Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Методика редактирования авторского текста. Лекция №7. Литературное редактирование






Лекция №7. Литературное редактирование

Тема 5. Работа редактора над фактическим материалом текста. Функции фактического материала в тексте. Задачи редактора и общие условия успешности анализа фактического материала. Причины фактической неточности и недостоверности текста. Приемы проверки точности и достоверности фактов. Оценка цитат.

 

Что понимается под фактом? Обычна такая трактовка: факт это то, что действительно произошло; это истина; это знание, достоверность которого доказана. Понимание факта в журналистике и в редактировании разнится. В теории журналистики факт – а) фрагмент действительности и б) результат осмысления, переработки информации. Для журналиста факт всегда соотносится с суждением о событии, служащему утверждению истинности или ложности определенных положений, выяснению связей и отношений между явлениями и т.д.

Для редактирования важно, как именно факт воплощен в тексте, какую роль он там играет, как он передан средствами языка. Термин «фактический материал» в теории редактирования охватывает все опорные для текста элементы, передающие смысл и предметные отношения. Фактический материал реализуется в текстовых конструкциях, которые обозначают не только события, но и «кусочки действительности» – вещные элементы предметного ряда, свойства, качества, состояния, наименования лиц, событий, отношений, количеств и т.д.

Фактический материал в тексте массовой информации может выполнять 3 функции:

- собственно информация,

- аргумент в логических построениях,

- иллюстрация тех или иных положений.

Нередко полагают, что главная задача редактора при анализе текста с фактической стороны – проверить достоверность фактического материала. Достоверен он – хорошо, недостоверен – плохо. Убедиться в достоверности фактического материала, конечно, необходимо, т.к. фактическая недостоверность подрывают доверие к изданию. Однако это не единственная и не самая главная задача. По сути дела, фактический материал, привлеченный автором, тот материал, на который он опирается в своих выводах, на котором он строит свои концепции, - этот материал в значительной степени предопределяет убедительность текста, его воздействующую силу не только достоверностью. Без фактов произведение бесплотно. С фактами, пусть верными, но бедными, однообразными, избитыми, - худосочно. С фактами достоверными, но односторонними – обманчиво.

Т.о., при редакторском анализе выделяются следующие задачи: 1) проверить, насколько привлекаемые в качестве опоры для выводов и концепций факты действительно являются необходимыми и достаточными для этого (ср. методологическое требование опираться на всю совокупность фактов); 2) проверить точность и достоверность любых фактов, которыми оперирует автор (необходимо, чтобы то, что выдается в тексте за факт, действительно им являлось, а не вводило читателя в заблуждение, порой безобидное, но иногда весьма опасное); 3) оценить существенность используемых в тексте фактов, их свежесть, выразительность, адекватность функциональному назначению; 4) проверить оптимальность числа фактов одного рода, привлекаемых автором с той или иной целью.

Каковы же условия успешности анализа текста с фактической стороны?

1. Знание предмета текста. Речь идет не о тонкостях, доступных узкому специалисту, а о знании существа предмета, основных фактов, к нему относящихся. Важный принцип здесь – критически относиться к собственным знаниям, не полагаться самоуверенно на то, что здравый смысл и опыт выручат, а стараться вникнуть в предмет, или, по крайней мере, не браться за редактирование текста, предмета которого не понимаешь вовсе.

2. Широкая общая культура, солидный и непрерывно пополняемый запас знаний. Это необходимое условие профессиональной компетенции редактора.

Как легко редактору пропустить грубые фактические ошибки, когда ему не достает таких знаний, можно проиллюстрировать (несколькими примерами):

3. Учет той функции, которую выполняет фактический материал в тексте. Без такого учета верно оценить фактический материал невозможно. Задача редактора – установив роль факта в тексте, оценить, насколько он отвечает своему назначению – убедительно ли выглядит сделанный на его основе вывод, обнажают ли все вместе взятые факты суть событий, яснее ли и понятнее ли становится конкретизируемое ими положение и т.д.

4. Сознательное использование редактором специфических навыков и приемов анализа фактической стороны текста. Чем основательнее ими владеет редактор, тем меньше вероятность, что от его критического взора ускользнет та или иная фактическая погрешность.

5. Установка редактора на то, что в тексте очень вероятна, почти неизбежна ошибка, неточность, недостоверность. Такая установка формирует умение определять все нуждающиеся в проверке объекты текста. Не пропустить фактических ошибок удается лишь тому редактору, который подвергает пристрастному экзамену каждую деталь текста. Вопросы, которые редактор должен задавать себе:

- согласуется ли фактический материал текста с тем, что было мне известно о нем из других источников, или налицо расхождения? так ли это?

- что мне известно об этом?

- что сомнительно?

- чего я не знаю?

- что мне надлежит проверить?

6. Знание общих и специальных источников в данной области, умение работать со словарными и справочными источниками, знание их достоинств и недостатков, умение хорошо в них ориентироваться, умение быстро находить нужную информацию, в том числе в интернете.

Каковы причины фактической неточности и недостоверности текста? Это может быть недостаточная осведомленность автора, неадекватность его представлений действительности, бедность языка, несоблюдение законов логики, техническая небрежность при воспроизведении текста. Часто то, что для автора кажется очевидным, само собой разумеющимся, для читателя таковым не является. Следствие – фактическая неточность и недостоверность текста.

1)Минутная стрелка на больших вокзальных часах не успела пробежать еще и двух кругов, как на пульте оперативного отдела Центральной станции «Скорой помощи» тревожно замигали яркие огоньки. А еще через 45 секунд по Садовому кольцу уже мчалась машина с красным крестом…

2)Март в семье своих «двенадцати братьев» самый удивительный месяц…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.