Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Методика редактирования авторского текста.






Лекция №6. Литературное редактирование

Тема 4. Работа редактора над композицией авторского текста.

Общее понятие о композиции и структуре литературного произведения. Требования к композиции: композиционная целостность текста, обоснованная последовательность его частей, их соразмерность; соответствие композиционных приемов теме, замыслу автора, жанру произведения. Типичные недостатки композиции.

Требования к заголовку: соответствие содержанию, точность, выразительность, яркость. Работа редактора над заголовком авторского произведения.

Методика редакторского анализа композиции текста. Работа над планом как один из этапов редактирования: оценка плана, лежащего в основе авторского текста, разработка плана, улучшающего текст. Техника составления плана.

 

По-латыни композиция означает сочинение, составление, соединение. В соответствии с этим композицией в самом общем плане называют построение, взаимное расположение и соотношение частей какого-либо произведения – словесного, музыкального, живописного, архитектурного и т.д.

Необходимо отличать композицию от смежных понятий – сюжет и фабула. Наиболее распространенным сегодня является следующее понимание сюжета и фабулы: сюжет – это события в их последовательности, развитии, как они изображены в произведении, а фабула – совокупность изображаемых в произведении событий.

В школьной трактовке композиция – этапы развертывания сюжета (экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка). Однако такое расположение частей необязательно даже в художественном тексте. Более точно соотносится с потребностями редактирования другое понимание композиции - как мотивированного расположения «отрезков», или сегментов, текста. Очевидно, что композиция текста тесно связана с его содержанием. Для понимания сущности композиции очень важно определить, из каких именно компонентов она складывается.

Анализ и совершенствование композиции текста массовой информации – существенный и обычно первый этап его редактирования. Начинающий редактор часто начинает работу над текстом с устранения недочетов языка и стиля. Но нередко вся эта работа оказывается напрасной, т.к. при более детальном рассмотрении текста в нем могут обнаружиться существенные конструктивные просчеты, и после их устранения всю стилистическую правку приходится делать заново. Т.о., только убедившись, что текст «построен», можно переходить в его шлифовке. Основная задача редактора при работе над композицией текста – обеспечение его целостности и связности. Анализ композиции подразумевает выявление мотивированности расположения частей текста, соразмерности частей, соответствия приемов композиции содержанию и жанру текста.

Специфика текстов массовой информации делает общие требования к композиции более жесткими. Не случайно по отношению к тексту массовой информации часто употребляют такие термины, как «конструкция», «прочность», «конструирование». Четкое выделение центральной проблемы, гармоничное сочетание частей и точное их расположение повышают информативность текста и его эмоциональное воздействие. Умение организовать изложение, продумать композицию – обязательные качества журналиста.

Тексты СМИ, как правило, невелики по объему, поэтому целостность текста должна быть очевидной для читателя. В этом смысле работа над малыми по объему текстами отнюдь не проще, чем работа над многостраничным произведением – вся публикация находится перед нашими глазами.

Редактор должен уметь оценить композиционные приемы, использованные автором. Существует два типа таких приемов: логические и образные.

Первые используются в сугубо информационных материалах, где арсенал средств эмоционального воздействия на читателя ограничен. Основная задача здесь – направить мысль читателя по верному пути, помочь ему адекватно извлечь содержащуюся в тексте информацию. Для этого лучше всего служит логическая схема как основа композиции.

Пример:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.