Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Социально-психологические характеристики группы






Лекционные вопросы:

1. Понятие группы. Классификация групп.

2. Личность в группе: социальная идентификация.

3. Понятие малой группы. Типология малых групп.

4. Условия образования малых групп. Формальная и неформальная структура группы.

5. Уровни развития малых групп.

6. Групповые эффекты.

 

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько разновидностей малых групп:

По порядку возникновения:

первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Для неё характерны следующие признаки:

1) малочисленный состав;

2) пространственная близость членов;

3) длительность существования;

4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

5) добровольность вступления в группу;

6) неформальный контроль за поведением членов.

вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);

По общественному статусу:

1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;

2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают.

По непосредственности взаимосвязей:

1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;

2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).

По уровню развития или сформированности межличностных отношений:

1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.);

2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).

По значимости:

1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения. В представлениях индивидуума группы могут быть:

«положительными» – группы, с которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.

«отрицательные» – группы, которые вызывают у индивида неприятие.

2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.

Другие виды групп:

1) постоянные (существуют длительное время (политическая партия, школа, институт и т. д.) и временные (существуют непродолжительный период времени (купе поезда, люди в кинозале и т. д.);

2) естественные (семья) и группы психологического и других видов подобия (классы, партии);

3) организованные и стихийные и др.

 

 
 

Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Группа имеет следующие психологические характеристики

 

По психологическим характеристикам различают:

1) группы членства;

2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции:

I) социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов;

2) нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

 

Усилиями социальной психологии, в основном благодаря работам Э. Эриксона, исследования идентичности заняли одно из центральных мест в современ­ных социальных науках. Им в опреде­ленной мере разграничиваются понятия «идентичность» и «идентификация». Эриксон выделяет в личности два уровня — персональный и социальный и считает социальную идентичность продуктом взаимодействия личности и общества. Поэтому идентичность рассматривается им в двух аспектах: 1) эго-идентичность и 2) собственно социальная идентич­ность, где есть групповая и психосоци­альная составляющие. Процесс фор­мирования социальной идентичности можно представить как состоящий, по крайней мере, из трех этапов. На пер­вом этапе индивид самоопределяется как член некоторой социальной группы (групп), на втором — включает в свою Я-концепцию общие характеристики своих групп, усваивает характерные для них нормы и стереотипы поведения, а на третьем — усвоенные нормы и стерео­типы социальной группы становятся уже внутренними регуляторами личности.

В трактовке Эриксона, наибольшее зна­чение для формирования социальной идентичности имеет период отрочества, когда относительно завершается форми­рование личности, но процесс становления идентичности не может быть за­вершен окончательно никогда. В связи с этим есть некоторая неизбежность пе­риодического возникновения кризисов идентичности на протяжении всей жизни человека. Если идентичность формиру­ется в процессе социальной интеракции, то в случае, когда интеракция осуществ­ляется неадекватно, она порождает от­чужденность. Как следствие — возникает кризис идентичности. Трактовка кризисов идентичности Т. Парсонсом осуществ­ляется через проблему идентификации индивидом себя с различными соци­альными ролями. По его мнению, боль­шое значение приобретает практическая неизбежность внешнего и внутреннего оценивания ролей (даже гендерных или возрастных) и качества их исполнения. Давлением подобных оценок и может быть спровоцирован кризис идентичности, осо­бенно с достижительными ориентациями.

Обобщая накопленную информа­цию, можно сказать, что социальная иден­тификация — это процесс формирования социальной идентичности посредством соотнесения и отождествления с социальны­ми образцами, группами, ролями, типами, признаками, качествами и свойствами.

Социальная идентичность — результат социальной идентификации. Разделение этих понятий сопряжено с определен­ными сложностями, поскольку они взаимообусловлены и одно невозможно без другого: идентичность определяется ка­чеством идентификаций, идентифика­ции в свою очередь зависят от состоя­ния и свойств идентичности.

Социальная идентификация и социальная идентич­ность личности — соотнесение индиви­дом себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как свои, по отношению к которым он в наибольшей степени способен ска­зать и почувствовать «мы» (гендер, се­мья, религия, этнос, профессия и т.п.). В такого рода общностях реализуются основные человеческие потребности (от самых примитивных до творческих и ду­ховных). Хотя в обоих понятиях налицо признаки амбивалентности, идентифи­кации можно присвоить больше динами­ческих характеристик, идентичности — статических. Отождествление себя с кем-либо или чем-либо может осуществляться через поиск и распознавание общих при­знаков, посредством классификации и обобщения этих признаков до целостных образов и социальных типов (в том числе через анализ знаковых и символических систем, присущих соответствующей общ­ности) и последующее их воспроизводство. Но идентификация может рассматриваться и как своего рода копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить на этого человека. Подобная идентификация базируется не столько на наличии общих признаков, сколько на желании их иметь, и носит достижительный характер.

В сложном социуме XXI в. присутству­ет множество достигаемых идентифика­ций. Радикальным примером такого по­иска и конструирования идентичности может служить изменение пола. Иден­тификация со «своими» группами и об­щностями одновременно предполагает определенное дистанцирование от «дру­гих» или «чужих», выбор соответствую­щих моделей поведения и взаимодействия (толерантных, конфликтных, построен­ных на солидарности или противостоя­нии и т.п.), а также осуществление соответствующих социальных практик. Социальная идентичность зависит не только от межгрупповых различий, но и от степени гомогенности собственно группы. Социальная идентичность лич­ности включает иерархизированный набор различных социальных положений, сре­ди которых есть главные и второстепен­ные, центральные и периферийные, ме­сто в иерархии которых определяется как социальными, так и индивидуально-лич­ностными факторами. В частности, ак­туализация той или иной идентифика­ции может быть ситуативной, вызванной соответствующими ей обстоятельствами. Социальная идентичность личности стремится к целостности и позитивности и, безусловно, базируется на основаниях социокультурного контекста общества. В определенном понимании такая иден­тичность есть смысл и непрерывность Я.

В процессе социальной идентификации личности происходит своего рода квалифицирование индивидом групп и их признаков, когда посредством социально­го сравнения им присваивается опреде­ленный статус, позитивно или негативно окрашенный. «Своя» группа, с которой добровольно идентифицирует себя ин­дивид, должна давать ему возможность для позитивной самореализации, посколь­ку индивид стремится к поддержанию стабильной личной идентичности. По­этому в «своей» группе социальное срав­нение может быть не вполне адекватным и осуществляться в таких измерениях и по таким основаниям, которые при­дают ей позитивную отличительность от других, а значит, допускают позитивную идентификацию, которая необходима для психологического комфорта лично­сти и поддержания целостности лично­сти. Подобная идентификация может носить характер своеобразного ингруппового фаворитизма, обратной стороной которого может являться аутгрупповая враждебность (например, по отношению к другим этническим группам), которая может возникать и без выраженного противостояния, но лишь на базе существу­ющих стереотипных представлений.

Если результаты сравнения с другой группой неблагополучны, оценки «сво­ей» группы негативны, позитивная иден­тификация здесь не представляется воз­можной. В этой ситуации могут быть использованы различные стратегии со­циального поведения индивида, направ­ленные на достижение более позитивной социальной идентичности: 1) социальная мобильность, когда человек будет стре­миться покинуть свою группу и перейти в более высокостатусную, 2) социальное творчество или 3) социальная конкурен­ция, которые могут выглядеть как свое­го рода вызов или даже перерасти в пря­мой конфликт с большинством. Все эти стратегии связаны с определенным со­циальным риском, могут сопровождаться формированием отклоняющихся иден­тификаций и кризисом идентичности.

Очевидно, что в различных типах об­щества социальная идентификация лич­ности имеет специфику реализации. Чем более развито общество, тем шире и раз­нообразнее пространство идентифика­ций, тем сложнее структура социальной идентичности и меньше ее устойчивость, возможность сохранения целостности. Особенно это касается периодов активных социальных изменений, которые отли­чаются кризисом ее механизмов и осно­ваний и соответственно идентичности.

Взаимоотношения пpoявляютcя как форма совместной деятельности в виде контактного общения и социально-психологических явлений:

- межличностные психологические отношения - симпатия, антипатия, безразличие, дружба, неприязнь и т.д.,

- социально-психологические явления

- соперничество, подражание, взаимные требования, сопереживания и т.д.

 

Подражание - это образы, которые формируют общество, личность в соответствии со своими экономическими, нравственными, социальными потребностями, ориентациями, профессиональными целями.

Соревнование, соперничество - как стимулятор активности личности.

Самоутверждение личности - это ее действенное стремление занять и удерживать в системе психологических отношений в коллективе определенную позицию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.