Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Командный подход в менеджменте






 

Современные организации обладают ярко выраженными тенденциями к усложнению и увеличению своего структурного и функционального состава – это требует использовать более эффективные организационные формы и методы коллективного управления. Следствием этого является минимизация времени, необходимого для принятия управленческого решения с одновременным повышением качества этого решения. Один из возможных путей решения проблемы – создание управленческой команды.

Почти все успешно развивающиеся и конкурентноспособные фирмы в нашей стране и зарубежом строят свое развитие как на основе удовлетворения потребностей потребителя настоящего времени, так и потребностей завтрашнего дня (отделы научных исследований, перспективные лаборатории, аналитические службы). Эти подразделения отличаются повышенной подвижностью организационных структур – т.н. «меняющаяся геометрия», связанная со сменой задач, переходом сотрудников от проекта к проекту, создание временных творческих коллективов. В корпорации «Интелл» доля таких инновационных подразделений составляет 25% от всего числа сотрудников. Успешное функционирование этих служб определяется тем, удастся ли создать коллектив единомышленников, принимающих на себя ответственность за перспективы развития организации вместе с администрацией.

Еще один аспект командного подхода в менеджменте является не столь очевидным, но, возможно, самым существенным для функционирования организационных структур – производительность труда в современной организации зависит от осознания того факта, что работник (в частности, менеджер) связан с созданием коллективного продукта труда – т.е. «командный» подход имеет огромное значение как мотивирующий фактор.

 

В том случае, если менеджмент организации в полной мере осознает всю необходимость и позитивность командного подхода и реализует его на практике, удается сформировать специфическую организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных работников на общие цели.

 

Командный менеджмент, т.е. менеджмент, осуществляемый посредством создания и функционирования управленческих команд как одна из форм коллективного управления, основан на процессе делегирования полномочий. Почти все организации наделяют менеджеров различных уровней ответственностью за более широкий круг задач, чем тот, с которым они могли бы справиться лично. (Вопрос: «Чем менеджер отличается от остальных членов организации?» - личной ответственностью за достижение целей организации по определению П. Друккера).

Для того, чтобы они могли нести эту ответственность, создаются те или иные формы коллективного управления, основанные на перераспределении ответственности. Однако такая передача оказывается затруднительной для многих менеджеров. Они боятся, что важными аспектами дела их подчиненные или коллеги пренебрегут или выполнят их кое-как, и поэтому испытывают искушение брать все важные задачи на себя.

В успешных управленческих группах выработка и принятие решений осуществляются непосредственно группой, а роль администратора сводится к тому, чтобы создать для этого необходимые условия, определить границы пространства решения и дать в затруднительном случае необходимый совет.

Обычно выделяют следующие виды команд:

· Управленческая команда (или команда высшего руководства)

· Инновационная команда

· Команда, занимающаяся подготовкой рекомендаций (проектные группы, группы по аудиту, качеству или безопасности; в деятельности команд такого рода должны всегда присутствовать быстрое и конструктивное начало и разработка итоговой формулировки, чтобы их рекомендации могли бы быть внедрены).

 

Общие характеристики команд любого вида заключаются в следующем:

1. Команду составляют небольшое количество человек (чаще всего 5 – 7)

2. Команда отличается от любого другого коллектива наличием миссии – как некоторого назначения, в которое верят все члены команды, и которое обеспечивает первенство, продвижение вперед всей организации.

3. Существует отличие целей команды от ее миссии (миссия придает всем конкретным целям смысл и энергию; цели команды позволяют следить за своим продвижением по пути к успеху).

4. Члены команды разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности.

5. Командная подотчетность как определенные обязательства, основанные на информационной прозрачности членов команды и доверии (командная подотчетность – это определенные обещания, которые лежат в основе двух аспектов эффективных команд – обязательств и доверия; взаимная отчетность не может возникнуть по принуждению, но когда члены команды разделяют общее назначение, цели и подход, взаимная отчетность возникает как естественная составляющая).

6. Понимание членами команды функционально-ролевой соотнесенности (как умение исполнять и варьировать внутригрупповые роли).

7. Наличие капитана команды.

 

Все остальные признаки могут варьироваться (например, дух товарищества и партнерства, технические коммуникативные навыки и т.д.) – существует много примеров того, как деловые партнеры не переносили присутствия друг друга в своей личной жизни.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.