориу ус­матривал факт самоограничения государственного суверенитета и в том, что государственная власть должна подчиняться праву, действовать в рамках права. " Все согласны, - писал он, - что самоограничение долж­но быть", т.е. что политическая власть должна самопроизвольно подчи­няться положительному праву " и столь же самопроизвольно исполнять лежащее на ней обязательство создания положительного права с целью связывания им своей деятельности". Вопрос лишь в том, продолжал М. Ориу, следует ли рассматривать такое самоограничение как " акт

или решение субъективной воли государства или же это есть результат объективной государственной организации? " 1

Ответ на данный вопрос автор искал в разделении государственного суверенитета как понятия " весьма богатого", непосредственно связанно­го с " равновесием между правом в действии, каковым является полити­ческая власть, и осуществившимся правом, которое есть положительное право", на юридический и политический, или " правительственный", су­веренитет. Ответ он искал и в неодинаковом характере соотношения данных видов суверенитета с правом.

Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет народа и суверенитет нации.

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни - общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государ­ства.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее воз­можность и способность определять характер своей жизни, осуществ­лять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Основным признаком государства наряду с отмеченными являются займы и налоги. Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицин­ские, культурные, воспитательные и иные программы.

На протяжении всей истории развития государства особо важное значение для его содержания имели налоги. Они всегда были главным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обя­зательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граж­дан и юридических лиц.

По способу взимания они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов и имущества граждан и юридических лиц прямо, непосредственно. Косвенные - опосредованно, путем включения их в стоимость производимой продукции или путем прибавления их к цене товаров.

Виды, размеры и количество налогов могут быть самыми разнооб­разными, они зависят от типа и характера самого государства и общест­ва, а также от существующих в той или иной стране традиций и нравов.

В числе основных признаков государства в отечественной и зару­бежной юридической литературе иногда называется такой признак, как наличие населения.

1 Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 46.

Этот признак особо выделял, например, Г. Еллинек. Он писал: " Люди, входящие в состав государства, образуют в своей совокупности его население. Подобно территории население имеет в государстве двоякую функцию" 1.

Отождествляя, по существу, два разных понятия - " население" и " народ", автор рассматривает население (народ), с одной стороны, как субъект государственной власти, а с другой - как ее объект. В этом, собственно, и заключается, по мнению Г. Еллинека, двоякая функция, точнее, роль, населения (народа) в любом государстве.

Не вдаваясь в анализ рассуждений автора относительно места и роли населения в государстве, по существу поставленного им вопроса о на­селении как об одном из основных признаков государства можно ска­зать следующее. Данная постановка вопроса, точнее, ее оправданность, вызывает определенные сомнения, поскольку она не отражает специфи­ки государства как института и организации. Поскольку население яв­ляется " составной частью" не только государственной, но и догосудар-ственной организации, то с таким же успехом можно сказать, что оно (население) выступает в качестве основного признака как государствен­ного, так и первобытно-общинного строя. Из этого следует, что населе­ние само по себе не может выступать в качестве отличительного при­знака государства. Любое иное утверждение является весьма спорным.

Таковым же представляется и мнение авторов, считающих, что в ка­честве основного признака государства может выступать наличие у го­сударства " самостоятельной принудительной власти".

Одним из авторов, разделяющих данную точку зрения, являлся Н.М. Коркунов. В работе " Лекции по общей теории права" он настаивал, что " действительной отличительной особенностью государства" является то, что " оно одно осуществляет самостоятельно принудительную власть". Все иные союзы, пояснял автор, " как бы они ни были само­стоятельны в других отношениях, функцию принуждения осуществляют только по уполномочию и под контролем государства". Так, если цер­ковные органы " осуществляют иногда и принуждение, в каждом данном государстве они пользуются принудительной властью лишь в тех преде­лах, в каких это допускает местная государственная власть" 2.

Таким образом, заключал Н.М. Коркунов, государство является " как бы монополистом принуждения". Государственный порядок тем прежде всего и отличается от любого иного порядка, " что это мирный порядок, не допускающий частного насилия, самоуправства". При нем только государственные органы наделены " самостоятельным правом принужде­ния. Частные лица и другие общественные союзы допускаются к осуше-

Еллинек Г. Общее учение о государстве. С. 295. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. С. 239.

ствлению принуждения лишь настолько, насколько это допускает госу­дарство, и под его контролем" 1.

Данное мнение о наличии " самостоятельной принудительной власти" у государства как основном признаке государства вызывает сомнение по следующим двум причинам.

Во-первых, в силу того, что оно характеризует государство исклю­чительно как принудительный инструмент, не принимая во внимание, что государство в своей деятельности использует не только принужде­ние, но и убеждение. А поэтому нет никаких оснований при рассмотре­нии основных черт и особенностей государства выделять в качестве такового принуждение, забывая при этом об убеждении.

А, во-вторых, по той простой причине, что рассматриваемое мнение игнорирует тот факт, что " самостоятельная принудительная власть" свойственна не только государству, но и в определенных пределах каж­дой негосударственной организации.

Политической партии, отраслевому или любому иному профсоюзу, молодежной ассоциации или любой иной негосударственной организа­ции нет необходимости испрашивать у государства разрешение на при­менение принудительных мер (исключение из своих рядов и пр.) в от­ношении своих членов, нарушающих уставной порядок. Принудитель­ные меры в данном случае осуществляются негосударственными органи­зациями самостоятельно, без какого бы то ни было " государственного уполномочения" и вне всякого государственного контроля.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что применение принудительных мер не является только прерогативой государства. Они широко используются и негосударственными объединениями. А поэтому рассматривать " узаконенное принуждение" или " самостоятельную при­нудительную власть" как специфический, к тому же основной, признак государства представляется неправомерным.

Кроме основных признаков, каждое государство характеризуется своими символами, памятными датами, атрибутами. У каждого госу­дарства свои гимн, флаг, установившиеся правила официального пове­дения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Они, как правило, отличаются краткостью, экспрессивностью и легкой произносимостью. Вместе с присущими каждому государству основны­ми признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями - с другой.

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. С. 239.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.