Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консультирование по проблемам семьи.

· Консультирование по вопросам вступления в брак

· Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка

· Консультирование по проблеме супружеской измены

· Консультирование по проблеме насилия в семье

· Консультирование по проблеме развода

Консультирование по вопросам вступления в брак

Обычно запрос формулируется клиентом в виде просьбы оценить степень психологической совместимости партнеров как будущих супругов. Важнейшими для стадии выбора брачного партнера являются степень согласованности семейных ценностей и ролевых ожиданий в отношении целей и ролевых моделей поведения супругов, а также принятие личностных и поведенческих особенностей партнера и готовность учитывать их в сотрудничестве. Задачей консультирования в этом случае должно стать прояснение семейных ценностей и представлений о принципах и нормах семейного функционирования и ожиданий в отношении ролевого поведения каждого из партнеров и их обсуждение. Вопросы распределения функций в семье, главенства, планирования рождения детей, контрацепции и абортов, сексуальных отношений, супружеской измены, финансовых вопросов и семейного бюджета должны стать предметом открытого и честного обсуждения. Целесообразно использовать формы заданий по характеру распределения бюджета, построению перспективного плана важных жизненных событий семьи с элементами ролевого разыгрывания и творческих заданий проективного типа (например, рисунок «Наша семья через 20 лет») и т.д.

Другими направлениями работы с парой, желающей создать семью, должна стать диагностика психологической готовности к вступлению в брак, включая уровень соответствия требованиям экономической и финансовой самостоятельности, эмоциональной автономии от прародительской семьи, достижения необходимой личностной зрелости для осуществления выбора и принятия ответственности.

Важное профилактическое значение имеет выработка программ, направленных на развитие эмпатии, коммуникативной компетентности, умения разрешать конфликтные ситуации методом «семейного совета».

 

 

Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка

Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка, определяется необходимостью реализации главной цели – формирования родительской позиции матери и отца и подготовке к перестройке семейной системы в связи с рождением ребенка. Основные задачи:

· формирование родительской позиции на ценностно-смысловом и мотивационном уровне, включая родительскую ответственность;

· повышение уровня когнитивной осведомленности о внутриутробном развитии ребенка, течении беременности и родов, их психологическом значении для ребенка и матери;

· повышение уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах развития и воспитания детей младенческого и раннего возраста;

· формирование навыков саморегуляции функциональных и психических состояний, поведения в родах, уход за ребенком;

· оптимизация супружеских отношений, помощь в планировании жизненного стиля семьи, распределение обязанностей после рождения ребенка;

· развитие навыков открытого субъектно-ориентированного эмоционального общения с ребенком в период беременности, помощь в формировании образа ребенка.

Консультирование по проблеме супружеской измены

Супружеская измена может быть разрешена через восстановление супружеских отношений или распад брачного союза. В ряде случаев ситуация измены остается неразрешенной на протяжении ряда лет. Задачи психологической помощи клиенту в случае распада супружеских отношений состоят в построении нового образа жизни, преодолении реакции горя, формирование новых межличностных отношений, которые могут компенсировать утрату. В случае восстановления супружеских отношений задачи консультирования включают: изживание и преодоление реакций ревности, формирование «морали прощения»; формирование умения контролировать свое поведение и аффективные переживания; анализ причин измены и собственных ошибок; построение новых отношений с партнером. Неконструктивным способом психологической работы является стратегия обесценивания как факта супружеской измены, так и самого партнера.

Схема психологического консультирования супружеской измены, предложенную А.Н. Волковой:

1. Формирование картины измены:

· выделение и составление психологической характеристики соперника, руководствуясь которой можно составить представление о возможных причинах супружеской измены;

· определение «нормативности» реакций ревности;

· определение уровня активности поведения ревнующего и преобладающих реакций ревности, их трансформация в более конструктивные формы;

· определение интенсивности реакций, их влияния на жизнедеятельность и исход измены.

2. Исследование личностных особенностей участников супружеской измены, в первую очередь ее «жертвы».

3. Выбор методов психологического воздействия с целью оптимизации работы клиента над проблемой преодоления ревности и восстановления супружеских отношений, безусловно, в тех случаях, когда это возможно.

 

Консультирование по проблеме насилия в семье

Семейное насилие – повторяющиеся во времени с увеличением частоты инциденты множественных видов насилия с целью установления безраздельного контроля над партнером и запугивания его. Цикл насилия включает фазы настроения напряженности, вспышки неуправляемого насилия, в частности физическое избиение, фазу «медового месяца», в которой любовь, покой и покаяния сменяются нарастанием конфликтности и напряженности, т.е. переходом к первой фазе цикла. Семейное насилие как акт агрессии может быть осуществлено между мужем и женой, родителем и ребенком, другими родственниками. Чаще всего потерпевший стороной оказываются женщины и дети. В семье, где мать становится объектом насилия, в большинстве случаев детей постигает та же участь.

В рамках семейного консультирования можно назвать по крайней мере три модели, объясняющие причины насилия в семье. Социокультурная объясняет насилие в семье сложившимися традициями и особенностями социальной организации общества. Традиции патриархальной семьи, где мужчина был единоличным властителем, судьей и исполнителем наказаний, создают предпосылки для воспроизводства правовых норм домостроя в современной семье. Демократизация власти в семье и изменение позиции женщины в обществе приводят к перераспределению главенства в семье, в ряде случаев вызывающему сопротивление изменению прежней системы отношений, и, как следствие, - к насилию. Результат неэффективности ролевой структуры семьи и ее коммуникаций, приравнивая по сути агрессивные действия к действиям неэффективным, а ответственность за их совершение распространяет на обоих участников взаимодействия. Наконец, в психоаналитической модели агрессия мужа в отношении жены рассматривается как следствие искажения в детские годы личностного развития в отношениях с родителями, как проявление нарциссизма, фрустрации, неадекватных защит, низкой самооценки, чрезмерной тревожности и т.п.

Виды семейного насилия:

· физическое насилие – избиение, удары, удушение, ожоги, ограничение доступа жертвы к медицинской помощи, насильственное удерживание и пр. – самый распространенный вид домашнего насилия (95% женщин, обращающихся за помощью, страдают именно от физического насилия со стороны мужа)$

· сексуальное насилие – сексуальное давление, изнасилования, принуждение к половым отношениям в неприемлемой для партнера форме или с третьими лицами, причинение боли, нанесение физического увечья и т.д.

· психологическое насилие – угрозы, оскорбления, постоянная критика, шантаж, жесткий контроль с принуждением к определенным действиям фрустрирующего характера, ограничение удовлетворения потребностей, запреты на общение с друзьями, родственниками, на занятия профессиональной деятельностью и пр., унижение личности, оскорбление ее достоинства и т.п. Психологическое насилие может привести к расстройствам личности, искажению личности, оскорбление ее достоинства и т.п. Психологическое насилие может привести к расстройствам личности, искажению личностного развития, депрессии и страху и, как следствие, к агрессии, направленной на агрессора;

· экономическое насилие – отказ в финансовой поддержки и содержание детей, единоличное распоряжение финансовыми ресурсами семьи, игнорирование нужд и потребностей жены и детей и т.д.

Консультирование женщин по проблеме семейного насилия в настоящее время осуществляется в специализированных кризисных центрах. Задачи психологического консультирования включают:

· стабилизацию эмоционального состояния клиентки;

· исследование проблемы, выявление источников поддержки;

· организацию принятия решения об изменении ситуации (уход от супруга, временное или постоянное раздельное проживание, развод, сохранение статус-кво, переговоры с супругом, совершающим насильственные действия, использование посредничества, обращение в правоохранительные органы для защиты и т.д.) и составление плана действий.

Разработка такого плана подразумевает: обсуждение круга лиц, которые следует обращаться в случаях насилия (соседи, милиция, свидетели); определение убежища, где можно укрыться и получить необходимые для жизни средства; мобилизацию необходимых ресурсов для экстренной эвакуации в случае насилия (документы, деньги, необходимые вещи, лекарства, детские игрушки); разработку плана превентивной сепарации детей в случае угрозы насилия с тем, чтобы они не стали средством шантажа клиента или объектом агрессии со стороны супруга.

 

 

Консультирование по проблеме развода

Говоря о задачах психологического консультирования по проблеме развода, мы имеем в виду лишь случаи, кода решение о разводе супругами уже принято. Более уместно говорить здесь о психологическом сопровождении развода. Необходимость такого сопровождения безусловна, когда в семье есть дети. В значительной степени такое консультирование выполняет информационную функцию.

Основными задачами являются:

· посредничество в разрешении проблем экономического развода супругов в режиме ограниченного времени – территориальные споры, раздел имущества, вопросы материально-финансовой поддержки;

· консультирование по проблеме установления опекунства, согласования условий участия родителя, проживающего отдельно, в воспитании ребенка (частота и продолжительность, территория встреч, участие третьих лиц и пр.);

· консультирование по проблеме подготовки детей к распаду семьи и сепарации одного из родителей (время и форма информирования ребенка о разводе, выработка стратегии и тактики поведения родителей в период развода и постразводный период);

· формирование нового образа семьи, помощь в планировании разрешения проблем, связанных с изменением ролевой структуры семьи и выходом женщины на работу;

· оптимизация детско-родительских отношений типа семейного воспитания как профилактика эмоционально-личностных нарушений детей, переживающих развод;

· сопровождение эмоционального развода, создание сети социальной поддержки разведенных супругов;

· сотрудничество в решении задачи реконструкции личностной идентичности разведенного супруга, профилактика депрессии, роста тревожности, развития страхов и фобических реакций;

· работа с ребенком с целью предупреждения эмоционально-личностных нарушений развития и поведенческой дезадаптации;

· оптимизация отношений разведенных супругов для обеспечения условий эффективного выполнения ими родительской функции воспитания детей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример. Компания «Маст» изготовляет два вида продукции: круглые и плоские батарейки для фонариков | Методы семейной диагностики.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.