Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стресс и его природа






ТЕМА

СТРЕССЫ. ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССОВ

В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ


Стресс и его природа

Причины и источники стресса в организациях

Профилактика стрессов в деловом общении

Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения

Стресс и его природа

В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Разрушающее воздействие психологического стресса отмечается даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях. Оно приводит к нарушению дееспособности организации, к потере кадровых ресурсов. Стресс негативно сказывается как на конкретных людях – их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде. Стрессы влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.Проблема организационных стрессов является точкой пересечения многих дисциплин в том числе физиологии и медицины, психологии, социологии и политики.

Стресс (от англ. stress – напряжение) – это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением) психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Понятие «стресс» часто используется для описания системы состоя-ний человека в необычных, нетипичных, экстремальных обстоятельствах на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Г. Селье выявил и описал три стадии в развитии стресса и стрессовых состояний. Это стадия тревоги, при которой происходит мобилизация исходных сил организма, стадия сопротивления (резистентности) – устойчивости к воздействию различных факторов) и стадия истощения, которая отмечается при воздействии интенсивного раздражителя или при длительном воздействии слабого раздражителя, а также при функциональной слабости приспособительных (адаптивных) механизмов организма (рис. 1).

 

 


Рис. 1. Динамика стресса

 

Общая картина психологических реакций на стресс может быть достаточно специфичной. На ее формирование влияют вносят и качественное своеобразие раздражителя, стрессора – стимула, вызывающего стрессовую реакцию, и индивидуальные особенности организма.

Стрессоры (стресс-факторы) – это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.

Сущность реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимых для преодоления «препятствия», и возвращениие организма к нормальным условиям существования. Биологической функцией стресса является адаптация – приспособление человека к окружающей среде. Таким образом, стресс предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий различной модальности – как психических, так и физических.

По Г. Селье, существуют два синдрома стресса: эустресс-синдром идистресс-синдром. Эустресс-синдром активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Определенная степень стресса может быть даже полезной человеку, так как играет мобилизирующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям.

Однако сильный и затянувшийся стресс приводит к снижению адаптационных возможностей и имеет негативные последствия для организма человека (психологические и физиологические). Это чрезмерное напряжение, снижающее возможность организма адекватно реагировать на требования внешней среды получило название дистресс-синдрома. Дистресс, протекающий в наиболее крайних формах, называемых гиперстрессом, может парализовать волю человека, его интеллектуальную деятельность. Состояние дистресса соответствует третьей из выделенных Г. Селье стадий стрессового реагирования.

Поведение людей в таких случаях может быть различным. У одних это может проявиться импульсивная, некотролируемая активность, у других возникает состояние ступора, заторможенности. В определенной степени такие реакции на гиперстресс обусловлены своеобразием типов высшей нервной деятельности (ВНД).

Не следует избегать стресса. Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Необходимо, как советуют психологи, тщательно изучив самого себя, обнаружить тот уровень стресса, при котором Вы чувствует себя наиболее комфортно.

Обычно выделяют следующие разновидности стресса (рис. 2).

Физиологический стресс является тотальной мобилизацией сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям. В ответ на экстремальную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций. При физиологическомстрессе организм человека отвечает не только защитной реакцией (изменением адаптивной активности), но и комплексной обобщенной реакцией, часто мало зависящей от специфики воздействующего раздражителя.

 

 


Рис. 2. Виды стрессов

 

Психологический стресс подразделяется настресс информационный и стресс эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и др. При этом различные его формы: импульсивная, тормозная, генерализованная – приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

Социогенный стресс. Социальная действительность (политическая, экономическая, семейно-бытовая и т.п.) может явиться для человека мощным стрессогенным фактором. Социальными стрессорами могут служить конфликты социального и межличностного характера, утрата работы, препятствия на пути к достижению цели и т.п.

Природообусловленный стресс. Исключительно сильное стрессогенное воздействие на человека оказывают климатические и географические условия его жизнедеятельности, природные процессы, катаклизмы, катастрофы (ураганы, наводнения, землетрясении, извержения вулканов и т.п.).

Техногенный стресс обусловлен опасностью, идущей от техники, для жизни и деятельности людей.

Аутогенный стресс. Причиной стресса, стрессорами являются те или иные черты личности (обидчивость, мнительность, чувство неполноценности и т.д.).

Травматический стресс – это переживания нетипичного характера, результат особого взаимодействия человека со средой. При травматическом стрессе возможны проявления интенсивных негативных переживаний при столкновении человека с чем-то, напоминающим травматическое событие.

Рабочий стресс. Возникает из-за причин, связанных с работой – условий труда, места работы.

Профессиональный стресс связан со средствами, технологией, режимом осуществления той или иной профессиональной деятельности.

Организационный стресс. Возникает вследствие негативного влияния на работника особенностей той организации, в которой он трудится.

Три последних вида стресса близки между собой, но не синонимичны. Целесообразно использовать тот или иной из них в зависимости от того, какие именно факторы выходят на передний план. Однако в литературе, посвященной проблеме стресса, данные термины нередко используются как синонимы.

Под влиянием тех или иных стрессовых ситуаций или их совокупности у людей и возникают соответствующие психические стрессовые состояния. Диагностика и коррекция стрессовых состояний будут более осмысленными, предметными и успешными на общем фоне представлений о психических состояниях человека.

Психические состояния – это своеобразие функционирования психики человека в данный момент или в течение какого-то времени.

Эти состояния характеризуют определенный настрой психики человека, ту или иную функциональную готовность. Психические состояния играют исключительно большую роль в жизнедеятельности человека, поскольку регулируют поведение и деятельность людей.

Под стрессовыми состояниями понимают различные состояния людей, которые возникают и развиваются у них в экстремальных условиях, обстоятельствах.

Стрессовые состояния (подъема, готовности, мобилизованности, апатии, страха, уныния и т.п.) могут иметь как личностный, так и групповой характер. В зависимости от уровня и степени выраженности стрессовых состояний они по-разному воздействуют на психические, физиологические и физические возможности человека: могут повышать либо, наоборот, снижать качество деятельности и поведения людей.

По характеру влияния на деятельность и поведение человека психические состояния могут быть стеническими, способствующими успешности действий, и астеническими, отрицательно влияющими на деятельность и ее результаты (рис. 3).

Стенические психические состояния личности: активность, подъем, энтузиазм, мобилизованность психики, уверенность, решимость и др.

Астенические психические состояния личности: пассивность, утомление, усталость, тревожность, страх, деморализованность, фобические состояния и др.

 

 


Рис. 15. 3. Объективные характеристики стресса

Из всего этого следует, что стрессовые состояния могут быть как позитивными, носящими конструктивный характер, так и негативными, имеющими деструктивный характер (рис. 4).

 

 

 


Рис. 4. Позитивные и негативные психические состояния

в стрессовых ситуациях

 

Решающим фактором, определяющим механизмы формирования психических состояний у человека, в том числе и стрессовых, являются не только и даже не столько объективно существующая ситуация, степень ее опасности, сложности, трудности, новизны, неожиданности, сколько ее понимание и оценка человеком, субъективная, личная значимость, характер и отношение личности к этой ситуации.

Причины и источники стресса в организациях

Организационный стресс – психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах.

Иными словами организационный стресс проявляется в напряжении адаптационных механизмов в ответ на определенную организационно-производственную ситуацию. Авторы книг по основам менеджмента выделяют следующие факторы, способные вызвать стресс: организационные, организационно-личностные, организационно-производственные (рис. 5).


Рис. 5. Причины и источники организационного стресса

 

Общим признаком и причиной организационного стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника.

К перечисленным причинам можно добавить и другие, наносящие немалый урон стрессоустойчивости человека:

§ нарушение чувства комфорта и безопасности труда;

§ дефицит времени для завершения плановых заданий;

§ трудные и ранее не знакомые производственные задачи;

§ конфликты с вышестоящими руководителями, с подчиненными, потеря руководителем своего авторитета и управляющего влияния на коллектив;

§ несправедливые наказания, незаслуженное осуждение или пристрастная критика, лишение вознаграждения;

§ резкое нарушение обычной системы (порядка) работы и т.д.

Значимыми причинами организационного стресса выступают слабости руководства и неудовлетворительный психологический климат. В последнем случае нарушается профессиональная взаимоподдержка коллег. В результате ограничена возможность обсудить профессиональные проблемы, получить одобрение, поддержку и успокоение от осознания того, что коллеги переживают те же трудности.

К негативным последствиям организационных и профессиональных стрессов можно отнести:

§ снижение трудовой мотивации и волевого контроля;

§ текучесть кадров;

§ увеличение числа несчастных случаев на производстве, повыше-

ние конфликтности в коллективе;

§ снижение производительности;

§ переживание депрессии и переутомления;

§ переживание одиночества и неудовлетворенности жизнью и

многие другие комплексные переживания, называемые стресс-синдрома-ми.

Чем выше привлекательность работы в данной конкретной организации, чем больше уверенность в карьерном росте или стабильности и удовлетворенности профессионально й самореализацией и качеством жизни, которую обеспечивает работа, тем меньше вероятность переживания дистресса.

Руководитель должен знать, что профилактика стрессов должна на-чинаться с выяснения причин, их порождающих. Для этого важно не только распознавать симптомы, являющиеся признаками нередко скрываемого стресса, у своих сотрудников, но и диагностировать такие состояния у себя самого. Различают три группы признаков стрессовых состояний: физические, психологические и поведенческие (рис. 6).

 

 


Рис. 6. Основные признаки стресса

 

Для специалиста любого профиля чрезвычайно важно знание специфики, истоков, путей, средств и способов нейтрализации одних и актуализации других психических состояний, так как именно успех в профессиональной деятельности во многом зависит именно от них. Важно помнить, что характер и степень проявления тех или иных психических состояний зависит не только от объективных условий, но и от субъек-тивного восприятия, от физических, психических особенностей и состоя-ний человека, от того, как складываются его отношения с окружающими людьми.

Оптимальный уровень рабочей напряженности, стимулирующий ра-ботников к профессиональному и личностному росту, способствует их лояльности по отношению к своей организации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.